Полит мысль античности и средневековья.

Становление и развитие полит мысли в древнем мире идет параллельно с развитием гос-в. Там,где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисленные полит теории.

Платон оставил в наследство свою теорию идеального гос-ва. Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на 3 сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, эмоциональному, чувственному, жаждущему богатства. Разумное начало присуще философам-мудрецам; эмоциональное- воинам; чувственное- земледельцам и ремесленникам.

Этическое воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общ-во, и поэтому предназначение человека- служить гос-ву, а не наоборот.

Пол-ка- царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Идеальной формой гос устройства в ранних работах им считались правление аристократии и монархии, наихудшими же- демократия и тирания, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.

Аристотель положил начало полит науке об общественной жизни. Общ-во- устоявшийся тип общения между людьми. Он определял человека как существо разумное, нравственное, коллективное, полит. Гос-во- высшая форма общения, воплощение справедливости и закона. Чел- часть гос-ва, он выполняет строго предписанные гос-вом ф-ции. Источником закона является коллективная мудрость всех гр-н. Пол-ка представляется как возможность субъектов гос общения пользоваться властью для достижения общественного блага. Аристотель ставил на первое место человека, а не гос-во, и утверждал, что чел есть существо общественное. Он выступал защитником частной собственности.

Цицерон. Полит идеал Цицерона- «смешанное гос устройство», форма правления, сочетающая в себе эл-ты монархии, аристократии и демократии.

Он первым проследил переход людей от естественного права к гос. Естественное право- это разумные, постоянные, вечные моральные положения, соответствующие природе человека. Законы гос-ва должны основываться на естественном праве, а их содержание- соответствовать интересам народа.

Важнейший вывод, к которому пришла античная и римская полит мысль, - построение лучшего общ-ва возможно, и сделать это можно с помощью чел знаний и воли. Уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить гос-во как результат чел деят-ти, понять пол-ку в связи с интересами людей и их объединений.

Период Средневековья характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на дух жизнь общ-ва религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на гос управление.

Аврелий Августин считал, что в мире существуют две общности: «град божий» и «град земной». Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй- на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того, чтобы гос-во оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.

Фома Аквинский.Светская власть должна находиться под контролем церкви, подчиняться власти духовной и следовать христианским заповедям. Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь. Аквинский является одним из отцов католицизма.

5. Полит мысль эпохи Возрождения и Нового времени.Период Возрождения характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, гуманитарных наук, городов, торговли, искусства. Родиной Возрождения была Италия. Здесь на ряду с развитием светской лит-рой и искусства формировалась и полит мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Никколо Макиавелли.Гос-во-явление естественное, а не божественное, это плод чел разума и опыта. Макиавелли относится к тем полит мыслителям, которые причины проявления гос-вв связывают с несовершенной, эгоистичной природой человека. Он сформировал концепцию циклического развития гос форм. Наилучшей формой гос-ва Макиавелли считает смешанную, воплощение которой видит в республике, сочетающей в себе достоинства монархии, аристократии и демократии. Макиавелли по праву считается родоначальником полит науки. Он сформулировал предмет и метод политологии, обосновал самостоятельность полит сферы жизни общ-ва, ее относительную автономность от др областей. Мыслитель перенес пол-ку в плоскость объективного и реального. Метод полит реализма, кот. ввел в политологию Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.Томас Мор. Основными ф-циями конструируемого Мором гос-ва являлись руководство народным хоз-вом и образованием, организация пр-ва и распределения. Мор и др представители раннего периода утопического социализма предлагали заменить частную собственность, в кот. они видели источник всех бед, общественной и сформировать общ-во с грубой уравнительностью.

Период Нового времени характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции. Одной из главных проблем в полит науке этого времени была проблема взаимоотношений личности и гос-ва.

Томас Гоббс обосновывал возникновение гос власти необходимостью упорядочения «естественного состояния» людей, в котором отношения между ними представлялись как «война всех против всех». Он изображал гос-во как сложный механизм господства и подчинения: гос-во не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деят-тью, поощрять всякого рода хоз. занятия.

Гоббс- сторонник сильной власти. Его симпатия на стороне абсолютной монархии. Джон Локк и Шарль Луи Монтескье, разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.Гоббс, Локк и Монтескье-одни из первых представителей идейно-полит течения «Просвещение». Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности чел разума и науки в деле рациональной перестройки общ-ва. Иммануил Кант обосновал выдвинутую античными мыслителями идею правового гос-ва, в кот. верховенствуют юридические законы. Установление правового гос-ва он связывал с нравственностью и формированием гражданского общ-ва.

Гегель. Гражданское общ-во он трактовал как систему полит институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в полит жизни и развитии гражданского общ-ва. Гос-во- система всеобщего интереса, гражданское общ-во- система частного интереса. Основным принципом взаимоотношений в гражданском общ-ве является индивидуализм.

Наши рекомендации