Полит. мысль Нового Времени.

Начало Нового вр. связано с формир. идеологии Просвещения, кот. интеллект. подготовило буржуазные революции. Идеология основыв. на убеждении в способности человеч. разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общест. отношений. Полит.мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характер его взаимоотн. с госуд. Гуго Гроций. Основ. полит. доктринами эпохи Просвещения стали теории "естеств. права" и "обществ.о договора". Основателем концепций счит. голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки кот. уходят еще с античности, приобрели классич. форму в эпоху, когда стал актуальным принцип личной свободы. По учению Гроция, естеств. права опред. самой природой чел. и по смыслу явл. свободой любого чел. использовать свои силы для сохр. собств. жизни. Он выделял естественное право и волеустановлене, кот. в свою очередь разделил на божеств. право и человеч. право. Хотя содержание естеств. права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеч. право хотя и явл. переменным, в результате не должно противоречить человеч. природе и естественному праву. Томас Гоббс. Согласно мнениям англ. мыслителя Томаса Гоббса, естеств. состояние людей - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война следует из эгоистич. природе людей, из склонности делать друг др. зло, сложивш. в результате своеобразной равенства людей, права, кот. предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. Инстинкт самосохр. толкает людей к заключ. договора. Жертвуя своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства. Само госуд. Гоббс сравнивает то с искусств. человеком, то с созданным Богом, то Левиафаном, библейским персонажем, явл. огромным морским чудищем. Только внушая страх своим подданным, госуд. способно прекратить постоян. войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивл. действиям суверена Джон Локк. Соотечеств. Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естествен. состоянию и отнош. людей с госуд. властью после подписания договора. Он считал, что больш.о людей подражают естеств. правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к властной выгоды. Поэтому они нуждаются независимого судью. Создав госуд., народ выступает как его подопечный и как его основатель. Последнее дает право народа отменять законы, кот. противоречат его интересам. К естественным, невидсуджуваних прав чел. он отнес: - право на жизнь, защищающая безопас. человека; - право на свободу, уничтожает угнетение чел. и дает возможность опред. свою жизнь согласно своим желаниям; - право на собствен. - право работать и владеть результ. своего труда. Дж. Локк оправдывал частную собствен., поскольку считал, что она создается индивид. усилиями и инициативой. Жан-Жак Руссо. Радик. концепцию обществ. договора создал француз. мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естеств. состояние, своеобр. "золотой век", он считал, что гражданское состояние должен гарантировать человеку возмещения естеств. равенства в виде договорено установл. свобод. Руссо считается отцом классич. теории демократии, потому что именно ему принадл. идея народного суверенитета. Создав госуд., люди не отдают себя во власть суверена, а явл. носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верх. власти между любыми органами. Законод. власть не может быть передана парламенту, а должна осуществ.я непосредст. народом. Все законы создаются общей волей народа. В XVII-XVIII вв. сформир. политико-правовая теория разделения властей. Ее смысл заключался в обосновании соответств. организации государст., кот. позволяла бы создавать дополнит. гарантии против тирании и нарушения полит. свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил разделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодат. и исполнит. Законод. власть хотя и явл. верховной, не носит абсол. характера. Среди условий, кот. ее ограничивают, он называет равенство закона для всех - богатых и бедных, а также направлен. закона на достиж. блага людей. Иммануил Кант. Традиция Просвещ. была продолжена немец. мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил философ. основу теории правового госуд. Согласно учению Канта, госуд. - это сочетание множественности людям, кот. подчиняются праву. Но сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию. Идея обязат. права в учении Канта сочетается с идеей народного суверенитета, что выразилось в след.фразе: "Чего народ не может решить относит.осамого себя, того и правитель не может решить относит. народа". В правовом госуд. сами граждане в своих действиях руководств. умением ума и моральн. нормами, т.е. требов. категорич. императива.





Наши рекомендации