Понятие, признаки, возникн. и развитие политич. партий.

Партия– «часть». П. не явл. организ. всего общества, а выступает как добровольная группа граждан, составл. часть общества, но отличающихся от других вовлечен. в политику. В соврем. условиях нередко добровольные организации граждан политич. характера, оставаясь партиями, используют в своих названиях термины: «союз», «уния», «блок», «конфедерация», «соглашение» и др. Вебер об этапах генезиса партии Если под партией понимать любую более или менее организов. группу людей, борющихся за власть, то генезис партии неотделим от истории политики и государства. Исторически первые структуры полит. жизни, кот. можно квалифиц. (с определ. степенью условности) как партии или прообразы партий, возникли в Др.Греции и Риме. Термином «партия» обозначались: группы лиц, выступ. в защиту интересов части населения (согласно Аристотелю – партии жителей горы, равнины прибрежной части города в Афинах); политики, группиров. вокруг вождя (партии Цезаря, Суллы и т.п.); группы людей, управляющие государством. Однако это были союзы, мало напоминающие современные политич. партии. Они имели вид немногочис., узких по своему составу неоформлен. организационно группировок господств. класса рабовладельцев. Аналогичные по виду партиисуществовали и в средние.В истории становления и развития института политич. партии М.Вебер выделил три этапа: аристократ. группировка – политич. клуб – массовая партия.Политич. партии в современном понимании появились в Европе во 2/п ХIХ века. Они прошли серьезную эволюцию, прежде чем приобрели нынешний облик и структуру. Их возникн. связано с бурж. революц. и обусловлено следующими факторами:– качеств. изменениями в соц. отношениях, связ. с переходом от традиц. (феодальной) их организации, к новой, более рациональной, воплощенной в институтах гражд. общества и правового государства; – формир. и развитием системы парламентаризма как формы организ. и осуществ. госуд. власти, ростом компетенции парламента как политич. института; – введением и распростр. всеобщего избират. права, вследствие чего широкие массы населения из объектов политики превращаются в ее субъектов. Первыми прообразами соврем. партий стали полит. клубы и парламентские фракции, представл. интересы различных групп буржуазии и их противников из числа феодально-аристократ. слоев. В Англии – это тори и виги, во Франции – якобинцы и жирондисты. Такие структуры в условиях ХIХ века, когда существенно расширилось избират. право и возникла потребность борьбы за массы, уже не отвечали требованиям времени. Два пути возникновения партийВозникн. партий шло двумя путями: парламен. и непарлам. Первыйпривел к появл. либер. и консерв. партий, в кот. главную роль играли парлам. группы депутатов и избират. комитеты, обеспеч. поддержку этим группам. Такие партии были инструм. парламента (инструментами управления) и не располагали местными ячейками и другими формализованными структурами. Второйпуть (непарламентский), базой кот. была профсоюзная деят., кооперат. движение, различные интеллект. и тайные общества, стал источником появления первых рабочих партий, а затем крестьянских, мелкобуржуазных. Они были массовыми инструм. движений, инструм. борьбы за власть. Если движение хотело быть представлено политически, оно должно было «породить» свою партию.

22. Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентаризма в РБ. Судебная власть.Парламент (от франц. parler - говорить) - общенацион. (общегосуд.) представительный орган, важнейшая функция кот. состоит в осуществл.и верховной законодат. власти. Как орган законод. власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отнош. других нормат. правовых актов. Важная роль парламента в механизме осуществления госуд. власти находит свое выражение в выполн. им не только главной своей функции - законодательствовании, но и в ряде других. Здесь следует выделить функции: принятия госуд. бюджета, контроля за его исполнением, установления налогов; формир. др. высших госуд. органов и избрания иных высших должн. лиц (избрание президента, образование правит., утвержд. премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осущест.я в той или иной мере (в завис. от формы госуд. правления) контроля за высшими органами и должн. лицами исполнит. власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение и в таких его полномочиях, как: объявл. войны и заключ. мира или участие в этом; назнач. референдума; ратификация и денонсация междунар. договоров; объявление амнистии; осуществ. процедуры импичмента и др. Такая государст.-полит. система, в рамках кот. парламент имеет высший статус и играет вед. роль в осуществлении госуд. власти, называется парламентаризмом. Структура парламента. По своей структуре парламенты разгранич. на однопалатные и двухпалатные. Двухпалатные парламенты обычно присущи федеративным государствам, в кот., наряду с общенацион. (общегосударственным) представит. в одной (нижней) палате, обеспеч. также представит. субъектов федерации в другой (верхней) палате. Каждая палата парл. обычно имеет своего руководителя - председателя (спикера), избир. палатой, как правило, на весь срок работы палаты, но иногда и на срок работы данной сессии. Нередко избир. и его заместители, кот. вместе с председат. образуют президиум или бюро палаты. Иногда председ. палаты может быть не избираемое из ее состава, а другое лицо по занимаемой должности. Полном. парламента. Из конституц. статуса парл. и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокупность его полномочий. Вместе с тем, говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно след. основные полномочия. 1. Законодательные, обеспеч. выполн. главной функции парламента - принятие законов. В законодат. процессе могут в той или иной мере и форме участвовать и другие госуд. органы (президент, конституц. суд и др.), не отменяет то, что прерогативой именно парламента явл., как правило, принятие законов, кот. поэтому составляет основное содержание его компетенции и практич. деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комитетах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в принятии законов. 2. Полн. в области финансов - прежде всего полн. парламента по утверждению бюдж. доходов и расходов госуд. и установлению налогов. Данные полномочия осуществ.я в форме ежегодного принятия закона о госуд. бюджете по спец. процедуре, отличной от принятия обычных законов. 3. Полн. по формир. других высших госуд.органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самост. и непосредственно решает эти вопросы; в других - дает согласие на выдвинутые иными органами кандид. или утверждает их. Как уже отмечалось, в ряде стран парламент избирает президента страны или участвует в его избрании более широким органом. Нередко парламент избирает или назначает премьер-мин. и даже образует правит. в целом. 5. Полн. по ратификации и денонсации междунар. договоров связаны с тем, что именно парламент дает окончат. согласие соответст. на заключение такого договора или выражает волю государства, направл. на его расторжение. 6. Полн. в области обороны и безопасности воплощ. в первую очередь в праве парламента объявлять воину, состояние войны или сост. обороны, а также в праве заключать мир. 7. Полн. по назначению референдумаотражает тот факт, что во многих странах, согласно констит., либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава госуд. обладает правом назначения референдума. 8. Судебные или квазисудебные полн. выражаются в том, что в ряде стран констит. закрепл. право парламента осущес. процедуру импичмента, о кот. говорилось в предшеств. главе. К числу данных полномочий надо отнести также право создания и деят. отмеченных выше следствен. комитетов и комиссий парламента и его палат, право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должн. лиц, а также право объявления амнистии парламентом. Парламент-м - система организации и функцион. верховной государ. власти при наличии выборного законодат. органа - парламента, характериз. разделением законод. и исполнит. функций. I этап -советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов), II этап -постсоветский (1991 г. - настоящее время). Судебная власть в РБ осущест. посредством конституц., гражд., администр. и уголов. судопроизводства, это отражено. Конституцией РБ предусмотрены: а) Констит. Суд РБ;
б) Верховный Суд РБ; в) Высший Хоз. Суд. Верх. суд является высшим судебным органом по гражд., уголовным, администр. и иным делам.

28. Соврем. партийные системы и их классиф. Характеристика полит. партий Белар.В основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия: характер связей между госуд. и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы); количеств. характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы).КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы. Многопарт. конкурентные системы обычно характер. след. чертами:-каждая полит. партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, кот. отграничивает ее от других полит. партий; -такая система более типична для парлам. формы правления; -чаще всего при такой партийной системе одна партия не в состоянии победить на парлам. выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими полит. партиями; -многие политологи считают, что укрепл. Многопар. системы способ. пропорциональная избирательная система.Двухпартийная система.Когда в стране сущест. две крупных партии, каждая из кот. имеет шанс завоевать большинство на выборах. Классич. пример – США (америк. утверждают, это самая стабильная система)Двухпартийность не означает, что сущ. только 2 партии. Не исключается возможность существ.я еще нескольких мелких партий.

Франц. политолог Ж. Шарло выделяет совершенную и несовершенную двухпартийность. Совершенной двухпарт. он считает партийную систему, при кот. две политич. партии в сумме собирают более 90% голосов на выборах. Несоверш. двухпартийность – «система двух с половиной партий", когда две ведущие партии собирают на выборах менее 90% голосов), поэтому победа зависит от третьей более мелкой партии (от того, к кому она примкнет). НЕКОНКУРЕНТНЫЕ парт. Системы -где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам.Тут тоже могут быть многопарт. системы. Но за одной из партий в Конституциях таких стран закрепл. руководящая роль, что сводило конкуренцию на нет.Объективно неконкур. явл. однопартийная система. Здесь партия берет на себя госуд. функции и фактически контролирует весь госуд. аппарат.В РБ продолж. сложный процесс формир. многопарт. системы, начавшийся в условиях острого социально-эконом. и полит.кризиса конца 80-х – нач. 90-х годов. 1/п 90-х годов характериз. достаточно быстрым ростом количества партий различных политич. ориентаций. Их число достигало 43. Образование партий в этотпериод шло на фоне недоверия значит. части граждан к традиц. политич. институтам – КПБ,Советам и свойствен. их сознанию такого явления, как департизация. Отсутствие прочной соц. базы у подавляющего большинства партий приводило к их малочислен., низкому авторитету среди населения, слабому влиянию на общ-полит. процессы. Функционир. в республике как официально зарегистрир. 18 политич. партий отвечают нормативному требованию, кот. устанавливает, что учредителе (членов) от большинства областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Действуют и такие, которые не зарегистрированы в Мин. юстиции.Существ. политич. партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения кот. трудно судить о направл. главных изменений в партийной системе РБ. В числе наиболее проявившихся черт выделим: – отсутствие тесной связи как с традиц. классами и обществен. слоями, так и с новыми (фермеры, предприниматели); – ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что приводит к претензии на представит. всех слоев населения; – включенность в партийную деятельность на уровне членства главным образом представителей старшего и среднего поколений; – возникн. партий как верхушечных образований;– формир. и поддержание жизнеспособности за счет наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот; – медленное освоение правил «политич. игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента; – схожесть с корпоратив. структурами; – неспособность существенно повлиять на «автономию» избирателей во время выборов; – слабое представительство в регионах. Существ. политич. партиям РБ свойственны некоторые общие черты: 1.Отсутст. тесной связи как с традиц. классами и обществ. слоями, так и с новыми соц. слоями. 2.Включён. в партийную деят. на уровне членства, гл.м образом представ. старшего и среднего поколения 3.Возникн. партий как верхушечных образований. 4.Формир. и поддержка жизнеспособ.за счёт наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот. 5.Медленное освоение правил полит. игры, ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента. 6.Схожесть с корпоративными структурами. 7.Узконапрвленный смысл существ. в виде трамплина для последующего скачка, руководителя партии во власти. 8.Неспособность чувствительно повлиять на избирателей во время выборов. 9.Слабое представит. в регионах.

29. Понятия «общ. организация» и «общ. движение». Место и роль общ. организ. в политич. системы белорус. общества. Типология и динамика развития общ. движений.Обществ. организ. и движения явл. важн. элементом гражд. общества. Организация – объедин. институцион. характера, имеющее определ. соц. статус. Организ. называют определ. структуру, строение, тип связей как способ соедин. частей в целое. Соц. организ. определ. и как «тип коллектива, создан. для выполн. определ. намерений или целей, характериз. формальной структурой правил, властными отнош., разделением труда, ограничен. членством либо приемом». Все эти определ. соотносятся с устойчивыми и масштабными структурами, соц. институтами. Объектом нашего рассмотр. явл. обществен. организ. и движения как добровольные объед. людей на основе общих интересов и целей. Новыеорганиз. более гибкие, т.е. находятся в пост. готовности для совершенств. всех своих компонентов и стремятся поддерж. баланс с внешней средой. Они ориентир. на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организац. изменений служат и новое государст. устройство, и распростр. новых норм и ценностей, и демократиз. полит. и обществ. жизни в целом. Все это явл. и одной из причин падения роли полит. партий. Многочис. партии не предст. интересы соц. групп, а выражают интересы скорее бюрократ. аппарата и имеют элитарный характер. В наст. время полит. партии, являющ. во всех обществах гл. связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими соц. субъектами, прежде всего, обществ. организ. и движениями. В социологич. науке выделяются признаки, кот. обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективн., определ. набор статусов и ролей, разделение функций членов организ., присутствие в ней отнош. власти, наличие определ. правил и норм, регулир. поведение ее членов. С определ. оговорками все эти признаки можно найти и в деят. современных рос. движений. У каждого движения имеются свои прогр., устав, учредит. документы, зарегистрир. в установл. порядке, правила и нормы, регулир.поведение участников. Исключением из этого ряда признаков соц. организ. может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для обществ. движений связанных с полит. наблюд. определенная цикличность. В движениях достаточно слабо выражены отнош. власти. Участник, не согласный с деятельн. обществ. движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнит. процедуры исключения. В отнош. функционеров имеется и такое правило. Несмотря на то, что граница между организацией и движ. выражена не резко, она существует. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. Для успешной деят. организ. необход. внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необход. для успешности деятельности движения: легализация в обществ. мнении и на уровне права, информирован. в СМИ, экономич. поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации обществ. движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. Классич. – организ., ориентирующаяся, прежде всего, на заинтерес. сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение имеет широкую соц. базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. Профес. – организ. с относительно жесткой структурой и небольшой соц. базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурир. современные обществ.-политич. движения. Кроме организ. ядра подобные движения включают в себя: 1) активных участников, вкладыв. в организ. движения время и деньги; 2) сторонников, раздел. цели и задачи движения; 3) пассивных наблюдателей, полит. неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключ. в мобилизации ресурсов посредством перегруп. аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…». Обществ. организации и движения выступ. как выразители интересов отдельных соц. слоев и групп, а также как субъекты реформац. процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодейств. с властью, в определ. случаях оказывать давление на нее. Обществ. движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организац. форм, быстрее других адаптир. к новым соц. условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабл. к изменившимся правилам. Особен. соврем. общества явл. появл. гибких соц. структур, в качестве кот. выступают общест. организ. и движения, позвол. сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулир. их совместную деят. Возникн. и функционир. новых объединений, преобраз. старых обществ. организ. символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творч. потенциал народа по совершенств. политич. системы нового общества еще далеко не реализован - возможности людей пока в основном проявл.стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки соц. инициатив.

Наши рекомендации