Федеративное устройство государства.

Территориальная организация государства характеризует соотношением центральных и региональных органов власти. Различаются 2 формы тер устройства государственного устройства - унитарное и федеративное.

Федерация- представляет собой устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций Имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, двойное гражданство.

Федерация строится на основе распределения функции между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции. Члены государства- соучастники общегосударственного суверенитета – не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из федерации

Признаки:-

единое соц-экономическое пространство,

единая денежная система

федеральное гражданство

фед Конст и органы вл. В субъекты обл- собств конст, соб органы власти. Между федерацией и субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Констит и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны.

1наличие 2х уровневой систимой управления

2Конст закрепляет правовой статус субъекта

3регионом обеспечивается представительство на федеральном уровне

4наличие третейского суда, кот разрешает споры властей разных уровней

Федерат- сложно союзн гос-во, части- гос образования, облад какой то степенью суверенит, наряду с гос-ми органами власти есть зак-во субъектов (Герм, инд, Мекс, Канад). может быть по тер-му признаку (США), по нац-но - территор-му (РФ). Сроится на основе рапред функц м\д субъек и центром по констит. Часть полном только у союзн органов, часть у субъкт, часть совместн. Конфедерация - времен союз гос-в, для достиж военн, эк-ких, полит и др целей. не облад суверен, нет общего центр гос аппар, ент единого зак-ва. Могут быть органы для управл по тем частям для чего объединились. Сущ-ет не долго: либо распад (Сенегамбия на Сенегал и Гамбию 82-89г) либо в федерац (Швейц союз стал Швецар 1815-48г.) Ассоциированное гос-е объед Пример: СНГ. Еще: Империи- большая террит основа, сильная центр власть, ассимитр отнош м\д центром и перефир; разнородн этнич, культ состав населен (Российская, Британск, Римская). Протекторат- опека слабого го-ва сильным. Ведет к потере суверен 1го и может сопровожд оккупацией. 1882г. Брит окуп Египет, а в 1914г. установила протекторат

Правовое государство и его признаки. Пути формирования правового государства

Прав гос.- реальное воплощение идей и принципов конституцианолизма В его основе лежит стремление оградить человека от гос террора, насилия над совестью, гарантиров индивид свободу и основополаг права личности. Взаимоотнош м\д личностью и вл определ Конст, утвержд приоритет человека. Существует разд вл,

Прав гос сформиров постепенно на базе идей и элементов государственности, некотор появил в древности. Так о власти закона одинакового для всех граждан говорил еще в 6 в.д.н.э. Солон. О соотношении естеств прав человека и законов гос писал Аристотель. В др Риме возникли зачатки прав гос-разделение власти. Концепция прав гос сложилась в 17-19 в работах Локка, Монтескье, Канта. Сам термин утверд нем юрист Велькьер, Р фон Моля.Основопол принцип_-

1 верховенства правового закона, господства его во всех сферах общ жизни. Закон не может быть отменен и приостоновл неведомствен актами, ни правительств распоряж.

2реальность прав и свобод граждан. Права принадлеж от рождения

3взаимноя ответственность гос и личности. Выражает нравственное начало в отн. Госуд путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами.

4разделение вл. Исключить монополиз вл в руках одного лица, органа

5наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществл законов. Суд, прокурорский надзор

Представление о равовом гос положены в основу докум, принятых мировым сообществом Устав ООН, Всеобщ декларац прав человека , Пакт о гражд и политич правах.

Правовое гос не только провозглаш права и свободы но и создает разветвл механизм соц-правов защиты. Функции прав гос не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового гос.

Наши рекомендации