Понятие полит. сознания, его структура, типы.
Пол. сознание общества - система знаний, идей, взглядов, ценностей, норм, убеждений, представлений, чувств, в кот. выражается восприятие полит.и субъектами полит. процессов и мира политики в целом. Полит. сознание - непассивное отражение полит. бытия. Оно может прогнозировать развитие полит. процессов и влияти на полит. жизнь. Политике необх. учитывать состояние полит. сознания общества, отд. классов, слоёв, групп населения. Полит.сознание явл. опосредующим звеном между базовыми интересами и потребностями полит. субъектов и их полит. поведением. От его содержания напрямую зависит характер мотивации полит. поведения людей и динамика полит. развития общества. Полит. сознание сложно по составу и структуре. Структурир. полит. сознания можно осуществ. по: 1. По функцион. назначению различают познават. (когнитивные) компоненты (знания, интерес к политике, информированность, убеждения) и мотивац. компоненты (ценности, чувства, установки, позиции). 2. По способам отражения полит. процессов различают полит. идеологию и полит. психологию. По степени устойчивости психологич. образов различают менталитет общества и массовые настроения. 3. С точки зрения субъектов носителей различают массовое, групповое, индивид. и т.д. сознание. 4. На основе глубины и достоверности отражения полит. реальности различают след.уровни полит. сознания: научно-теоретич., эмпирический и обыденный уровни полит. сознания. Научно-теорет. уровень полит. сознания - самая высокая ступень познания полит. действит. На этом уровне происходит глубокое проникн. в сущность полит. процессов и явлений, выявление их причин и закономер. Типы полит. сознания: от характера идейно-политич. убеждений и ориентаций людей их полит. сознание может быть:•социалистич., ориентир. на приоритет в политике принципов коллективизма, соц. равенства и справедливости• либерал., выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида• консервативным, направл. на сохр. традиц. обществ. устоев и ценностей. В завис. от характера отношения субъекта соц.о действия к госуд. как политич. институту: • этатистский тип политич. сознания; • анархистский тип политич. сознания. От типа политического режима: • демократич., • авторитарный, • тоталит. типы политич. сознания. От ориентации на тот или иной характер соц. деят.субъекта: • консервативный (ориентир. на сохр. прежних обществ. порядков); • радикальный (на коренные, решительные преобраз); • реформистский (на осуществления соц. изменений путём реформ) Тот или иной тип полит. сознания в чистом виде встр. редко, в действит.в сознании и поведении одного и того же субъекта может одноврем. проявляться несколько типичных черт.
35. Полит. поведение и полит. участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в полит. жизни.Полит. поведение – разновидность соц. активности субъектов, действия кот. носят мотивир. характер, и выражает реализ. ими своих полит. статусов. С другой стороны полит. поведение представляет универс. хар-ку полит. жизни, применимую к любым субъектам властных отношений. Полит. поведение бывает индивид., групповым, массовым, институализир. и неинституализиров. Но в полит. науке сложились разные подходы к пониманию полит. поведения:- как совокупность любых действий в сфере политики;- как область выражения смыслополагающих или инстинктивно выраж. мотиваций;- как связь с достижением определ. уровня взаимоотношений полит. субъектов, в кот. они раздел. на «друзей» и «врагов», с наличием организац.-институц. оформленности носителей власти.Содержание и характер полит. поведения зависит от: - типа субъекта;- мотивов его действий;- средств достижения целей;- состояния соц. среды, в кот. совершаются действия;- типа объекта воздействия.В целом на полит. поведение человека значит. действие оказывают биолог., психолог. и социокультурные факторы. Типы полит. поведения:1.С точки зрения осмысленности действий, выдел.:- осознанные действия, в основе кот. лежат ценностные, рацион. мотивы;- неосознанные, при кот. мотивация выведена из-под контроля сознания. К ним можно отнести действия, возник. в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации (охлократия – власть толпы, события в Югославии, Грузии, Украине, Кыргызстане). 2. С точки зрения публичного хар-ра действий выделяются: - открытые (участие в выборах, манифестациях, митингах); - закрытые (полит. пассивность, абсентеизм, деятельность подпольных организаций). 3. По соответс. официальным, господствующим нормам полит. системы, полит. поведение подразделяется на: - нормативное (законопосл., лояльность, конформизм); - девиантное, отклоняющееся от офиц. предписаний (терроризм). 4. С точки зрения преемствен. полит. развития: - традиц. полит. поведение, характерное для данного общества, режима, менталитета; - инновац. (новые черты как в отнош. между субъектами, так и с институтами власти). 5. По доминир. характеру мотиваций полит. поведение делят на: - автономное (действие опред. сами субъекты полит. процесса); - мобилизац. (действия вызваны по преимуществу внешними причинами, навязаны извне). Полит. участие – действия, предприним. отдельными гражданами или их группами с целью влияния на гос. или обществ. политику, управление гос. делами или на выбор полит. руководства, лидеров на любом уровне полит. власти. Различают полит. участие: – индивид. и коллективное; – добровольное и принудит., – активное и пассивное;– традиц. и новаторское; – легитимное и нелегитимное. По масштабу полит. участие проявляется на местном, регион. и национ. (федеральном), мировом уровнях.Формы политич. участия могут быть самыми разнообр. по направлению, значению и результативности: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от др. людей и институтов; 2) регулярное участие во всякого рода выборах, полит. компаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе полит. лидеров и контроле за их деятельностью; 3) участие в деятельности полит. организаций, движений, партий; 4) выполн. полит. обязанностей в рамках гос. органов, помощь общественности в реализации их функций (при охране правопорядка), привлеч. общественности к осуществл. контроля за деятельностью полит. институтов; 5) посещение полит. собраний., освоение и передача полит. информации, участие в полит. дискуссиях; 6) прямое действие – непосредств. влияние на функционир. и изменение полит. институтов через такие формы полит. участия, как: митинги; демонстрации; забастовки; голодовки; кампании неповиновения или бойкот; освободит. войны и революции; 7) воздействие на ход полит. процессов через обращения и письма; 8) встречи с полит. лидерами, представителями гос. и полит. организаций и движений. Конкр. формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функцион. свойства данной полит. системы и явл. результатом воздейс. и проявления полит. интересов, расстановки соц.-классовых сил, особенностей полит. режима, властных структур, полит. сознания, традиций и культуры. Для авторит.полит. систем и режимов (стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике). Для тоталит. – обеспечить мобилизац., контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократ. – создать необх. предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.