Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.
Политич мысль Зап Европы с переходом от человеческого об-ва от первобытнообщинного к рабовладельческому об-ву, с появлением гос-ва и его институтов. Наивысшего расцвета политич мысль в период античности (9 в. до н.э. – 5 в.) достигла в Древней Греции. Хар черты: постепенное освобождение знаний о пол-ке от мифологических норм; обособление их как самостоятельной части философии; пол-ка – область гос управления гр-данами или подданными; анализ устройства гос-ва, классификация его форм, поиск наилучшей правления; обоснование власти
Древнегреческие философы: Платон и Аристотель
Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из самых известных философов Древней Греции, определивший европейский стиль мышления. Основные труды: «Государство», «Политик», «Законы», в которых он коснулся целого ряда вопросов, в том числе и общефилосовского хар-ра. Создал достаточно целостную концепцию происхождения гос-ва и основал этическую традицию изучения пол-ки, кот воплотилась в модели идеального гос-ва. По мнению Платона гос-во сходно с душой чел и имеет одинаковое с ней устройство. Правители гос-ва – разумная часть души, войны – эмоциональная, ремесленники и земледельцы – инстиктивная. В идеальном гос-ве правители должны быть только философы-мудрецы, войны заботятся об охране гос-ва, рем и земледельцы своим трудом обеспечивают философов и войнов. Т.о идеальное гос-во по Платону – это справедливое правление лучших и благородных, лучший тип гос устройства – монархия и аристократия(неск правителей). Хар гос устройству: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость, это обеспеч гармонию и порядок. Он выделил «неправильные» гос-ва по формам их устройства: тимократия(господство честолюбцев), олигархия(власть богатого меньшиства), демократия(правление большинства), тирания(власть одного над всеми).
Аристотель (384-322 гг. до н.э) – древнегреческий филосов, обладавший энциклопедическими знаниями в различных областях, идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона. Основные трактаты: «Политика», «Афинская пол-ка», защищал необходимость частной собственности оправдывал рабовладельческий сторой. Пол-ку считал искусством управления об-вом через гос-во. Главное предназначение пол-ки – достижение общего блага для людей. Гос-во – высшая форма общения людей, оно должно доминировать над человеком и семьей. Он предложил классификацию гос устройств на основе 2 критериев: кол-ва правителей и этической природы сущ политич режима. Правильные: монархия(власть одного), аристократия(правление мудрых), полития(правление многих), неправильные: тирания(деспотическая власть одного), олигархия(правление богатых), демократия(власть большинства). Идеальная – полития.
Идеи Платона и Аристотеля получили свое дальнейшее развитие в трудах целого ряда древнеримских мыслителей: Полибия, Тита Лукреция Кара, Цицерона.
Цицерон: «О гос-ве», «О законах» попытался ответить на вопросы о долговечности гос устройства, о наилучшем устройстве гос-ва. Проанализировал устройство Римского гос-ва на различных стадиях его развития. В основе сущ гос-ва, считал мыслитель, должен лежать з-н, который извечен и сущ от природы. Главная цель правителя – счастливая жизнь гр-н
СРЕДНИЕ ВЕКА(5-15вв)
Хар зарождением, господством и разложением феадолизма и большим влиянием на жизнь об-ва христианской религии и римско-католической церкви. Средневековый человек не воспринимал себя вне божего начала. Гл движущие силы р-тия зап средневекового обва – самоизоляция и экспансия, полный отказ от наследия античной цивилизации. Выбирали только то, что вписывалось в рамки христианства. Хар черты р-тия политич мысли: формирование политич идей религиозными мыслителями; разработка теологической концепции политич власти, обоснование приоритета духовной власти над светской, церкви над гос-вом.
Представители:
Аврелий Августин Блаженный – теолог, видный церковный деятель, родоначальник христианской философии истории.Осн труды: «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь». Он отразил мысль, что в мире сущ 2 общности: Град Божий(основан на любви к Богу) и Град земной( строится на любви к себе, насилии). 1 – церковь, 2 – гос-во. Гос-во должно подчиняться нормам и доктринам церкви.
Фома Аквинский – доминиканский монах, теолог, виднейший католицизма и феодализма в эпоху Высокого Средневековья. Опирался на труды нек античных авторов(Аристотеля). Он создал собственную филосовско- теологическую с-му, главным принципом кот стал принцип гармонии веры и разума. Общественное неравернство и эксплуатация человека человеком установлены Богом и этому не стоит противиться. Именно папе римскому, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все, в том числе и монархия – короли, императоры, князья.