Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне

Как бы подробно и детально ни регулировались образовательные отношения на законодательном уровне, всегда сохраняется потребность в нормативно-правовом регулировании, осуществляемом через подзаконные акты. Подзаконное нормотворчество отличается, как правило, большей оперативностью; оно способно быстро реагировать на новые явления в сфере образования. В отдельных случаях нормы федеральных законов непосредственно отсылают к нормативным правовым актам, которые должны быть приняты правительством или федеральными органами исполнительной власти.

С определением законодательства об образовании, содержащимся в ст. 4 Закона об образовании 2012 г., подзаконные нормативные правовые акты включаются в состав законодательства об образовании. Это приводит к разрастанию массива такого законодательства и требует установления четких параметров его формирования и соответствия базовым положениям, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Юридическими гарантиями целостности и непротиворечивости законодательства об образовании являются содержащиеся в Законе об образовании 2012 г. нормы, в которых:

- установлены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3);

- определены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования (п.п. 2 и 3 ст. 4);

- закреплен принцип, в соответствии с которым нормы подзаконных актов должны соответствовать Закону об образовании 2012 г. и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим Законом (п. 4 ст. 4);

- сформулирован принцип разрешения юридических коллизий в рамках законодательства об образовании: в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в подзаконных актах, нормам Закона об образовании 2012 г., применяются нормы Закона об образовании (п. 5 ст. 4);

- зафиксированы полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (ст. 6).

В систему источников федерального образовательного права включаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также приказы, издаваемые федеральными органами исполнительной власти.

Перечисленные акты могут приниматься для регулирования исключительно образовательных отношений, а могут быть посвящены регулированию иных отношений, но содержать отдельные положения, регулирующие отношения в сфере образования.

Президент РФ реализует нормотворческие полномочия в сфере образования, осуществляя свои конституционные полномочия по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования.

Принимаемые им указы затрагивают наиболее важные направления государственной образовательной политики, государственного управления образованием и гарантий реализации конституционного права каждого на образование (например, указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»[1]).

Для содействия реализации полномочий главы государства в сфере образования и науки в структуре Администрации Президента РФ создано Управление по научно-образовательной политике. В соответствии с Положением об Управлении Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, утвержденном указом Президента от 25 июня 2012 г. № 882[2], к основным функциям Управления относится участие в подготовке проектов указов, распоряжений и поручений Президента РФ по вопросам науки и образования.

В целях развития науки и образования в Российской Федерации, а также совершенствования государственного управления в этой сфере создан Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию — совещательный орган при главе государства, образованный в интересах обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и образовательных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки и образования, а также в целях выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области научно-технического развития и образования. Деятельность Совета регламентируется указом Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1059 «О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию»[3]. Одной из основных задач Совета является подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений и механизмов развития науки и образования в Российской Федерации, а также мер, направленных на реализацию государственной политики в сфере науки и образования.

Значительными нормотворческими полномочиями в сфере образования наделяется Правительство РФ. Закон об образовании 2012 г. содержит предписания, обязывающие Правительство РФ принять те или иные подзаконные нормативные правовые акты.

Пожалуй, самый многочисленный блок подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых на федеральном уровне для регулирования образовательных отношений, — это приказы федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, является Министерство образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466[4]). В Положении о Министерстве образования и науки (п. 5.2) перечисляется более 70 направлений в сфере образования, по которым министерство принимает нормативные правовые акты, и этот список остается открытым:

- порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования;

- порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

- порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;

- порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;

- перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов;

- и т. д.

Минобрнауки России занимает центральное место в системе органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, но не является единственным федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 4 ст. 89 Закона об образовании 2012 г.). Наряду с Минобрнауки России, подзаконные нормативные правовые акты могут принимать также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации (например, приказ Минздрава России от 3 сентября 2013 г. № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»[5] и др.).

1.2. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в системе образования.

Финансирование образования в Российской Федерации осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.

Финансирование образования предусматривает следующие подразделы:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

- высшее и послевузовское профессиональное образование

Финансирование начального профессионального и среднего образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях), которые обеспечивают подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.

