Темы семинарских занятий по курсу история древних греции и рима

Тема X. Древнегреческий полис

План

1. Теория полиса Аристотеля.

2. Предпосылки возникновения древнегреческого полиса.

3. Основные характеристики полиса:

а) полис как гражданская община;

б) политическая организация полиса;

в) полис и город.

Методические рекомендации Цель данного занятия — расширить и углубить теоретические знания студентов об античном полисе. Современные научные пред­ставления о полисе учитывают в том числе и трактовку полиса в древности, поэтому студенту необходимо познакомиться с основ­ными положениями теории полиса Аристотеля: причины возник­новения государства, основные формы человеческого общения оп­ределение полиса, классификация форм государственно устройства, учение о смешанной форме правления, модель идеального полиса. В рамках второго вопроса следует выявить материальные, истори­ческие, географические условия возникновения древнегреческого полиса. В рамках последнего вопроса семинарского занятия рас­сматриваются сущность полиса как гражданской общины, особен­ности политической организации полиса, в том числе студентом предлагается обсудить вопрос, является ли полис государством. За­вершает занятие рассмотрение проблемы взаимоотношения полиса и города как двух социально-экономических структур, что в пер­спективе выводит студентов на проблему причин недолговечности классического полиса.

Источники

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983 (а также другие издания).

Литература*

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. Л., 1976.

2. Античная Греция. Т. 1: Становление и развитие полиса. М., 1983.

3. Античный полис. Л., 1979 (ст. Ю.В. Андреева и Э.Д. Фро­лова).

4. Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля. М.; Л., 1965.

5. История Европы. Т. 1. М., 1988.

6. Кошеленко Г.А. Полис и город: К постановке проблемы // Вестник древней истории, 1980. № 1.

7. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима: Ш— I вв. до н. э. М., 1977.

8. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Тема II. Хозяйственный и общественный строй Греции XI-IX вв. до н. э. (по поэмам Гомера)

План

1. Гомеровский вопрос. Поэмы Гомера как исторический ис­точник.

2. Хозяйственный строй: сельское хозяйство, ремесло, тор­говля.

3. Социальная структура гомеровского общества.

4. Политическая организация гомеровского общества.

Методические рекомендации Цель данного занятия — на основе анализа источника показать основные черты хозяйственного и общественного строя Греции XI-

опи«к 3 рекоменаованного списка литературы студент может познакомиться с одной-двумя работами на выбор.





DC вв. до н.э. и определить характер и уровень ее развития. Ввиду сложности и своеобразия источника на обсуждение специально вы­несена история «гомеровского вопроса» и характеристика поэм как исторического источника. Основываясь на работах Ю.В. Андреева, студент должен показать особенности данного вида источников (ли­тературно-эпические произведения), многослойность поэм и исполь­зовать эти знания при анализе текста.

Разбирая второй вопрос, студенты должны выбрать из источ­ника сведения об отдельных сферах хозяйства, а затем сделать вывод об уровне хозяйственного развития Греции того времени, для чего также рекомендуется сравнить гомеровское общество с предшест­вующей микенской эпохой и с другими обществами, находящими­ся на той же стадии развития, что и Греция гомеровского периода.

В третьем вопросе подробно разбираются земельные отно­шения в данном обществе, характер и степень дифференциации на­селения, анализируются свидетельства о рабостве. Необходимо так­же затронуть вопрос о структурной организации гомеровского об­щества (семья, род, фратрия).

В последнем вопросе рассматривается организация власти. Необходимо не только охарактеризовать основные элементы управ­ления, но и показать их соотношение.

В заключение студент делает вывод о стадиальной принад­лежности гомеровского общества.

Источники

1. Практикум по истории древнего мира / сост. Н.Л. Просина, И.С. Свенцицкая. М., 1972. Тема 8.

2. Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д.П. Кал-листова. М, 1964. Раздел 2.

Литература 1984 ]ЛНдревв ЮВ' °б ист°Ризме гомеровского эпоса // ВДИ.

2. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

3. Античная Греция. Т. 1. Гл. 2.

м юла г*^Ч ЯА' Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963. Гл. Н,ш и Заключение.

| ^с/ГС-ДР-егреческой литоратуры <***

Pr^gjSE И.С, Некоторые проблемы землевладения в

<<№Т«Гр™ТаГины. Афинский путь к демократии: « Гом'раСпернкла (VI..-V вв. до и. ,). СПб., «X. 63-9Д 9. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. э4-У I.

Тема III- Социально-экономическое развитие ар-хаическои Греции по данным поэмы Гесиода «Труды и дни»

План

1. Общая характеристика крестьянского хозяйства.

2. Отражение в поэме развития товарно-денежных отношений.

3. Земельные отношения и социальная структура общества.

Методические рекомендации Поэма Гесиода является важнейшим источником по соци­ально-экономическому развитию раннеархаической Греции. Сту­дент должен представлять особенности данного источника (дидак­тический эпос). В отличие от гомеровских поэм, произведение Ге­сиода не содержит широкой картины развития общества, но позво­ляет дать характеристику социально-экономического развития сквозь призму зажиточного крестьянского хозяйства. В первом во­просе необходимо дать общую характеристику крестьянского хо­зяйства: его структура, организация трудового процесса и т.д. Спе­циально должен быть рассмотрен вопрос о связи его с рынком, что позволяет сделать некоторые выводы об уровне развития товарно-денежных отношений в данном обществе. В третьем вопросе раз-ираются данные поэмы о развитии земельных отношений, соци­альной структуре общества. При разборе второго и третьего вопро-и нео^ДеНТ ДОЛЖен читывать ограниченность данного источника мичес^ИМ0СТЬ пРивлечения к характеристике социально-эконо-КОГО СТР°Я архаической Греции других источников.

темы семинарских занятий по курсу история древних греции и рима - student2.ru Источники

1. Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Стру­ве. Т. 2. М., 1951.

2. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. Разд. 3.

Литература

1. Колобова КМ., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Л., 1959.

2. Радциг СИ. История древнегреческой литературы (любое издание). С. 105-108.

3. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1981. С. 44-53.

4. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. Гл. 3.

Наши рекомендации