Отличительные черты и признаки представителей дипломатической профессии
Опираясь на работы известных исследователей психологии дипломатии И.А.Мелихова и Р.Ф.Додельцева, попробуем выделить основные характеристики дипломатов. Из врожденных качеств можно особо отметить хорошее здоровье и устойчивую психику, ведь зачастую дипломатическим работникам приходится справляться со стрессовыми и непредвиденными ситуациями, требующими сильной эмоциональной отдачи. Безусловно, любой дипломатический работник должен быть высокообразованным, умным человеком, который может достойно представить свое государство на международной арене. Представитель данной профессии также должен обладать хорошей памятью, быть ответственным и организованным. Одна из главных особенностей профессии дипломата – это умение быстро находить решение на возникающие проблемы, поэтому хороший дипломат всегда должен быть готов мыслить неординарно и рассматривать ситуацию с разных позиций. Дипломатам необходимо владеть и такими качествами, как тактическая гибкость (грамотное и эффективное построение тактики своих действий), способность непредвзято прогнозировать дальнейшие события, умение идти на уступки, поддерживать дружеские отношения с представителями других стран, но в то же время преследовать в общении с ними интересы собственной страны (Мелихов, 2012). Стоит отметить и умение дипломатов работать с большими объемами данных, ведь им необходимо уметь грамотно отделять правдивую и значимую информацию от ложной и незначимой и правильно ее преподносить (Додельцев, 2011). В качестве отдельной характеристики можно выделить свободное владение двумя и более иностранными языками, знание истории, экономики, географии и культуры страны-партнера. В наши дни стремительное развитие современных технологий также требует от дипломатов умения пользоваться их достижениями и наработками.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дипломатический работник – это разносторонне развитый, образованный человек, который должен обладать широким набором личностных и профессиональных характеристик, а также владеть глубокими знаниями в самых различных областях для того, чтобы стать успешным представителем своей профессиональной группы.
Методология и процедура вхождения в поле исследования
В процессе изучения профессии дипломатического работника я пришла к выводу о том, что выявление реалий данной узкой профессиональной группы и дипломатической службы в целом невозможно без получения информации о ее особенностях от самих дипломатов. Во-первых, само по себе общение с дипломатическими работниками уже представляет большой интерес для исследователя. Возникает желание посмотреть на данную профессию «изнутри», глазами тех людей, кто с ней непосредственно связан. Во-вторых, в открытом доступе практически нет документов, в полной мере отражающих особенности данного рода деятельности. К тому же стоит помнить, что одно дело – полагаться на доступные данные, и совсем другое – проверять их, опираясь на реальные факты, полученные в результате собственного исследования. В этой связи было принято решение провести серию глубинных полуформализованных интервью с несколькими дипломатами, в ходе которых планировалось выявить основные характеристики профессии дипломатического работника.
Для проведения полуформализованного интервью необходимо заранее определить список вопросов и их примерный порядок. Одним из преимуществ данного метода исследования является непосредственное взаимодействие интервьюера и опрашиваемого, что способствует более неформальному и открытому выражению мыслей респондента. Однако подобное интервью имеет и некоторые недостатки. Среди них можно выделить такие факторы, как влияние личности интервьюера на возможные ответы опрашиваемого, сложность ведения беседы, ее протоколирования и анализа (Ядов, 2007).
Мною были опрошены пять сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации. Все вопросы для интервью (см. Приложение № 1) были поделены на шесть основных категорий:
1. Доступ в профессию дипломатического работника;
2. Уникальная область знаний дипломатов;
3. Идеология профессиональной группы;
4. Профессиональная этика (система профессиональных норм; то, что способствует внутренней сплоченности профессиональной группы, формированию ее публичного образа);
5. Наличие профессиональных организаций/ассоциаций дипломатов и их роль в профессии;
6. Контроль над профессиональной деятельностью дипломатических работников, санкции.
Собеседники для интервью отбирались с использованием метода снежного кома. В данном случае был найден ключевой информант, предоставивший свободный доступ к другим респондентам. Можно отметить, что данный факт оказал существенное влияние на ход исследования. Респонденты были заранее осведомлены об интервью, дали свое согласие на его проведение, а также обладали высокой степенью доверия ко мне, ведь гарантом моей порядочности и непредвзятости выступил их коллега. Я думаю, именно по этой причине в ходе интервью не возникло никаких трудностей.
Сами беседы длились в среднем около 20 минут и проходили на рабочем месте информантов – в Министерстве иностранных дел России. Каждое интервью было записано на диктофон и впоследствии транскрибировано (см. Приложение № 2).
Для того чтобы узнать мнение учащихся Лицея НИУ ВШЭ о том, как они воспринимают профессию дипломатического работника, было принято решение провести опрос-анкетирование. Варианты ответа на вопросы были определены заранее, однако респондентам предоставлялась возможность вписать свой вариант ответа в поле «Другое». Данная анкета была разослана доступной мне группе лицеистов в одной из социальных сетей. В итоге, в опросе-анкетировании приняли участие 125 лицеистов со всех шести направлений обучения. Анкета состояла из 27 вопросов, из которых 22 были направлены на выявление представлений лицеистов о профессии дипломатического работника. Остальные пять вопросов составили так называемую паспортичку, в которую были заложены вопросы о значимой для исследования социально-демографической и социально-экономической информации о самих респондентах (пол, возраст, направление обучения и т.д.).
Ниже приведены результаты интервью и опроса-анкетирования и сравнение мнений дипломатов с мнениями лицеистов о профессии дипломатического работника.
Аспекты профессиональной деятельности дипломатов:
интерпретация результатов интервью/опроса-анкетирования