Процесс по организации финансирования системы образования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:

- определение объема бюджетного финансирования;

- организация системы бюджетного финансирования;

- организация системы отчетности по расходованию бюджетных средств.

В Законе РФ « Об образовании» определено, что, основой государственных гарантий получения гражданами страны полного общего и профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов выступает государственное и муниципальное финансирование образования.

С переходом экономики страны на рыночные начала хозяйствования в организации финансового обеспечения образовательных учреждений появились принципиально иные, рыночные подходы. Новый финансовый механизм системы образования характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования.

При этом, в целях реализации принципа бюджетного финансирования образовательного стандарта на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в сфере образования и в какой пропорции должно осуществляться финансирование.

Здесь критериями разграничения расходных полномочий между властями разных уровней являются следующие:

- субсидиарностъ - максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг;

-территориальное соответствие - максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг;

-внешние эффекты - чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться;

- эффект территориальной дифференциации - чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться;

-эффект масштаба - концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.

В связи с децентрализацией бюджетного процесса изменилась схема финансирования образования. Основным по объему источником финансирования является местный бюджет - 60% расходов на образование. При этом федеральные органы управления образованием не имеют реальных рычагов активного влияния на формирование фонда федеральной поддержки субъектов, из которого осуществляется субсидирование регионов.

В рамках системы профессионального образования финансовый механизм включает четыре взаимосвязанных элемента: финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).

Под финансовыми методами чаще всего понимаются способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы воздействуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

Финансовые рычаги представляют собой показатели, при помощи которых субъект управления воздействует на денежные потоки: прибыль общеобразовательного учреждения, доход общеобразовательного учреждения, норматив на одного учащегося, норма, тарифы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, налоги, дисконт (скидка), цена общеобразовательной услуги, формы расчетов, виды кредитов.

Законодательно механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определен в Главе 4 Закона РФ «Об образовании» ст. 41:

- деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

- финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования;

- федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми (что, между прочим, не выполняется);

- региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов;

- схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Наибольшие сложности создают следующие ситуации, разрешение которых будет способствовать улучшению ситуации в финансировании системы образования:

- разграничение расходных полномочий, т.е. прав и обязанностей органов власти разных уровней по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и собственно финансированию (организации предоставления) бюджетных услуг. В его основу должно быть положено разграничение предметов ведения между федеральными, региональными и местными органами власти по основным расходным статьям экономической классификации;

- переложение на поселенческие муниципальные образования непосильных для них обязательств по финансированию социальной инфраструктуры. Как правило, муниципальные бюджеты дефицитны, что заведомо обрекает на нищенское существование объектов социальной сферы;

- сокращение самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств. Образовательные учреждения поставлены в жесткие рамки целевого использования выделяемых средств, при этом они не имеют возможности перераспределения в пределах утвержденной сметы полученных средств по статьям экономической классификации, т.к. данные перемещения рассматриваются контролирующими органами как нецелевое их использование;

- усиление иждивенческих настроений руководителей органов местного самоуправления, а также руководителей общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. Данная ситуация обусловлена действующим налоговым законодательством. Необходимо пересмотреть механизм налогообложения внебюджетных средств образовательных учреждений;

- нехватка квалифицированных руководящих кадров;

- низкая заработная плата в бюджетной сфере (зарплата преподавателей, учителей, библиотекаря, врачей и т.д.). В рыночной экономике высокая заработная плата - основной фактор спроса на науку и высокие темпы НТП;

- неопределенность и внутренняя противоречивость нынешнего статуса бюджетных учреждений. С одной стороны, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам и должно включать в доходы и расходы бюджета их внебюджетные средства, с другой, бюджетные учреждения, практически без ограничений, распоряжаются внебюджетными средствами, имея «параллельную» смету. В результате одни из них оказываются сверхобеспеченными, ибо, как правило, главные распорядители не корректируют сметы в зависимости от объема средств, зарабатываемых бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, другие - практически неспособными, из-за недостатка чисто бюджетного финансирования, к выполнению своих функций. При этом для одних режим бюджетного учреждения очень мягкий, для других слишком жесткий.

Для решения этой проблемы предполагается сохранить статус бюджетных учреждений только за теми, которые действительно нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) меняются основные финансовые механизмы функционирования образовательных учреждений.

