Сокращение границ власти политического лидера.
- совершенствование системы разделения властей
- уменьшение сроков пребывания у власти
19. Имидж политического лидера и его черты
Теория факторов политического лидерства, автором американский политолог М. Херман. С его точки зрения, процесс становления и особенности конкретного политического лидера переопределяются следующими факторами:
1) Личность и происхождение лидера,
2) Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер
3) Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит
4) Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль (они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления)
5) Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит (эффективность и результативность управления)
Индивидуальные особенности конкретного политического лидера определяются следующими характеристиками:
1) Основные политические убеждения лидера;
2) Политический стиль лидера;
3) Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя (карьерные, альтруистические и др.);
4) Реакция лидера на давление и стресс - т.е. степень его стойкости в экстраординарных и экстремальных ситуациях;
5) То, каким образом лидер оказался в положении политического руководителя;
6) Предшествующий политический опыт лидера;
7) Политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность.
В современной политологии несколько основных классификаций типов политических лидеров:
Самая общая и распространенная из них делит политических лидеров на обычных ("реальных") и великих (как великих героев, так и великих злодеев).
Также весьма распространенным является деление на формальных и неформальных лидеров. Первые утверждают свое влияние в результате занятия официального поста, вторые - опираясь исключительно на свои личные качества и используя ситуацию.
Широко известна классификация американского социолога и психолога К. Левина, в соответствии с которой выделяются:
1) Авторитарный лидер и соответствующий ему авторитарный стиль
2) Демократического лидера и стиль отличают коллегиальность принятия решений,
3) Либеральный лидер и соответствующий ему стиль управления подразумевают учет мнений и пожеланий подчиненных без их непосредственного привлечения к принятию решений и управлению.
Широко известна и популярна типология политических лидеров, предложенная немецким социологом М. Вебером.
1) Лидер - знаменосец - это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В.И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.);
2) Лидер - служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев и избирателей, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер - министр Швеции У. Пальме и др.);
3) Лидер - торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг;
4) Лидер - пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы "великой экономической депрессии" президентом США Ф. Рузвельт или генерал Ш. де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50 - х гг.).
20. Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение. Правящая политическая элита - это полноценная социальная группа, имеющая сложную структуру. Различные части единой правящей элиты обычно называют субэлитами. Они могут быть:
- отраслевыми (политическая, экономическая),
- функциональными (администраторы, идеологи, силовики),
- иерархическими (субэлитные слои),
- рекрутационными (назначенцы, избранники).
Так же выделяют политическую элиту, экономическую элиту (представители крупного капитала); идеалогическую элиту (представителей гуманитарных наук, Сми и т.д.); военную элиту (из-за исключительной роли иногда относят к политической); культурную элиту (деятели искусства); научную элиту (деятели науки).
21.
22. Современные теории элит.
Основные направления современной элитарной теории.
Макиавеллистская школа
Концепции элит Моски, Парето и Михельса.
1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием
и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за
власть.
2. Групповая сплоченность элиты.
3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на
привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное,
нетворческое большинство.
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.
5. Конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в
обществе.
Ценностные теории
Считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии,
стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных
государств.
1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и
показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности.
Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на
удовлетворение ее важнейших потребностей.
2. Элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею
руководящих функций.
3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер
политического или социального господства, сколько руководства,
предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и
добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих.
4. Формирование элиты — следствие естественного отбора обществом наиболее ценных
представителей.
5. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она
основана на естественном разделении управленческого и исполнительского
труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит
демократии.
Теории демократического элитизма
Сторонники демократического элитизма, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах,
так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая
политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты
необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава
руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии
решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только
обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником
демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам
политический и идеологический иррационализм, эмоциональную
неуравновешенность и радикализм.
Концепции плюрализма элит
1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Функциональные элиты это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе
2. Отрицание элиты как единой привилегированной сплоченной
группы. В современном демократическом обществе власть распылена между
разнообразными группами и институтами.
3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто.
Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства
или постоянного руководства.
4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и
заинтересованных граждан. Главный субъект политической жизни —
не элиты, а группы интересов
5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные
функции, связанные с управлением.
