I. этапы развития римских публично-правовых институтов 54 страница

-Муж и жена (vir et uxor. - D. 38.11). Призвание к наследованию по преторскому праву оставшегося в живых супруга происходит, если был заключен законный брак (iustum matromonium), независимо от того, имел ли место переход под власть мужа (manu).

В вопросе о наследовании вольноотпущенникам эдикт устанавли­вает владение имуществом в следующем порядке: а) для сыновей воль­ноотпущенника; Ь) для законных наследников: патрона, патроны, сыно­вей патрона; с) для когнатов вольноотпущенника; d) для агнатов патро­на; е)для патрона патрона или его предков и потомков; f) для вдовы вольноотпущенника или вдовца вольноотпущенницы; g) для когнатов патрона6.

5 D

В силу этого призвания друг другу могут наследовать мать и сын sui juris в качестве Игнатов первой степени, исключая братьев, как когнатов второй степени. См.: D'Ors. Derecho Privado Romano. §263.

Если вольноотпущенник умирает без завещания и оставляет наследниками только при­емных сыновей или жену, находившуюся под властью мужа (in manu), претор давал па-ТХШу и его сыновьям владение половиной наследственного имущества (bonorum possessio oimidiae partis). Для отмены отчуждений, которые вольноотпущенник злонамеренно со-^ршил при жизни, или на случай смерти (mortis causa), в нарушение наследственных прав патрона, претор дает арбитрарный иск, где объем возмещения устанавливается на усмот-Рение судьи (actio arbitraria), или иск по факту (in factum): Фабиев иск (actio Fabiana) для "^следования по завещанию и Кальвизиев иск (actio Calvisiana) для наследования по зако-"У- С их помощью достигается аннулирование отчуждения в той мере, в какой нанесен УЧерб патрону при принятии наследства, высчитанный на основе того, какой размер име-

0 наследственное имущество до распоряжений вольноотпущенника (D. 38.5).

т

S226

Наследование по закону

Если на призвание к наследованию никто не откликается, претоп приказывает продать имущество, чтобы расплатиться с кредиторами (Гай. 3.78). Согласно законам Августа о выморочном имуществе сво­бодное наследство поступает в общественную казну.

§ 226. Реформы императорского законодательства ,,

Реформа наследования по закону, начатая в преторском эдикте продолжается в законодательстве сената и императоров с целью устано­вить преимущество естественного родства над агнатическим. Реформы проводили, принимая во внимание опыт отдельных случаев, когда об­щественное мнение требовало более ясных и справедливых решений.

В эпоху Адриана Тертуллианов сенатусконсульт призывал мать к наследованию своему сыну, основываясь на прецеденте, созданном Клав­дием7. Она должна была иметь так называемое право троих детей (ius liberorum)8 и при призвании обладала преимуществом перед агнатами, но только если наследовала сыну, который не оставил ни своих сыновей, ни освободившего его из-под своей власти отца (parens manumissor)9, ни еди­нокровных братьев (D. 38.17; Улыгиан, Epit. 26.8; /. Inst. 3.3).

При Марке Аврелии Орфициев сенатусконсульт 178 г. н.э. призы­вает сыновей наследовать матери с преимуществом перед всеми ее аг­натами (/. Inst. 3.4).

В постклассическом праве существовала тенденция к тому, чтобы сделать для матери наследование сыну независимым от права троих детей (ius liberorum). По распоряжению Константина (CTh. 5.1.1) мать, не имеющая этого права, могла наследовать '/з имущества сына в ущерб агнатам, которые являлись дядьями умершего по отцовской линии10. Используя в качестве прецедента другие распоряжения императоров (Валент, CTh. 5.1.2; Валентин, III, CTh. 5.1.7), в которых широко при­меняется конституция Константина, Юстиниан объявляет, что наследо­вание для матери не зависит от ius liberorum (CI. 8.58.2; 6.56.7). В ре­зультате она теперь наследует вместе с агнатами по боковой линии. Анастасий издает в поддержку когнатического родства распоряжение о

1. Inst. 3.3.1: «Император Клавдий первый предоставил одной женщине, чтобы хоть как-то ее утешить, право наследовать по закону ее сыновьям, которых она потеряла».

8 Согласно с демографическими тенденциями закона Юлия и Папия (lex lulia et Papia) таким правом (ius liberorum) обладала гражданка, у которой было трое сыновей, или воль­ноотпущенница, у которой их было четверо.

9 При эманципации отец, который трижды продал сына, после последней эманципации, когда тот находился в кабальной зависимости (in mancipio), освобождал его, чтобы ос­таться как бы в качестве патрона собственного сына (parens manumissor).

10 Константин (CTh. 5.1.1) отнимает у матери, обладающей правом троих детей Uus liberorum), V3 в пользу тех, кто были умершему дядьями по отцовской линии.

Наследование по закону в Юстиниановом праве

§227

том, что эманципированные братья и сестры могут наследовать друг другу соответственно вместе с неэманципированными, хотя и в мень­шем размере (CI. 5.30.4; /. Inst. 3.5.1). Эта разница в доле отменена Юс­тинианом (CI. 6.58.14.6). Все эти отдельные распоряжения в итоге соз­дают сложную и запутанную систему наследования, куда входят нормы, различные по происхождению, частично противоречивые, которые все вместе оказываются в Кодексе Юстиниана.

§ 227. Наследование по закону в Юстиниановом праве

На последнем этапе развития системы наследования по закону Юс­тиниан заново перерабатывает в 118-й Новелле 543 г. н.э. и в 127-й Но­велле 548 г. н.э. весь порядок наследования без завещания. В Новеллах окончательно принимается призвание к наследованию в рамках естест­венной семьи, или кровного родства, и упраздняется прежняя система цивильного права. Новый порядок наследования допускает полную пра­воспособность для сыновей и для жены, и системы преторского и ци­вильного права сливаются в одно целое. Порядок призвания к наследст­ву предусматривает четыре категории наследников:

1. Потомки независимо от их положения относительно отцовской власти: подвластные, эманципированные или отданные на усыновление. Потомки одной степени родства наследуют поголовно; внуки наследу­ют по поколениям, представляя своего умершего отца.

2. Предки и братья и сестры по обеим линиям, то есть по материн­ской и отцовской линии (germani, ae)11, при этом:

- если соперничают потомки и братья, то они наследуют поголовно;

- если есть только потомки, то ближайшие исключают самых дальних, а если есть только они, то наследство делится по двум линиям, и в рамках каждой степени родства наследуют поголовно;

- если соперничают братья, то наследуют поголовно, но с правом представительства потомков уже умерших братьев.

3. Братья и сестры по одной линии (единокровные - consanguinei: по линии отца; единоутробные - uterini: по линии матери) наследуют поголовно, с правом представительства для их потомков.

4. Остальные родственники по боковой линии до 6-й и 7-й степе­ней родства, как указано в эдикте претора, при этом ближайшие исклю­чают самых дальних.

Если перечисленные наследники отсутствуют, тогда призывают пережившего супруга (/. Inst. 3.9.7). В том случае, если вдова бедна и не

Юстиниан в 84-й Новелле 539 г. н.э. использует данное понятие (germanus), именно подразумевая брата и по отцу, и по матери. От этого латинского слова произошло испанское «брат» (germanus - hermano). См.: Del Rio. II Emerita. 1939. P. 1 у sigs.

S227

Наследование по зак<

имеет средств к существованию, 53-я и 117-я Новеллы предоставляют ей право на часть наследства (обычно V4 часть), размер которой варьи­руется в зависимости от родственников, тоже участвующих в разделе наследства.

Казус №97. Наследство двух братьев

Два брата, Гай и Тиций, совместно владели иму­ществом: Гай умер без завещания, не оставив после себя наследников по собственному праву, а пережив­ший его Тиций не хотел быть его наследником. Он спрашивал: обязался ли он к принятию наследства из-за того, что пользовался общими вещами, зная о смер­ти брата?

Помпоний, 35 ad Q. Muc. D. 29.2.78

Факты и вопросы

— Один из братьев, Гай, умирает без завещания (ab intestato), а пе­реживший его Тиций продолжает пользоваться общими вещами.

- Поскольку Тиций не хочет быть наследником Гая, встает вопрос: является ли пользование общими вещами равносильным молчаливому принятию наследства?

Ответ

Квинт Муций, Помпоний

Если только он не пользовался с намерением сделаться наследником, то он не обязался; таким образом, он должен дать гарантию, чтобы он осуществлял свое право только в отношении своей доли.

III. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

§ 228. Завещание. Сущность и характеристика

Завещание есть правомерное выражение нашей , \ воли в присутствии свидетелей, сделанное торжест-

венно для того, чтобы оно действовало после нашей *'' смерти.

Ульпиан, Epit. 20.1

>', Завещание есть правомерное заявление, которое

выражает нашу волю относительно того, что каждый из нас хочет, чтобы было сделано после его смерти.

Модестин, 2 pand. D. 28.1.1

Данные определения отражают представления римских юристов о завещании и упоминают о следующих деталях:

- Речь идет о торжественном заявлении в присутствии свидетелей1.

- Подчеркивается воля (voluntas) или намерение (mens) завещателя2.

- Заявление должно быть сделано в торжественной форме и в соот­ветствии с требованиями права3.

-Это распоряжение, посредством которого завещатель объявляет свою волю относительно того, что должно быть сделано после его смерти4.

По данным Феста, testatio означает призвать кого-либо в свидетели. Для юристов это означает волю распорядителя, выраженную в присутствии свидетелей. Ульпиан (1 Sab. D. 28.1.20.8) говорит о «последнем завещательном заявлении» (suprema contestatio); Павел называет завещания testationes (Павел, Sent. 5.25.5). Латинское testamentum, то есть завеща­ние, производят от testatio mentis, то есть засвидетельствование намерения (/. Inst. 2.10 рг.). Авл Геллий (6.12) приписывает эту этимологию Сервию Сульпицию и считает ее ложной. См.: Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 18; Amelotti: v. testamento (d. romano) // ED (c библиографией).

К «воле умершего» (voluntas defiincti) также относится определение Квинтилиана (Decl. 308), который рассматривает завещание как «утешение в смерти» (solacium mortis). Тубе-рон утверждает тот принцип, что «намерение того, кто говорит, предшествует словам и имеет большее значение, чем слова», не соглашаясь с мнением Сервия Сульпиция Руфа; их обоих цитирует Цельс (19 dig. D. 33.10.7.2). Используются также выражения «послед­нее завещательное заявление» (suprema contestatio), «последнее суждение» (supremum uidicium), завещание-элогий (elogium).

Чапиниан, 1 dif. D. 28.3.1: «торжественные» (sollemnia); конституция Гонория и Феодосия *'" г. н.э. (CTh. 4.4.5): «согласно праву и в торжественной форме» (iure ас sollemniter).

Эта последняя часть определения представляется слишком расплывчатой и подвергается критике за то, что в ней забыта главная для завещания деталь - назначение наследника. Но

эпоху, в которую оно было дано, этот момент не считался обязательным для того, чтобы

§229

Наследование по завещанию

Завещание, следовательно, является односторонним волеизъявле­нием, торжественно выраженным перед свидетелями и поддающимся отмене, которое содержит распоряжения на случай смерти (mortis causa) и, главное, назначение наследника. Таким образом, завещание обладает следующими характеристиками:

- Это акт согласно нормам цивильного права и с соблюдением ус­тановленных формальностей. Исходя из этого, только римские граждане могли составлять завещание.

- Это односторонний акт в том смысле, что необходима только во­ля завещателя, и он может быть отменен вплоть до смерти последнего.

- Это акт на случай смерти (mortis causa), который действителен только после смерти наследодателя, когда происходит призвание к на­следству.

§ 229. Древние и классические формы завещания

Существует две древнейшие формы завещания: перед куриатными комициями и перед войском (Гай. 2.101).

- Завещание перед куриатными комициями (testamentum calatis comitiis) совершается в мирное время на собраниях, которые дважды в год комиции посвящали именно этой цели. Этот акт осуществлялся по­средством устного заявления завещателя и, видимо, требовал одобрения со стороны собрания. Из-за трудностей, которые создавала подобная система, она очень скоро выходит из употребления, и вместо курий вы­ступают символически замещающие их 30 ликторов (lictores).

-Завещание перед строем в боевой готовности (in procinctu), то есть когда воины взялись за оружие, чтобы идти на войну, поскольку в боевой готовности (procinctus) называли вооруженное войско, готовое к бою. Заявление, сделанное перед войском, теряет свою силу после того, как завещатель вернулся из похода. При Цицероне эта форма является уже сугубо историческим воспоминанием (De nat. deorum. 2.39).

