Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, соотношение государства как целого с его составными частями.

В отличие от формы правления форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает :

- части, из которых состоит внутренняя структура государства;

- правовое положение этих частей и взаимоотношения этих органов;

- принципы построения взаимоотношений между центральными и местными государственными органами;

Государственное устройство в современной теории государства разделяется на унитарное (простое) и сложное.

Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, подчиняются центральным органам власти, не обладают суверенными правами и признаками государственной независимости.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, осуществляющие верховное руководство соответствующими органами;

- наличие только одной общегосударственной конституции, единой системы законодательства, одного гражданства;

- деление страны осуществляется исключительно по административно - территориальному признаку;

- административные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства) не обладают государственным суверенитетом, политической самостоятельностью;

- наличие единых вооруженных сил, командование которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Сложное государство

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, ничего не конструирует, а лишь фиксирует отдельные их виды (классы) в истории и современной действительности. В результате выделились следующие классы сложных государств:

- протекторат;

- уния.

Протекторат - международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации.

Уния - это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации и империи.

Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государства. Федерация строится на началах децентрализации.

Это союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства, при этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно объединившиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят.

Формы политического режима

Политический режим

Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

Демократический режим

Политический режим демократического типа складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают фактическую защищенность прав, интересов личности, ее свободное развитие.

Режим демократической власти выражается в следующем:

- отсутствует единая, обязательная для всех государственная официальная идеология, однозначно определяющая цель общественно-политического развития, а иногда и политеческие средства ее достижения;

- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

- наличие свободно формируемых политических партий, ограничение их роли участием в выборах;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

- существует эффективная система прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Порядок и условия формирования государственной власти – главное в политическом режиме. Условия демократии обеспечивают решающую роль народа в этом процессе.

Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной.

Наши рекомендации