Несмотря на то, что согласно п.1 ст. 33 этого закона он вступает в силу с 1 января 2011 г., уже сейчас руководителям образовательных учреждений необходимо осуществлять подготовку к новым условиям хозяйствования и, самое главное, к обоснованному выбору правового положения образовательного учреждения (далее - ОУ).

В Законе РФ «Об образовании» термин «финансирование образовательных учреждений» в ст. 41 заменен на «финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения», что обусловливает разграничение организационных функций заказчиков (государство, органы местного самоуправления, работодатели, население), получателей (обучающиеся) и производителей образовательно-социальных услуг (образовательные учреждения).

Таким образом, основанием к получению бюджетных средств образовательным учреждением, функционирующим в форме бюджетного или автономного учреждения, является получение государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных программ различного вида и уровня подготовки.

Реализация сформированного и утвержденного для бюджетного или автономного ОУ государственного (муниципального) задания будет осуществляться с 1 января 2011 г. в форме выделения субсидии на его выполнение из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий предполагает формирование механизма предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания для бюджетных учреждений, в т. ч.:

- субсидии на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием (ст. 78.1 БК РФ);

- субсидии на иные цели (ст. 78.1 БК РФ);

- бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ).

При этом первоначальные нормативы затрат индивидуализированы, т. е. субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов учреждения (п. 8 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

В последующем предполагается постепенная унификация расчетных нормативов по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (согласно изменениям, вносимым Законом № 83-ФЗ в п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Если учесть, что субсидия - это "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов" (ст. 6 БК РФ), то возникает вопрос о том, каким образом будет определено требуемое софинансирование расходов (долевой характер платежа) на реализацию государственного (муниципального) задания.

В результате становится понятной необходимость предоставления права бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений.

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальные уровни. Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных, образовательных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых, кроме Федерального Закона «Об образовании» можно выделить Федеральные Законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

- предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

- взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены научно-теоретические подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений профессионального образования, которые позволят провести анализ.

2. Финансовое обеспечение образовательной сферы «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина».

2.1. Организационно экономическая характеристика «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина»

Общие положения «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина».

«Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (далее – ВУЗ) - это федерально государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. ВУЗ является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ВУЗ образован на базе Научно-методического центра русского языка при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1973г № 615-193 и приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 31 августа 1973 г. № 104с как Институт русского языка имени А.С. Пушкина, который приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 марта 1998г. №633 переименован в Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.

4 марта 2002 года « Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» зарегистрирован Московской регистрационной палатой Правительства Москвы как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина».

Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1708 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина».

Место нахождения ВУЗа: 117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.6

Учредителем ВУЗа является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя ВУЗа осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – учредитель).

Место нахождения учредителя: 125993, г. Москва, ГСП-3, ул. Тверская,11

Ректором «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина» с 17 декабря 2013 года является Русецкая Маргарита Николаевна.

ВУЗ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет лицевые счета по учету бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте РФ, открытые в установленном порядке а территориальных органах Федерального казначейства, и счета по учету средств в иностранной валюте, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитных организациях; обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Право на ведение образовательной деятельности дано Институту лицензией Министерства образования Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № 1983 по следующим направлениям (специальностям):

Ø 45.03.01 Филология, срок обучения – 4 года, заявленный и реализуемый уровень – высшее образование - бакалавриат, квалификация (степень) "академический бакалавр";

Ø 45.04.01 Филология, срок обучения – 2 года, заявленный и реализуемый уровень – высшее образование - магистратура, квалификация (степень) "магистр".

Институт реализует программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по двум направлениям:

Ø 44.06.01 Образование и педагогические науки (13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный));

Ø 45.06.01 Языкознание и литературоведение (10.02.01 - русский язык).

Институт также имеет докторантуру по тем же отраслям и специальностям.

По программам дополнительного образования Институт занимается повышением квалификации.

Обучение по выше перечисленным направлениям осуществляют следующие структурные подразделения:

1. Филологический факультет (ФФ).

2. Факультет обучения русскому языку как иностранному (ФОРКИ).

3. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ЦПКИПП).