Позднее добавилась третья форма (Гай. 2.102):

- Завещание посредством меди и весов (testamentum per aes et libram)5 представляет собой торжественный акт манципации (mancipa-tio), с помощью которого завещатель продавал свое имущество дове­ренному лицу (mancipatio familiae) в присутствии весовщика (libripens) и пяти свидетелей. Лицо, принимающее на себя заботу об имуществе, обязывалось передать его тому, кто был назначен завещателем. Эта

Древние и классические формы завещания

§229

завещание имело законную силу. См.: Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 20 e sgg-.

§235.

5 См.: Amelotti. Le forme classiche di testamento. I-II. Torino, 1966-1967; Scherillo. H tes-

tamento. I-II. Milano, 1965-1967.

процедура, подразумевающая участие фидуциария, восходит к архаиче­ской эпохе. Она возникла из неуверенности завещателя в том, что его воля будет исполнена после его смерти, и поэтому требовалось при­влечь доверенного друга. Через акт манципации можно было передать только физические вещи, но не права или обязательства. Понтифики придали обряду с медью и весами силу завещания для передачи наслед­ственного имущества во всей его совокупности. Приобретавший имуще­ство посредством продажи не был наследником, а, по выражению Гая (2.103), «занимал место наследника». Тем не менее лица, названные в соглашении о покупке в фидуциарном порядке (pactum fiduciae), не на­следовали завещателю, а приобретали наследство у покупателя (emptor)6.

После того как исчезают две древнейшие формы, отвечавшие тре­бованиям общины ограниченного размера, в классическую эпоху сохра­няется только завещание посредством меди и весов7.

Заявление завещателя на первом этапе носило устный характер (nuncupatio), затем оно стало писаться на восковых табличках, которые представлялись свидетелям, чтобы те их заверили своими печатями. Так проявлялось уважение к тайне распоряжений завещателя, который имел возможность легко отменить завещание, просто сломав восковые таб­лички и тем самым уничтожив выражение своей последней воли. Ман-ципация (mancipatio) сводится к простой формальности, которая в пред­ставлении юристов служила для того, чтобы приобрести положение на­следника. Приобретение осуществляется теперь в интересах не покупа­теля, а лиц, указанных в торжественном заявлении (nuncupatio), причем не сразу же, а в момент смерти завещателя. Объектом этого акта высту­пают вещи и права, которые нельзя передать путем манципации (mancipatio). Завещательные действия женщины происходили при уча­стии опекуна.

Ср.. Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 36.

Гай (2.104) описывает новую форму этого акта: «После того, как написаны таблички завещания, и в присутствии, как и при других торжественных продажах, пяти свидете­лей из числа совершеннолетних римских граждан и весовщика завещатель формально продает свое имущество другому лицу, причем покупатель имущества произносит такие слова: "Яутверждаю, что твоя семья и твое имущество по квиритскому праву находятся под моей опекой и моим надзором, а по этому праву, по которому ты можешь составить завещание, все это покупается мною за цену наличной меди ". Затем ударяет по весам мед­ным бруском и вручает его завещателю в качестве покупной цены, после этого завещатель с таблицами завещания в руках говорит так: "Я передаю, завещаю и свидетельствую так, как написано на этих восковых таблицах, и этому вы, сограждане, будьте моими свидете-1и>ми ". Это так называемое торжественное заявление (nuncupatio), потому что пипсираге означает "заявлять публично ", и таким образом завещатель называет и подтверждает в Целом то, что подробно записал на табличках завещания».

§230

Наследование по завещанию

Воинское завещание

§230

Несмотря на широкое распространение письменной формы заве­щания, устная, или нункупационная, форма также считается допусти­мой, и дело доходит до того, что обе формы сосуществуют друг с дру­гом. Ульпиан (2 Sab. D. 28.1.21) утверждает, что «завещатель может назначить наследников устно или письменно». В некоторых случаях устная форма является единственно возможной, в частности, для того, у кого нет рук (Павел, 3 sent. D. 28.1.10).

