КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИИ. Конституцию и принимаемые на ее основе законодательные акты
Конституцию и принимаемые на ее основе законодательные акты. Центральные партийные органы могут, конечно, признать необходимым внести изменения и дополнения в законодательство и дать соответствующие установки на этот счет, адресованные депутатам Верховных Советов – коммунистам, коммунистам – работникам высших государственных органов, но, пока закон не изменен и не отменен, ему должны следовать все партийные организации. Принцип социалистической законности, следовательно, в полной мере распространяется и на Коммунистическую партию".
Однако эти политике-правовые декларации не меняли существа дела, заключавшегося в глубокой интегрированности руководящих органов КПСС, особенно высшего эшелона, а также части платного партийного аппарата в систему организации государственной власти и управления. Более того, эти органы и их аппарат фактически составляли часть данной системы и занимали в ней доминирующее положение. Основания для такого вывода дают изученные Конституционным Судом документы и материалы, заключения экспертов и свидетельские показания.
Ситуация радикально не изменилась и после 14 марта 1990 года, когда из Конституции СССР, а несколько позднее из Конституции РСФСР были изъяты положения о КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы, государственных и общественных организаций. Коммунистическая партия, продолжавшая сохранять сложившиеся в прошлом организационные основы с характерными для нее секретностью работы и полновластием аппарата (бюро и его штатный состав), игнорированием действительного самоуправления, сохраняла способность генерировать авторитаризм.
Это требует от Суда отказа от отождествления партии в целом и ее органов и их аппаратов, поскольку оно способно существенно исказить действительную роль, которую партия играла в прежней политической системе. Многомиллионная масса рядовых коммунистов, равно как и большинство выборных членов руководящих органов, делегаты партийных съездов, члены ЦК, обкомов, райкомов были лишены возможности оказывать сколько-нибудь реальное воздействие на деятельность партии и ее аппарата.
Вместе с тем Суд не может игнорировать характер ранее существовавших государственных институтов. Конституционное государство не тождественно государству, имеющему Кон-
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 193 вопросы теории и практики конституционного регулирования______________________
ституцию. Для конституционного государства характерны две главные особенности, которые имеют существенное значение, а именно: народовластие, участие народа непосредственно (путем референдума и в других формах) или опосредованно (через избранных им представителей) в законодательстве и контроле за его исполнением; ограничение государственной власти, мера которого устанавливается закрепленными в Конституции правами и свободами человека и гражданина.
Еще недавно в юриспруденции были широко распространены представления о том, что Конституция сама по себе является достаточной гарантией демократического развития общества и свободы и прав человека. Между тем действительная гарантия Конституции и закрепляемых ею институтов конституционного государства заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй.
Здесь имеется в виду организация государственных и общественных институтов, собственности, социальных отношений, которые объективно служили бы утверждению и развитию демократии. Именно теперь в условиях конституционной реформы складывается понимание основных начал конституционного строя, включая народовластие как основу государства, федерализм, государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, верховенство права, политический плюрализм, разделение властей, многообразие форм экономической деятельности, полнокровное участие России в мировом сообществе.
Однако из этого не следует "неконституционность" ранее действовавших в СССР и РСФСР Конституций и закрепленных ими государственных институтов. Представления сегодняшнего дня не могут распространяться на события более или менее отдаленного прошлого и оцениваться по существующим в настоящее время стандартам. Конституционный Суд, кроме того,связан некоторыми формально-юридическими ограничениями, которые не могут игнорироваться им при разрешении данного конституционного спора.
В частности, даже при самом критическом отношении к закрепленному в Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года положению о КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества, ядре государственных и общественных организаций, трудно ставить вопрос о неконституционности КПСС ранее того периода, когда из
194 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: