Соотношение между политической и экономической властью.
Политическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от политической экономическая власть не выставляет себя напоказ, однако в значительной мере обусловливает поведение людей на политической сцене. Обе представлены соответствующими институтами..
Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков. А они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала. Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами (необходимость государственного «присутствия» в экономической сфере; государственная политика включает меры по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамической стабильности, и т.д.).
13. Новые тенденции в развитии политической власти
В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти.
1 Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.
2 Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран.
3 Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти.
4 Четвертая тенденция – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность.
5 Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.
14. Релятивистские концепции власти – власть, как личностное отношение, в котором человек оказывает на другого решающее влияние. Включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности.
Бихевиористские концепции власти – так же власть – личностное понятие, но внимание концентрируется на личных мотивах людей в борьбе за власть. Власть становится товаром, появляетс «рынок власти». Поэтому борьба за власть – постоянное явление; именно в ней рождается политическая власть.
Системные концепции власти – власть, как системообразующее отношение.
15. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.
Политический лидер — личность, основывающая свое влияние на общественные процессы на осознании исторической необходимости определенных изменений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать правительства, контролировать кабинеты министров.
Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу; это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
16. Типология политического лидерства. личностное качество полит лидеров , инструменты, с помощью которых они осуществляют власть, а также конкретная среда , в которой они действуют, дают основания для типологии полит лидеров.
Основанная на легитимной власти типы:
Традиционное лидер-во- получение полит власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции.
Рациональный тип лидер-ва-основной путь становления полит лидера. Лидеры как правило обретают власть на основе всеобщих выборов в соответствии с законом.
Харизматическое лидер-во- основано на вере народа на сверхъестественные способности правителя- вождя, князя, военачальника, выдающегося оратора.
Основанные на цели:
Реформаторы- стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур.
Революционеры-ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.
Демократический полит лидер- общителен , уважает достоинство людей.
Авторитарный полит лидер- ориентируется на недемократ-ие , монопольные методы управления личностное качество полит лидеров , инструменты, с помощью которых они осуществляют власть, а также конкретная среда , в которой они действуют, дают основания для типологии полит лидеров.
Основанная на легитимной власти типы:
Традиционное лидер-во- получение полит власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции.
Рациональный тип лидер-ва-основной путь становления полит лидера. Лидеры как правило обретают власть на основе всеобщих выборов в соответствии с законом.
Харизматическое лидер-во- основано на вере народа на сверхъестественные способности правителя- вождя, князя, военачальника, выдающегося оратора.
Основанные на цели:
Реформаторы- стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур.
Революционеры-ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.
Демократический полит лидер- общителен , уважает достоинство людей.
Авторитарный полит лидер- ориентируется на недемократ-ие , монопольные методы управления.
17. Функции п.л. предопределяются их целями конкретной ситуацией.
- Аналитическая. Она же функция постановки диагноза. Полный анализ сложившейся ситуации.
- Функция разработки программы действий. Большую роль здесь играют личные качества лидера, включая способность брать на себя ответственность.
-Мобилизация страны на выполнение приятой программы (мобилизационная). Умение лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.
В условиях относительной стабильности выдвигаются на передний план следующие функции:
- Новаторская. П.л. вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и планы общ. развития.
- Коммуникативная. Предполагает отражение интересов всех людей в полит. программах и в практической деятельности. П.л. должен постоянно следить за меняющимся общественным настроением и мнением. П.л. должны обладать даром предвидения новых проблем и противоречий в обществе.
- Организаторская. Вытекает из новаторской и коммуникативной. Организация, регулирование и контроль за ходом преобразований.
- Координационная. Дополнение организаторской функции. Включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти.
- Интегративная. Направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Обеспечивает сплочённость и единство всех полит. сил и соцгрупп. Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция п.л.
18.Современные тенденции в развитии политического лидерства.
1, Рост профессионализма политических лидеров в условиях современного информационного общества,обусловленный следующими факторами:
- усложнение управленческих задач и политических функций
- возрастание требований к уровню компетенции и профессиональной подготовленности политиков
- необходимость специальных знаний и навыков при решении сложных государственных проблем управления обществом
- необходимость разбираться в сфере общественных коммуникаций, СМИ и правительственными структурами
- принцип научного подхода к выработке стратегии развития всех сфер общественной жизни