Политическая власть: господство и его типы.

Власть – одно из основных понятий в политической науке. Власть – это организованное и контрольно – регулирующее начало политики, система социальных отношений государство – подчинение, форма организации индивидуальной и общественной жизни. Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения групповых и частных интересов.

Борьба за власть и ее осуществление – один из основных аспектов политической жизни общества. Т.о. власть является показателем политических процессов, систем, институтов и необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы. Общество нуждается во власти как необходимое условие функционирования социальной системы, регулирующую общественную жизнь, их поведение и взаимодействие в сфере общественных интересов.

Политическая власть не тождественна государственной. Не все принимаемые на государственном уровне решения имеют политический характер. Кроме того, существуют и формы неполитической власти (личные, семейные и другие).

Политическая власть осуществляется такими методами, как господство, убеждение, принуждение, насилие. Господство – это важнейшая форма существования и политической, и государственной власти. Другие формы и методы его дополняют.

Макс Вебер разработал классификацию господства, выделив 3 его типа. Одновременно это и классификация легитимности. Вот эти 3 типа идеального господства:

1) традиционное господство.

В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан на убежденности в святости старых добрых традиций и в незыблемости справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.

Харизматическое господство

(от греч. «Божий дар», «благодать») коренится в личной преданности человеку – носителю власти, что основано на вере в исключительные качества этого человека. В основе легитимизации здесь особый дар человека или полит. Власть связана с верой в способности и особый талант лидера. Здесь важно, что и сам лидер, и члены партии верят в эту особую харизму. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы.

3) рациональное (легальное) господство

основано на убежденности в том, что установленный порядок – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Здесь законность и легитимность совпадают. При такой легитимизации правление не личностное (или в меньшей степени личностное), оно становится институциональным. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти».

Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде, но он считал их идеальными.

Субъекты политики.

Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

· социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы и др.;

· институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;

· функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам.


Наши рекомендации