Вопрос. государство спарта

Вопрос . Хамурапи.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

3. Вопрос . Законы Ману. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Вопрос.

Афины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства.Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатридов) – родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников. Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VI1I-VI вв. до н.э. Свою реформу Салон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство. Отмена долговых обязательств по-гречески называлась сисахфия - стряхивание бремени. Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участках. велено сбросить, а проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям. Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Салон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Салон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем. Законы Солона установили и новое государственное устройство в Афинах. Все граждане были разделены на четыре разряда в зависимости от получаемого дохода. Реформа Клисфена 509 г. до н.э.окончательно ликвидировала остатки родового строя. Клисфен ввел территориальное деление населения и уничтожил политическое значение старых четырех фил. Все население было разделено на 10 территориальных фил. В основу деления было положено постоянное местожительство граждан. Образовано 30 тритий (округ) из них 10- в Афинах; 10- в пригороде; 10- в прибрежной полосе. В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только 1/3 - за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней. Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.

вопрос. Государство Спарта

В IX в. до н.э. в долину реки Эврот вторглись с севера дорийские племена, покорив местное население и превратив его в угнетенное сословие - илотов. Жители горных территорий оказались тоже в зависимом состоянии. Они получили наименование периэков. Сравнительно небольшая область, захваченная дорийцами, получила название Спарта. В VIII в. до н.э. Спарта расширяет свою территорию на запад. Овладев Мессинией, дорийцы превратили ее земли в свою общую собственность. Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти: два царя; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла) и эфоры. Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные. Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили и гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров. В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена.

Вопрос. ДРЕВНИЙ РИМ.

Первые поселения появились на Палатинском холме около тысячелетия до н.э. Древнейшее население Рима жило в условиях первобытнооб-щинных отношений, организованное в 300 родов. Римские ученые уверяли, что они смогли точно вычислить и определить дату основания Рима. Это событие, по их словам, произошло 21 апреля 754 г. до н.э. Совет старейшин - сенат предварительно обсуждал вопросы, вносимые на куриатные комиции. Членов сената было 300 (по количеству родов). Народ выбирал своего вождя - рекса. Он был военачальником, верховным жрецом, верховным судьей. Эта должность выборная. Общественный строй Рима VI века до н.э.напоминал греческий - строй военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины; совет старейшин и вождь. . Реформа Сервня Тулия и связанные с ней перемены заняли повидимому целую эпоху (VI - III века до н.э.). Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворила одно из основных требований плебеев: они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с патрициями. Старые патрицианские курии оказались оттесненными на задний план. . Итак, реформа Сервия Тулия выполнила триединую задачу: 1) разрушила родоплеменной строй патрициев; 2) включила плебеев в состав римского народа; 3) совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения. Наряду со всем этим нововведением территория Рима была разбита на 4 округа- трибы. И патриции, и плебеи были приписаны к определенным территориальным округам. Старые роды и курии потеряли свое прежнее значение и стали замкнутыми корпорациями. Патриции и плебеи (мужское население) были разделены по имущественному принципу на пять разрядов. К первому разряду были отнесены те патриции и плебеи, у которых размер имущества составлял не менее 100 тысяч ассов (асе - медная монета); ко второму разряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75 тыс. ассов; к третьему - в 50 тыс. ассов; к четвертом- в 25 тыс. ассов; к пятому - в 11 тыс.ассов. Самые богатые граждане составляли первый разряд. Беднейшее население как из патрициев, так и из плебеев осталось вне разрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ничего не было. Потомство по латыни - proles. Поэтому они стали называться пролетариями. Римские военное ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды.

Наши рекомендации