С конца Республики действует так называемое преторское завеща­ние: претор предоставляет владение имуществом согласно завещанию (bonorum possessio secundum tabulas: D. 37.11) тому, кто был назначен наследником в табличках или записях, заверенных печатями семи лиц, участвовавших в манципации (пять свидетелей вместе с весовщиком и покупателем (emptor))8. He требуется ни исполнения обряда, ни фор­мального заявления завещателя9.

В течение классической эпохи сосуществуют завещания по ци­вильному и по преторскому праву. Если возникает судебное разбира­тельство между наследником по цивильному праву и наследником по преторскому праву, то первый пользовался преимуществом до издания рескрипта Антонина Пия (Гай. 2.120), по которому преторскому на­следнику предоставлялась эксцепция, лишавшая силы требование на­следника по цивильному праву (см. § 213). При наличии двух завеща­ний, одного - по цивильному, другого - по преторскому праву, они счи­тались равноценными, поскольку относительно отмены завещания было принято решение, что более позднее отменяет предшествующее (Ульпи­ан, 2 Sab. D. 28.3.2).

§ 230. Воинское завещание

Особый порядок устанавливается для завещаний воинов10, сначала в силу уступок временного характера, начало которым положил Цезарь

Гай. 2.119: «Тем не менее претор предоставляет владение имуществом наследникам, назначенным в табличках завещания, если оно подписано, и то же самое происходит, если завещание оказывается недействительным по другой причине, например потому, что наследственное имущество не было продано или завещатель не произнес положенной при манципации формулы». О том же см: Гай. 2.147. См.: Кос/. Testamento pretorio // Studi Grosso. I. 1968. P. 97 e sgg.

9 По мнению Д'Орса, в истории римских документов это завещание является первым, обладающим конститутивной силой, хотя бы и только в отношении преторского права, и, следовательно, законодательство, связанное с завещанием, положило начало нормам, направленным против фальсификации (lex Cornelia testamentaria 81 г. до н.э.). См.: D'Ors II Studi Volterra. II. P. 257; Idem. Derecho Privado Romano. §273).

10 См.: Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 71 e sgg; Hernandez Gil. El testamento mihtar (en torno a un sistema hereditario militar romano). Madrid, 1946; Scherillo II Studi Volterra. 3. Madrid, 1970. P. 613 у sigs.

и продолжили Тит и Домициан, а позднее - уже в установленной обще­принятой форме, Нерва и Траян. Их особенность заключается в призна­нии того, что воины «.оставляют свои завещания как хотят и как мо­гут, и достаточно просто воли завещателя для распределения его имущества» (Ульпиан, 45 ed. D. 29.1.1 pr.).

Создание в интересах солдат специального завещательного режима (ius singulare) представляет собой не только упразднение форм, требуе­мых цивильным правом, но также фундаментальные нововведения, ко­торые устанавливают преимущество воли завещателя над ее словесным выражением (verba)11. Однако хотя они не подчиняются нормам цивиль­ного права12, это не означает, что завещания военных имеют силу без соблюдения требований закона (Трифонин, 18 disp. D. 49.17.19.2).

Принципиальные особенности, которые отменяли общие правила, установленные для завещаний, заключались в следующем: солдат может распорядиться только частью своего наследства, позволяя тем самым, чтобы для остальной доли открылось наследование по закону (несовмес­тимость двух видов наследования в данном случае не применяется, см. § 214); также здесь не действует принцип «однажды наследник, всегда наследник» (semel heres semper heres), и наследники могут быть назначе­ны под определенным условием или сроком или в порядке следования друг за другом (Ульпиан, 45 ed. D. 29.1.15.4; Трифонин, 18 disp. D. 29.1.41 pr.); можно оставить наследство двум лицам, как если бы речь шла о двух наследствах, с тем чтобы тот, кто получит одно из этих наследств, не имел никаких прав или обязательств в отношении другого (Юлиан, цит. Гаем, 15 ed. prov. D. 29.1.17.1; Папиниан, 3 quaest. D. 16.2.16 pr.); можно назначить наследника определенной вещи, а для остального имущества открывается наследование по закону, не давая наследнику права на при­ращение, если он этого не захотел (Папиниан, 6 resp. D. 29.1.12; Павел, 7 quaest. D. 29.1.37); можно было предоставить легаты без того, чтобы они подчинялись ограничениям по Фальцидиеву закону (lex Falcidia; Гай, 15 ed. prov. D. 29.1.17.4; Трифонин, 18 disp. D. 29.1.18). Другие особенно­сти касаются правоспособности: подвластный сын, находясь на службе, может оставить завещание и распорядиться своим лагерным пекулием (Ульпиан, 67 ed. D. 49.17.2; 19 ed. D. 10.2.2.2; 7. Inst. 2.12 pr.), хотя не ясно, является ли он лицом своего права (sui iuris)'3.

