Урок 140. Что такое текст-описание?

Цель: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст- описание и текст-повествование; составлять текст-описание, ис­пользуя в нем имена прилагательные; применять правила право­писания.

I IUyfJU4h1DIC fJdOJJClUU I 1ЧИ IIU |jy^UI4UIViy tIODIl\y . NJICJ^O

Ход урока

CXXXII. Организационный момент

CXXXIII. Актуализация знаний

CXXXIII. Словарная работа

(Графический диктант. Учащиеся выписывают только непро­веряемую безударную гласную.)

Мебель, дорога, желтый, снегирь, мороз, коньки, урожай. Ответ. Е, О, Е, Е, О, О, О.

CXXXIII. Орфографическая минутка

- Спишите, исправив ошибки.

Город орел — родина моей Мамы. Хищная птица — Орел. У Никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.

- Какие правила повторили?

- Какие слова пишутся с большой буквы?

- Самоопределение к деятельности

Упр. 163 (с.104).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.) Упр. 164 (с.95).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

- Работа по теме урока

Упр. 165 (с.96).

(Выполнение с комментированием.)

- Прочитайте слова тетушки Совы на с. 96.

- Что описывает текст-описание? (Явление или предмет.)

- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Физкультминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

{Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,

хлопнуть в ладоши над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

{Прыжки на одной ноге.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо. (Повороты головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного, (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Сесть на место.)

В. Тарасов

CXXXIV. Закрепление изученного материала

Упр. 167 (с. 97).

Я живу под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост. Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост... Я боюсь долгоносой вороны, Желтоглазой совы и хорьков, Голодаю весною студеной, Зябну в сырости талых снегов.

О. Беляевская

- О ком эта загадка? {Омышонке.)

- В каких предложениях дано описание внешнего вида мы­шонка?

- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?

- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится.)

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

CXXXV. Рефлексия

Упр. 169 (с. 98).

- Составьте текст-описание вашего любимого животного по плану.

План

— Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто ту­ловище).

—Особенности животного (где живет, чем питается, что лю­бит делать).

—Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).

IV. Подведение итогов урока

- Какие бывают виды текстов?

- Назовите составные части текста-описания.

- Какой текст вам понравился? Почему?

Домашнее задание

Выполнить упр. 166 (с. 96).

Урок 141. Проверка знаний

Цель: проверить знания по теме «Имя прилагательное». Планируемые результаты: учащиеся научатся находить при­лагательные в тексте; ставить вопросы от существительных к при­лагательным; устанавливать связь между прилагательным и су­ществительным; подбирать к существительным" прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; различать текст-описа- ние и текст-повествование.

Ход урока

CXXXVI. Организационный момент

CXXXVII. Актуализация знаний

Словарная работа

- Послушайте детские стихи, найдите в них словарные слова.

Поигрался ветерок В бархатной листве. Пробежался сотней ног По лесной граве. — Где ты, ветер, мой малыш, Почему еще не спишь?

Т. Прокушева Лучше нет велосипеда — Едет он быстрей мопеда! Не забудь, что тут дорога, Где всегда машин так много! Поезжай во двор скорей, Покатай своих друзей.

О. Корнеева Если вас нашли в капусте Нет причин у вас для грусти, Потому что вам тогда Обеспечена еда.

А. Ивойлова

- Какие словарные слова услышали? (Ветер, дорога, капуста.)

- Что объединяет слова? (В них три слога.)

- Запишите слова, разделяя их на слоги и для переноса.

- Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Повидло, чай, сахар, подушка, озеро, ручьи.

- К данным существительным подберите прилагательные.

- Запишите словосочетания по образцу: повидло (какое?) яб­лочное.

(Проверка — ученики по цепочке читают словосочетания, чет­ко проговаривая окончания прилагательных.)

CXXXVIII.Назовите тему проверочной работы. (Имена прилагательные.)

- Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 99). Проводится по заданиям учебника.)

- Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руку левую к груди, Да смотри не упади.

- Закрепление изученного материала

CXXXIX.Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именем существительным, от которого они зависят.

Ранней весной цветет нежная ива. Золотистую пыльцу с желтых пухо­виков собирают пчелы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.

- Рефлексий

Тест

- Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какие?

в) что делать?

- Имена прилагательные:

а) изменяются по числам;

б) не изменяются по числам.

- Укажите имена прилагательные.

а) похолодало;

б)холод;

в) холодный.

- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное водный.

а) проводка;

б) уводить;

в) вода.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

- Подведение итогов урока

CXL.О какой части речи говорили на уроке?

CXLI.Какое задание вам было интересно выполнять?

CXLII.Что не получилось?

Домашнее задание

Выполнить упр. 170 (с, 98),

Урок 142. Общее понятие о предлоге

Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слои в предложении с помощью предлога; применять правила право­писания.

Ход урока

Наши рекомендации