Демократический режим и его характеристики.
Политич режим - это совокупность основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, кот формируют реальный процесс взаимодействия гос-ва и общества.
Демократия (народовластие) – одна из осн форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с гос-вом, а значит, с принуждением и в лучшем случае явл властью большинства над меньшинством.
Демократ режим:это способ функционирования политич системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод. Политич элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Признаки: 1)население участвует в формировании и осуществлении гос власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы); 2)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3)существование гражданского общества с его развитой структурой; 4)реальное осуществление правового гос-ва; 5)выборность и сменяемость центральных и местных органов гос власти, их подотчетность избирателям; 6)легитимность гос власти; 7)«силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деят регламентируется законами; 8)доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; 9)во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10)провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;11)в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; 12)политич плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политич партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 13)гласность, СМИ свободны от цензуры; 14)реальное осуществление принципа разделения властей на законодат (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнит (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную.
Прямая: все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относит небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов.
Плебисцитарная:возможности политич влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Представительная: граждане избирают в органы власти своих представителей, кот призваны выражать их интересы при принятии политич решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократич режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политич структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:
1)с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления (Англия, США);
2)с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);
3)с малой автономией подсистем (Мексика).