По мнению Бьонди, завещание воина является той областью, где возникают нормы и институты, дающие новое направление системе завещаний; рядом с преторским завеща­нием и приложением к завещанию возникает фактор, способствовавший эрозии традици­онных принципов (Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 77).

Каракалла утверждает даже, что «они не подчиняются узам права» (CI. 6.21.3).

Ульпиан, 45 ed. D. 29.1.42. Правоспособность требуется только во время смерти (Ульпи-""i D. 29.1.13.2), и в данной ситуации не имеют значения случаи неправоспособности,

§231

Наследование по завещанию

В классическую эпоху данный особый завещательный режим отно­сится ко всем военным, служат ли они на море или на суше, с момента их поступления на службу и в течение года после отставки {Ульпиан, 45 ed. D. 29.1.42; Ульпиан, Epit. 23.10). Юстиниан ограничивает его действие сроком нахождения в действующей армии (CI. 6.21.17; /. Inst. 2.11 рг.). Вместе с этим особый режим трансформируется в экстраординарную форму завещания14.

§ 231. Приложение к завещанию (кодициллы)

Завещатель мог выполнить свое завещание, добавив отдельный до­кумент или маленькую запись (codicillus, уменьш. от codex), которая яв­лялась приложением к завещанию или составлялась позднее (D. 29.7). Она возникает в эпоху Августа (/. Inst. 2.25 рг.) и внедряется в общую практику как наиболее короткая и свободная форма для завещательных целей15. Эти кодициллы считаются частью завещания (Гай, 11 ad leg. lul. et Pap. D. 29.3.11), ведь если в них были включены распоряжения и если наследство не принято, то приложения не имеют силы (Юлиан, 39 dig. D. 29.7.3.2). Они могут относиться к уже составленному завещанию или к тому, которое будет составлено; со времени Траяна они действитель­ны при наследовании по закону, поскольку оно открывается для всего наследства, не включенного в приложение, и наследники обязаны учи­тывать сделанные в нем распоряжения (Павел, de iure cod. D. 29.7.8).

Приложения содержат легаты, манумиссии, назначения опекунов или отмену всех этих распоряжений. В кодициллах нельзя назначить наследника или лишить наследства (Гай. 2.273), тем не менее в завеща­ние можно включить пункт о том, что назначение, сделанное в прило­жении, будет иметь законную силу: «Пусть будет наследником тот, кого назначу в моих кодициллах» (Папиниан, 17 quaest. D. 28.5.78(77)).

Подтверждение кодициллов в завещании должно быть сделано в императивной форме. Если использованные выражения имеют значение простой просьбы, то они рассматриваются как фидеикомисс. Приложе­ния, не подтвержденные в завещании, могли содержать такого рода рас­поряжения в порядке фидеикомисса, или распоряжения о предоставле­нии свободы, вверенные совести (fides) наследника.

Поскольку на практике кодициллы считались более простой формой завещания, возникает обыкновение вносить в завещание так называемый

указанные в законе Юлия и Папия (lex lulia et Papia. - Гай. 2.111). Эти исключения вводи­лись прежде всего под влиянием провинциальной практики.

14 Ср.: Biondi. Successione testamentaria, cit. P. 76.

15 См.: Scarlata, Fazio. La successione codicillare. Milano, 1939; Negri. La clausola codicillare del testamento inofficioso. Milano, 1975.

Формы завещания

§232

пункт о приложении, согласно которому в случае, если завещание ока­жется недействительным, оно имеет законную силу как кодициллы (Марк Аврелий, цит. Ульпианом, 29 Sab. D. 29.1.3; Ульпиан, 4 disp. D. 29.7.1).

