Международные политические отношения: субъекты и формы взаимодействия
Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Употребление термина «межгосударственные отношения» объясняется расширением участников, субъектов международных отношений, когда наряду с государствами всё более активную роль в них играют межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения, а также социальные группы и отдельные личности.
В своем развитии международные отношения прошли длительный исторический путь и только в новейшее время стали подлинно всемирными. Каждый народ отстаивает свое суверенное право на социальный и политический выбор, что нередко сопровождается насилием. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный, общемировой характер.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и др. связей и взаимоотношений между государствами.Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на 2 основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Существуют глобальные проблемы, которые затрагивают международные отношения, это: предотвращение ядерной войны; разоружение; мирное разрешение конфликтов; укрепление системы всеобщей безопасности.
Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и международными организациями, заключать договоры, объявлять войну и т.д.
Наряду с государством в систему международных политических отношений входят межгосударственные объединения, союзы и организации, которые обеспечивают безопасность народов. Также к важным субъектам можно отнести религию и церковь, а также самих людей.
Субъекты мировой политики и международных отношений:
1. Государства и союзы государств.
2. Международные организации, союзы, объединения.
3. Религиозные организации.
Некоторые международные организации:
1. Военные: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО); Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);
2. Профессиональные: Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
3. Организации в области культуры: Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО).
4. Организация Объединённых Наций (ООН), созданная в 1945 г., стала основной частью международной структуры. Её членами являются 185 государств. Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения ООН.
От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. По своему характеру и целям мировая политика основывается на создании и поддержании стабильной международной среды.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
Под мировой политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права. Сфера её охватывает, таким образом, весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами. Это, прежде всего, война и мир, всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты.
Международные отношения взаимосвязаны с такой категорией, как «внешняя политика». Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.
Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присваивающих право выступать от имени общества, выражать свои интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.
Дипломатия – это официальная деятельность государства, в лице специальных институтов и при помощи специальных приёмов и методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус.
23.Сущность и назначение выборов.
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. В современном мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц. Люди выдвигают представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы – возможность сменить её, привести к власти оппозицию.. ВЫБОРЫ — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими), всеобщими или частичными общегос-ые. или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и безальтернативные, основными или дополнительными. Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:
— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;
— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).
Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право Активное избирательное право– право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления.
принцип всеобщего избирательного права, который предоставляет право участвовать в выборах гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера, и в соответствии с Конституцией РБ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Следует отметить, что данная категория граждан не лишена пассивного избирательного права, то есть права быть избранными. Пассивное избирательное право– это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.
В соответствии с Конституцией РБ не имеют права избирать и быть избранными, равно как и участвовать в референдумах, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако гражданам РФ, постоянно проживающим в РБ, в соответствии со статьей 18 Устава Союза Беларуси и России, являющегося частью Договора Республики Беларусь и Российской Федерации «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года было предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В соответствии с Конституции РБ основными принципами участия граждан в выборах являются принципы: всеобщности, свободных выборов, равных выборов, прямых выборов, тайного голосования.Принцип всеобщности выборов, как уже отмечалось, предполагает, что в выборах имеют право принимать участие все совершеннолетние граждане Республики Беларусь за исключением тех, в отношении которых имеются конституционные ограничения их избирательных прав. Принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему на выборах и за кого голосовать. В соответствии с этим принципом подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. Принцип равных выборов означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и имеют равное количество голосов. Теоретически формулировка Конституции «равное количество голосов» допускает возможность существования в РБ смешанной избирательной системы, при которой один голос избирателя подается за кандидата в депутаты, а другой – за партийный список. Принцип равенства в избирательном праве понимается и как равенство избирательных округов по численности населения. Для корректировки численности избирателей в целях обеспечения этого принципа в избирательном законодательстве РБ установлено, что численность избирателей в округах не должна отличаться более чем на 10%.
Принцип прямых выборов. В Республике Беларусь все выборы являются прямыми (за исключением выборов в Совет Республики). Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно. Наряду с этим принципом Конституция устанавливает принцип косвенных выборов при формировании второй палаты Национального собрания – Совета Республики.Принцип косвенных выборов стал применяться в РБ первоначально на основании декрета Президента РБ от 11 декабря 1996 года «Об утверждении положения о выборах членов Совета Республики Национального Собрания РБ».На основании этого принципа членов Совета Республики выбирают не граждане, а другие представительные органы, ранее избранные гражданами. В соответствии с Конституции по восемь членов Совета Республики избирается депутатами местных Советов базового уровня от каждой области и города Минска (восемь членов назначаются также Президентом Республики Беларусь).
Принцип тайного голосования закреплен в статье 38 Конституции Республики Беларусь и означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. В соответствии с этим принципом каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или комнате в специально оборудованном помещении, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя
Вопрос 24Виды избирательных систем
Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
1. Мажоритарная система относительного большинства.
Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.
2. Мажоритарная система абсолютного большинства.
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается) ; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.
3. Мажоритарная система квалифицированного большинства.
При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
4. Система единственного непередаваемого голоса.
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система. Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство).
5. Система пропорционального представительства политических партий.
Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.
6.Смешанные системы.
В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем