Урок 140. Что такое текст-описание?
Цель: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст- описание и текст-повествование; составлять текст-описание, используя в нем имена прилагательные; применять правила правописания.
I IUyfJU4h1DIC fJdOJJClUU I 1ЧИ IIU |jy^UI4UIViy tIODIl\y . NJICJ^O
Ход урока
CXXXII. Организационный момент
CXXXIII. Актуализация знаний
CXXXIII. Словарная работа
(Графический диктант. Учащиеся выписывают только непроверяемую безударную гласную.)
Мебель, дорога, желтый, снегирь, мороз, коньки, урожай. Ответ. Е, О, Е, Е, О, О, О.
CXXXIII. Орфографическая минутка
- Спишите, исправив ошибки.
Город орел — родина моей Мамы. Хищная птица — Орел. У Никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.
- Какие правила повторили?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
- Самоопределение к деятельности
Упр. 163 (с.104).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.) Упр. 164 (с.95).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
- Работа по теме урока
Упр. 165 (с.96).
(Выполнение с комментированием.)
- Прочитайте слова тетушки Совы на с. 96.
- Что описывает текст-описание? (Явление или предмет.)
- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?
— Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
{Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,
хлопнуть в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
{Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо. (Повороты головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного, (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Сесть на место.)
В. Тарасов
CXXXIV. Закрепление изученного материала
Упр. 167 (с. 97).
Я живу под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост. Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост... Я боюсь долгоносой вороны, Желтоглазой совы и хорьков, Голодаю весною студеной, Зябну в сырости талых снегов.
О. Беляевская
- О ком эта загадка? {Омышонке.)
- В каких предложениях дано описание внешнего вида мышонка?
- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?
- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится.)
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
CXXXV. Рефлексия
Упр. 169 (с. 98).
- Составьте текст-описание вашего любимого животного по плану.
План
— Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто туловище).
—Особенности животного (где живет, чем питается, что любит делать).
—Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).
IV. Подведение итогов урока
- Какие бывают виды текстов?
- Назовите составные части текста-описания.
- Какой текст вам понравился? Почему?
Домашнее задание
Выполнить упр. 166 (с. 96).
Урок 141. Проверка знаний
Цель: проверить знания по теме «Имя прилагательное». Планируемые результаты: учащиеся научатся находить прилагательные в тексте; ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать к существительным" прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; различать текст-описа- ние и текст-повествование.
Ход урока
CXXXVI. Организационный момент
CXXXVII. Актуализация знаний
Словарная работа
- Послушайте детские стихи, найдите в них словарные слова.
Поигрался ветерок В бархатной листве. Пробежался сотней ног По лесной граве. — Где ты, ветер, мой малыш, Почему еще не спишь?
Т. Прокушева Лучше нет велосипеда — Едет он быстрей мопеда! Не забудь, что тут дорога, Где всегда машин так много! Поезжай во двор скорей, Покатай своих друзей.
О. Корнеева Если вас нашли в капусте Нет причин у вас для грусти, Потому что вам тогда Обеспечена еда.
А. Ивойлова
- Какие словарные слова услышали? (Ветер, дорога, капуста.)
- Что объединяет слова? (В них три слога.)
- Запишите слова, разделяя их на слоги и для переноса.
- Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Повидло, чай, сахар, подушка, озеро, ручьи.
- К данным существительным подберите прилагательные.
- Запишите словосочетания по образцу: повидло (какое?) яблочное.
(Проверка — ученики по цепочке читают словосочетания, четко проговаривая окончания прилагательных.)
CXXXVIII.Назовите тему проверочной работы. (Имена прилагательные.)
- Работа по теме урока
(«Проверь себя» (с. 99). Проводится по заданиям учебника.)
- Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руку левую к груди, Да смотри не упади.
- Закрепление изученного материала
CXXXIX.Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именем существительным, от которого они зависят.
Ранней весной цветет нежная ива. Золотистую пыльцу с желтых пуховиков собирают пчелы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.
- Рефлексий
Тест
- Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какие?
в) что делать?
- Имена прилагательные:
а) изменяются по числам;
б) не изменяются по числам.
- Укажите имена прилагательные.
а) похолодало;
б)холод;
в) холодный.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное водный.
а) проводка;
б) уводить;
в) вода.
(Также можно использовать КИМы (с. 43).)
- Подведение итогов урока
CXL.О какой части речи говорили на уроке?
CXLI.Какое задание вам было интересно выполнять?
CXLII.Что не получилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 170 (с, 98),
Урок 142. Общее понятие о предлоге
Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слои в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Ход урока