Леволиберальные концепции
Важнейший представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой.
1. Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества,
а обладание командными позициями, руководящими должностями.
2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты(политики, руководители корпораций, офицеры
3. Глубокое различие между элитой и массой.
4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной
среды на основе принятия ее социально-политических ценностей.
5. Первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего
собственного господства.
23. Механизмы формирования политической элиты и ее функции
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве
политической элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и
характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом
лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной
мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым
поэтому преобладает в консервативных обществах.
Вторая типична для демократических государств и соответственно ее
обуславливает гораздо более широкий круг социальной базы и требует для
своего функционирования высокой политической культуры , что является
следствием развития политической системы. Хотя и для стран с
демократическими принципами государственности диапазон открытости может
в большой мере отличаться.
Властвующая элита: понятие и структура.
Кроме политической элиты,
властвующая элита включает также экономическую, культурную,
идеологическую, научную, информационную и военную элиты.
Экономическая элита - социальный слой, включающий представителей крупного
капитала, крупных собственников.
Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных
наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования
мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.
Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется
уровнем милитаризации страны, характером политического режима.
Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей
искусства, просвещения, литературы, представителей творческой
интеллигенции.
Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты.
Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие
науки и техники, научный и технический прогресс. Функции политической элиты.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается
в разработке стратегии и тактики развития общества, определении
политической программы действий.
Коммуникативная
практических действиях.
Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и
будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества,
устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении
конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации
полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются:
сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных
интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического
взаимодействия всех сил в обществе.
24. Понятие государства и его сущностные черты
Гос-во - политическая общность, имеющая определенную структуру и организацию полит. власти и управления соц. процессами на определенной территории. Очень важной характеристикой государства выступает суверенитет (наличие верховной полит. власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества.). эффективно действующие государственные институты- показатель сильного государства, лишь государство вправе применять насилие по отношению к гражданам, гос-во характеризуется наличием определенного юридического порядка (выступает создателем и хранителем порядка на своей территории), относительное постоянство т.е. пространственно-временной характер, действие юр. Порядка на конкретной территории в конкретное время, только государство имеет право устанавливать и собирать налоги а также осуществлять эмиссию денег.
Основные элементы государства: территория (физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность), население (народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся власти), государственная власть (призвана регулировать отношения внутри общества между различными группами, организовывать жизнедеятельность людей, обеспечить их безопасность, в целом организовать управление обществом, в котором должны быть порядок, мир, стабильность).
Государство - основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнедеятельностью определенного населения на определенной территории с помощью гос. власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Функции государства: внутренние (защита полит. строя, эффективное управленческое воздействие на экономику, финансовая функция-эмиссия, сбор денежных средств, налогов, обеспечение максимально благоприятных условий жизни для все членов общества, создание условий для развития культуры, охрана окр. среды и т. д.) и внешние (отношения государства на международной арене с другими гос-ми, внешнеэконом. деятельность, оборона страны и участие в международных военных акциях)
25. 1)гос-во - полит общность, имеющая определенную структуру и организацию полит власти и управления соц-ыми процессами на определенной территории.
2)гос-во - есть основной институт полит системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его полит и соц-ой структуры на основе права с помощью специального механизма.
3) Ильин говорил: «Гос-во – есть положительно-правовая форма Родины, а отечество составляет истинное содержание политики. Гражданин – тот человек, который принимает гос цели как свои собственные.»
26. современная классификация гос-в. По форме правления: монархия и республика. Монархия: конституционная и абсолютная. Республика: презедентская, парламентская и полупрезидентская. По национально-территориальной организации: унитарные (единая конституция, гражданство и т.д.), федерации (имеют государственные образования: автономные республики, штаты и т.д.), конфедерации (более рыхлые объединения: ЕС). По приоритетным функциям: правовое государство (верховенство права, господство закона, приоритет конституции, регламентация гос деятельности и т.д.), социальное государство (превыше ставится социальная функция), военно-полицейское государство (законодательная власть распускается судебная - контролируется, базируется на военных). По политическим режимам: тоталитарные, авторитарные, демократические. По устойчивости политической жизни: стабильные и нестабильные. По религии: светские и религиозные.