Консерватизм – идеология и политика сохранения традиционных форм.
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Он не считается самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Но это не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.
Основоположником консерватизма считается английский общественный деятель Э. Берк, изложивший свои взгляды в работе "Размышления о Французской революции", которая и сегодня считается "Библией" консерватизма.
К основным ценностям консерватизма он относил:
· культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма;
· приоритет интересов государства над интересами личности;
· сильное иерархическое государство;
· авторитет церкви, семьи, школы;
· прагматизм, здоровый смысл, скептицизм;
· постепенность и осторожность процесса социальных изменений;
· историческое единство прошлого, настоящего и бедующего;
· свобода и ответственность.
На основе этих взглядов Берка и других мыслителей и политиков в XIX сложился классический консерватизм.
Его основные идеи:
· признание ограниченности возможностей человеческого разума в познании общества и несовершенства человеческой природы;
· эффективная государственная власть
· интересы государства, нации выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы;
· святость частной собственности, ориентация на развитие частного предпринимательства;
· социальное равенство – противоестественно для общества
· функционирование общества регулируют не только законы, но и обычаи и традиции.
· отказ от революционных преобразований и ориентация на постепенные изменения в обществе,
Главной чертой является – традиционализм.
С конца 19 – начала 20 века консерватизм претерпевает существенные изменения и превращается в идеологию буржуазии. Он начал выражать интересы той ее части, которая принимала развитие капитализма, но сопротивлялась формированию монополистических тенденций. Теперь консерваторы стали выступать против «регулируемого капитализма», вмешательства государства в сферу экономики. Таким образом, консервативную функцию стала выполнять именно та идеология, которая была объектом критики классического консерватизма. Широкого распространения эта форма консерватизма не приобрела, т.к. не имела ни должного интеллектуального обоснования, ни серьезной поддержки влиятельных социальных сил.
20Социал-демократияпридерживается политических идей и установок, которые имеют достаточно различное идеологическое происхождение. Вследствие этого она не является идеологически однородной, а выражает скорее определенную политическую практику, отдающую приоритет социальному равенству и социальной защите населения.
В качестве идеологически неоднородного политического движения социал-демократия приобрела различные формы в разное время и в различных странах. Так, например, в Англии она возникла из фабианского общества, основанного в 1884. Лейбористская партия Англии никогда не придавала большого значения марксизму.
В Германии социал-демократия возникла как ревизия основополагающих идей марксизма. Была подвергнута критике теория Маркса о классовой борьбе как движущей силе истории и неизбежности победы социалистической революции. К примеру, Э. Бернштейн отрицал тезис Маркса об абсолютном обнищании пролетариата. Он поддерживал политику проведения через парламент постепенных реформ, чтобы улучшить положение людей труда в рамках существующей системы. Бернштейн предполагал, что реальный прогресс будет достигнут на пути следования демократическим и парламентским правилам игры, а не классовой борьбы и революции. Им был выдвинут лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — все», который выражает суть реформистского социализма.
В свое время Ф. Миттеран отмечал, что социалистическая партия Франции не является марксистской, но, безусловно, вдохновляется учением Маркса. Социал-демократию объединяет с Марксом и марксистами неприятие эксплуатации человека, социальной несправедливости. Однако социал-демократы отличаются от марксистов, когда речь идет об используемых средствах и целях, которых они хотят достигнуть. Социал-демократы поддерживают реформы, а не революции. Они соглашаются с парламентской системой и принципами правового государства. По словам В. Брандта, капитализм не есть то, что можно свергнуть, а есть то, об улучшении чего можно заботиться. Посредством политических и экономических реформ и завоевывания большинства в парламенте можно двигаться к «демократическому социализму». Именно концепция «демократического социализма» является идейной основой политики современной социал-демократии. Данная концепция была принята в 1951 году на I конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне. «Демократический социализм», согласно программным документам социал-демократии — это путь развития общества, который отличается и от капитализма и от «реального социализма». Первый игнорирует социальное равенство, выпячивая свободу личности, второй, наоборот, в жертву принципу социального равенства приносит свободу. Социализм — это не состояние общества, а перманентная задача. Он реализуется лишь на базе, в пределах и средствами демократии, вызревающей в лоне капитализма. Социализм трактуется «как завершенная демократия». Любые иные формы борьбы деформируют социалистическую цель и делают ее недосягаемой.