Характеристика современной системы выборов. Функции выборов.
Избират система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Изб системы взаимосвязаны с формой правления и политич культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.
ИС — важный элемент политич системы гос-ва, она регулируется правовыми нормами, кот в совокупности образуют избират право.
ИС охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов б) организацию и порядок выборов (избирпроцесс) и отзыва выборных лиц. Определяя условия участия граждан в формировании выборных гос органов, ИС исходят из принципов всеобщности и равенства, однако эти принципы нередко ограничиваются различного рода избират цензами. ИС включает: назначение выборов (как правило, это — прерогатива главы гос-ва), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избират округов, районов, кот формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным).
Избират системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько модификаций, сколько гос-в, использующих в политич целях процедуру выборов. Но базовых систем две: мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная избир сист. Историч первая, в основе лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, кот получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.
сист квалифицированного большинства: закон устанавливает определ долю голосов, кот должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства. Если при этой системе в первом туре никто не побеждает, следует 2-ой тур, кот обычно проводится через 1-2 недели. Во 2 туре на новое голосование избирателей при данной сист обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.
сист относит большинства: для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.результативна: единств случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. редки, и законодат разрешением ситуации обычно бывает жребий. 43 гос-ва: США, Великобр, Индия. Система может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избират округах. явл одной из наименее демократичных избират систем, т.к.: 1) значит число голосов избирателей остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политич сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Преимуществом: голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значит удешевляет выборы.
сист абсолютного большинства: победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, вкот принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в 1 туре. Во 2 туре победителем становится уже кандидат, набравший относит большинство голосов.
Достоинство: избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших. Но сохран тот же дефект, кот явл главным у системы относит большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.
Мажоритарная избират сист не предполагает проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политич партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
Пропорциональная: Практически пропорц сист впервые была применена в Бельгии в 1889 году.предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с кол-вом (процентной пропорцией) голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избират округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Зап Европа, за исключ Франции).
Распределение мест происходит: 1)по наибольшему остатку, 2)по наивысшему среднему, 3)на основе избирательной квоты.
Избирательная квота: вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется мин число голосов избирателей, кот необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.
По методу наибольшего остатка: нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.
по методу наибольшей средней: когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.
Достоинством: репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между гос-вом и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.
Минусы: не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.
Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократич устройства.
Смешанная:На основе этой системы проходят выборы вГерм и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избиратсистемы смешанного хар-ра, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политич партию.
выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократичо политич процесса, явл рез-том долгого и противоречивого историч поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократич. Демократические базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избиратправом.Избирательное право подразделяется на объективное(совокупность юридич норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы гос власти и местного самоуправления) и субъективное(одно из основных политич прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избират право).
Функции выборов: 1)формирование органов публичной власти – парламента, главы гос-ва, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления; 2)выражение и представительство интересов различных соц групп и слоев населения, электората; 3)включение граждан в политич процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан явлединственной формой реального участия в политике; 4)легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться; 5)формирование политич элиты, т.е. приведение к власти лучших представителей общества; 6)контроль за институтами власти и воздействие насодержание политич курса.
типы выборов в органы власти:
по уровням: федеральные (выборы в Гос Думу); региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум); местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);
по ветвям власти: выборы в законодат органы власти (парламенты); исполнит органы власти (президента, губернаторов), судебные органы власти (выборы судей в США).