В классическую эпоху, видимо, не требуется никакой специальной формы. Требуемые законом реквизиты возникают в постклассическую эпоху, когда слияние завещания и кодициллов приводит к тому, что в отношении последних применяют те же правила, что и для завещания, требуя такого же числа свидетелей16. С другой стороны, более простая и свободная форма кодициллов распространяется на завещание. Со вре­мени Александра Севера отменено требование составлять завещание на латинском языке, а Константин упраздняет произнесение торжествен­ных формул (sollemnia verba). Юстиниан, чтобы не смешивать оба ин­ститута, возвращается к тому принципу, что в приложении нельзя на­значить наследника (/. Inst. 2.25.2).

§ 232. Формы завещания в постклассическом и Юстиниановом праве

В постклассическую эпоху происходит смешение различных форм завещания, и в итоге возникает довольно запутанная система, в первую очередь под влиянием провинциальной практики. Классическая разница между завещаниями по цивильному и по преторскому праву теперь со­храняется в отношении двух видов завещания: открытого, которое со­вершается перед пятью свидетелями, и закрытого, которое возникает за подписью семи свидетелей17. Из закрытого, или письменного, завещания рождается то, которое Юстиниан называет «трехчастным» (tripertitum: CI. 6.23.21; /. Inst. 2.10.3), потому что оно содержит в себе заимствования по трем линиям: от цивильного права берет одновременное присутствие свидетелей, из преторского - требование семи печатей свидетелей, из императорского - подписи этих свидетелей. На Востоке действуют такие новые формы, как «двустороннее» завещание (Валентиниан, III, Nov. 21) и «написанное» собственной рукой завещателя (testamentum holographum), Для которого не обязательны свидетели (Валентиниан, III, Nov. 21).

Наряду с этими формами вводятся другие, в которых принимают участие судьи или государственные чиновники. Гонорий и Феодосии разрабатывают завещание, объявленное перед судьей или муниципаль­ным должностным лицом и занесенное в протокол (apud acta), и завеща­ние, отданное в императорский архив на хранение (testamentum principi oblatum. - CTh. 4.4.4; CI. 6.23.18; 6.23.19.1).

'^Константин, CTh. 4.4.1; Феодосии, II, CTh. 4.4.7; Юстиниан, CI. 6.36.8.3. См.: D'Ors II RIDA. 1955. P. 219; Idem. Derecho Privado Romano. § 276.

§232

Наследование по завещание

В особых случаях используются формы завещания, которые счи­таются экстраординарными:

- Завещание во время эпидемии (testamentum pestis conditum), ко­торое по конституции Диоклетиана 290 г. н.э. не требует одновременно­го присутствия свидетелей; последнее может быть поочередным.

- Завещание в поле (ran conditum) по конституции Юстиниана 534 г. н.э. (CI. 6.23.31; Nov. 73.9) могло быть объявлено перед пятью свидете­лями, когда не удавалось найти требуемых семи. Если завещание со­ставлено письменно, свидетели, умеющие писать, подписывают его вместо тех, кто не умеет писать, но необходимо, чтобы все были знако­мы с содержанием завещания, которое они должны подтвердить после смерти завещателя.

- Завещание слепого в классическую эпоху могло быть совершено в устной форме акта манципации (Павел, Sent. 3.4a.4); в постклассическом праве слепой должен был продиктовать завещание нотариусу либо секре­тарю перед семью свидетелями или поручить его написание восьмому свидетелю в присутствии всех остальных (CI. 6.22.8; /. Inst. 2.12.4).

- Завещание неграмотного требует присутствия восьмого свидетеля, который подписывается за завещателя (Феодосии II и Валентиниан III: Nov. 16.3).

-Завещания в пользу Церкви и на благотворительные цели (piae causae), по решению Константина, были свободны от соблюдения уста­новленных законом форм (CTh. 16.2.4). Другие привилегии, предостав­ленные христианской Церкви, распространяются на благотворительные цели (CI. 1.2.14; 1.2.25(26))18.

Юстиниан, кроме указанных нововведений, вернулся к классиче­скому порядку для формы завещания, требуя наличия семи свидетелей для назначения наследника.

Документ ,

Завещание Антония Сильвана

«Антоний Сильван, всадник I мавританской алы фракийцев, помощник префекта, из турмы Валерия, составил это завещание:

Марк Антоний Сатриан, мой сын, пусть будет наследником всего моего имущества, как приобретен­ного на военной службе, так и семейного происхожде­ния; пусть все остальные члены моей семьи будут пи-

Наши рекомендации