Профессорско- преподавательский состав ВУЗа насчитывает 129 чел.. Среди них по должности: деканов факультетов -3; заведующих кафедрами – 9; профессоров – 17; доцентов – 53; старших преподавателей – 24; ассистентов – 18.

Состав структуры института:

· И.О. ректората

· Проректор по учебной работе

· Проректор по научной работе и инновационным проектам

· Проректор по административно-хозяйственной работе

· Проректор по экономике и финансам

· Проректор по международным связям

· Ученый секретарь

· Помощник ректора по вопросам безопасности

· Помощник ректора по общим вопросам

· Помощник ректора по международным связям

· Помощник по связям с общественностью по международным связям

· Ведущий юрисконсульт

· Президент

· Советник при ректорате

- отдел кадров

- бухгалтерия

-общий отдел

-отдел международных связей

- отдел организационной работы

-отдел аспирантуры и докторантуры

- библиотека

- Отдел учебной лексикографии

-отдел культуроведения в обучении русского языка как иностранному

- центр сертификационного тестирования

Институт располагает:

· учебной и научной библиотеками,

· методическим кабинетом,

· компьютерными классами,

· видео классами с большим собранием художественных и учебных фильмов,

· лингафонными кабинетами,

· двумя классами физической культуры и спортивными площадками,

· общежитием.

· После занятий работают танцевальный и песенный клубы, разнообразные спортивные секции.

ВУЗ организует экскурсии по Москве и Подмосковью, а также в другие города — в выходные дни или в свободное от занятий время. Слушатели Института часто приглашаются на телевидение для участия в различных программах.

Помимо выше указанных направлений деятельности, Институт занимается:

Ø обучением русскому языку иноязычных слушателей из национально-государственных образований в составе Российской Федерации;

Ø осуществлением научно-исследовательской работы в области русского языка и использованием полученных результатов в образовательном процессе;

Ø разработкой эффективных средств обучения русскому языку как иностранному и неродному;

Ø организацией и осуществлением международных связей, обобщением и анализом информации о функционировании русского языка как средства международного общения;

Ø поддержкой изучения русского языка и культуры России за рубежом, оказанием организационно-методического содействия зарубежным центрам русистики.

Основными задачами ВУЗа являются:

1) Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования;

2) Удовлетворения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средний профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

3) Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

4) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием, научно-педагогических работников высшей квалификации, руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа;

5) Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

7) Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Право на осуществление образовательной деятельности возникает у ВУЗа с момента получения соответствующей лицензии.

«Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина» имеет право на выдачу свои выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации после получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим аккредитованным образовательным программам, укрупненными группами направлений подготовки и специальностям.

Устав ВУЗа, а также вносимые в него изменения принимаются конференцией научно - педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся и утверждаются правовым актом Учреждения.

Так же ВУЗ самостоятельно осуществляет финансов - хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и настоящему Уставу. ВУЗ обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах денежных средств, полученных в уставном порядке от приносящих доход видов деятельности.

Все крупные сделки, связанные с движимым имуществом, ВУЗ может совершать только с предварительного согласия Учредителя ВУЗа.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) осуществляется вузом в виде субсидии или в соответствии с показателями бюджетной системы за счет средств федерального бюджета.

2.2. Анализ источников формирования финансовых ресурсов «Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина».

Основными задачами анализа финансирования ВУЗА являются:

- оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;

- изучение организации финансирования;

- выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;

Финансовые ресурсы ВУЗа образуются за счет следующих источников (по экономическому содержанию):

· Средств из федерального бюджета;

· Средств, полученных от приносящей доход деятельности;

· Добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

· Средств, полученных по договорам с физическими и юридическими лицами, в виде платы за проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в помещениях, закрепленных за ВУЗом на праве оперативного управления;

· Средств, полученных от арендаторов, абонентов, субабонентов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых администратино-хозяйственных услуг;

· Средств, полученных от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

· Грантов, предоставленных на безвозмездной основе физическими и юридическими лицами;

· Средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц, включая средства бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;

· Дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациями, другим ценным бумагами и вкладам, в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ;

· Иных источников, предусмотренных законодательством РФ.

Наши рекомендации