Сущность принципа разделения властей. «механизм сдержек и противовесо»в и его назначение.
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взгляда древнегреческих философов (Аристотель , Полибий ) . однако утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17 -18 веков , когда Д .Локк и Ш. Монтескье сформировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственным феодальным монархиям. Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Первая должна быть избрана народом ( т.е. парламент ), исполнительная власть должна осуществляться главой государства, а судебная власть должна быть представлена независимым судом.Против этой концепции выступал Ж.-Ж. Руссо. Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей не столько с организационно - правовых позиций сколько с позиций социологических. он утверждал , что вся власть должна принадлежать народу , её нельзя делить , отчуждая от народа , а формой осуществления власти народом должно было служить народное собрание . Первые конституции США и Франции закрепили , хотя и в разных вариантах ,разделения властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государств : охрана прав и свобод человека и гражданина . Сущность принципа разделения властей . В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким -либо одним институтом государства .
Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
20. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. КОНСТИТУЦИЯ РБ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из органов действует в пределах своей компетенции и полномочий.
Органом законодательной власти является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. К последним следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов - декреты, занимающие тот же уровень, что и законы.
Родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании.
Слово «парламент» происходит от французского parler - говорить.
Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь. Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.
Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. Избрание осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Таким образом, избирается по 8 членов Совета республики, а еще 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Депутаты Платы представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Обычно срок полномочий парламента 4 - 5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего в статьях 97, 98.
После выборов в Парламент в 1995г. на практике возникла дискуссия о времени начала работы Парламента нового созыва. С целью избежать каких-либо разногласий на этот счет в новой редакции Конституции предусмотрено, что первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет 30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.
В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Палаты представителей или Совета Республики. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.
Президент принимает решения по этим вопросам не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Палаты не могут быть распущены: · В период чрезвычайного или военного положения, · В последние 6 месяцев полномочий Президента, · В период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.
Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Согласно ст.90 Конституции он является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.
Основная функция любого Парламента - законотворческая. При этом следует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.
Согласно ст.117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В нашей республике установлены три территориальных уровня местных советов: первичный, базовый и областной.
21 СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…
Согласно теории разделения властей, государственная власть разделяетсяна законодательную, исполнительную и судебную. Если сопоставить развитие
"властей" в современном мире, то без особого труда обнаружится, что
наибольшим динамизмом отличается исполнительная власть, ибо она более
восприимчива, чувствительна к ходу событий, связана с ними тысячами нитей,
видимых и невидимых. Она отвечает своему назначению именно тогда, когда не
только улавливает и отражает перемены, происходящие как в обществе в целом,
так и в отдельных его сферах, но и предвидит такие перемены, создает
предпосылки для их прихода и видоизменяется вместе с ними, приспосабливается
к новым временам.
Разгадка динамизма исполнительная власть кроется в ее функциях, условно
называемых правоприменительными, законоисполнительными. Необходимо
учитывать, что эти функции сводятся, прежде всего, к текущему управлению,
носящему в основном оперативный характер. Исполнительная власть организует
реализацию принципиальных установок, принятых в законах, что подразумевает
решение многих конкретных вопросов. Исполнительная власть не только
применяет законы и выполняет закрепленные в них установления, но и сам
издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Сущность исполнительная власть раскрывается через реализацию ею своих
функций.
Первая основная функция - функция охраны общественного порядка иобеспечения национальной и государственной безопасности представляет собойодно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти.Вторая важная функция - регулятивно-управляющая, представляющая собойдеятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами,культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешнимиделами государства. Конституция государства обычно называет отраслисоциальной деятельности, управление (руководство) которой осуществляетсяправительством страны: бюджет, финансы и денежная политика, культура, наука,здравоохранение, соцобеспечение, экология, оборона, внешняя политика и т.д. Третьей функцией выступает обеспечение прав и свобод граждан.Юридическая власть государства над его гражданами суверенна, но небеспредельна. Государство как в интересах граждан и общества, так и всобственных интересах идет по пути самоограничение и устанавливает областьестественных прав и свобод граждан. Юридическая функция - деятельность органов по применениюадминистративных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций кгражданам и работникам аппарата госуправления, совершившим правонарушения.Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простоеНормотворческая функция - предполагает издание органами ИВ нормативныхактов управления. Если законы принимаются законодательными органами(собраниями), то подзаконные нормативные акты принимаются органами ИВ.- оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы ИВобеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и вподзаконных актах, продолжают их нормативное регулирование в случаях, когданеобходима их конкретизация.СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Под судебной властью следует понимать систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.
Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и хозяйственного судопроизводства. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Республики Беларусь. Конституция является основой для ее построения в виде Конституционного Суда, Верховного Суда и нижестоящих судов общей юрисдикции, Высшего Хозяйственного Суда и нижестоящих хозяйственных судов.
Предназначение судебной власти в правовом государстве состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию требований закона, торжество права и справедливости, противостоять любому произволу в обществе. Судебная защита является наиболее эффективной и надежной формой защиты субъективных прав и законных интересов граждан. Ее называют высшей формой борьбы за справедливость юридическими средствами.
Конституция Республики Беларусь закрепляет основы судебной власти:
1) каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. При этом гражданин имеет право взыскать в судебном порядке как имущественный ущерб, так и материальное возмещение морального вреда;
2) гражданам гарантируется право обжаловать решение о задержании и аресте в судебном порядке;
3) судебная власть принадлежит только
Судебная власть
судам. Образование чрезвычайных судов запрещено;
4) судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону;
5) судьям запрещается заниматься другими видами деятельности, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатных должностей;
6) суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов;
7) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
8) открытое разбирательство дел во всех судах, за исключением определенных случаев;
9) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе;
10) право сторон на обжалование судебных постановлений.
Конституция содержит лишь исходные начала построения судебной системы, что делает основы судоустройства стабильными.
Судьи всех судов являются независимыми и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей заседателей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.
Принцип открытого рассмотрения дел во всех судах подчеркивает значение гласности в судопроизводстве. Открытость обеспечивает нравственно-правовое воспитание населения, контроль судебной деятельности, является гарантией законности при осуществлении правосудия. Закрытое заседание проводится, когда этого требуют интересы охраны государственной тайны. Закрытое заседание допускается также по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по делам о половых преступлениях, в случаях, когда необходимо предотвращение разглашения сведений об интимных сторонах жизни лиц, участвующих в процессе, для обеспечения тайны усыновления, охраны тайны переписки и личных телеграфных сообщений. По таким делам публично оглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.