Назарбаев как политический лидер

назарбаев казахстан политический правление

Первый президент независимого Казахстана, бессменный лидер страны с апреля 1990г. по настоящее время. В мае 2007г. Нурсултан Назарбаев получил право избираться президентом неограниченное количество раз. В последний раз переизбран на пост главы государства в апреле 2011г. Является обладателем титула "Лидер нации". В данном докладе мы рассмотрим подробнее его политическую деятельность, вехи биографии и некоторые интересные факты из жизни бессменного лидера нашего государства.

Родился он 6 июля 1940 года в селе Чемолган Алматинской области в семье чабана. После окончания Каскеленской средней школы и неудачной попытки поступить в КазГУ он подался по комсомольской путевке в Темиртауское фабрично-заводское училище, что дало ему возможность избежать службы в армии (на всю жизнь). Оттуда он был направлен в Днепродзержинское металлургическое училище. После ввода в 1960 году доменной печи в строй Назарбаев работал чугунщиком разливочных машин доменного цеха Кармета, а затем стал горновым доменной печи, старшим газовщиком. Поскольку казахов среди рабочих практически не было, Назарбаева активно привлекали к комсомольской деятельности в качестве представителя коренной национальности: он участвовал в съездах ВЛКСМ и молодежных фестивалях. Вскоре Назарбаев вступил в партию и стал парторгом цеха. Настоящий карьерный взлет Назарбаев пережил, когда в середине 70-х годов Караганду посетил тогдашний первый секретарь Компартии Казахстана Д.А. Кунаев. Ему запомнился молодой, активный партийный казах. В 1977 году Назарбаев стал секретарем, несколько месяцев спустя - вторым секретарем Карагандинского обкома партии, а в декабре 1979 года - секретарем ЦК Компартии Казахстана, курирующим экономику и промышленность. Не долго пришлось Назарбаеву работать секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Кунаев, потренировав Назарбаева на партийной работе, выдвинул его на более ответственную работу - в марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет Министров Казахстана. В 1986 году с приходом к власти Горбачева М.С. положение Кунаева резко ухудшилось. Горбачев готовил "почву" для снятия Кунаева с должности первого секретаря ЦК КП Казахстана и исключения его из состава Политбюро ЦК КПСС. Нужны были исполнители этой грязной работы, и притом их надо было искать из близкого окружения самого Кунаева. На XVI съезде КП Казахстана Председатель Совета Министров КазССР Назарбаев выступил с докладом и подверг резкой критике деятельность первого секретаря ЦК КПК Кунаева. В первый же день съезда он открыто обвинил своего вчерашнего покровителя в развале республиканской экономики. И даже назвал родного брата Кунаева, Аскара, тогда президента Академии наук КазССР, алкоголиком (Кстати, и после отставки Кунаева Назарбаев не оставил бывшего шефа в покое. Он откопал старые анкеты Кунаева, который до 1949 года в графе "национальность" писал "татарин"). Но остальные делегаты Назарбаева не поддержали. Вечером заворготделом ЦК Компартии Казахстана Султанов по поручению Кунаева провел работу в кулуарах съезда и на следующий день Кунаева единогласно переизбрали на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана. Поняв, к чему все идет, Назарбаев тоже проголосовал "за". Кунаев не простил Назарбаеву предательства и попытался добиться от Москвы его отставки с поста председателя Совета министров Казахстана. Но Горбачев не только поддержал своего человека, но и начал с его помощью "казахстанское дело" о взяточничестве чиновников: тогда, например, было возбуждено дело против первого секретаря Чимкентского обкома Аскарова, которого выгнали с работы и осудили на девять лет. А в декабре 1986 года КГБ Казахстана по приказу Москвы инспирировал алма-атинский молодежный бунт: в день открытия пленума ЦК КПК Кунаев планировал организовать "стихийную" демонстрацию трудящихся в свою поддержку, но с подачи органов госбезопасности демонстранты вышли на площадь с националистическими лозунгами. О декабрьском восстании в Казахстане Назарбаев изложил свое мнение как Председатель правительства Казахстана в средствах массовой информации:

Газета "Экспресс-хроника" от 11.12.1990г. ": Н.А. Назарбаев: Какие трагические события? Самое настоящее хулиганство было 18 числа. Милиционеров били, забрасывали камнями. Мы-то сейчас не говорим об этом. Среди раненных милиционеров и солдат было на много больше, чем этих".

Книга Нурсултана Назарбаева "Без правых и левых". 1991 год. Москва, издательство "Молодая гвардия", страница 180. До независимости Казахстана осталось совсем мало времени, и Нурсултан Назарбаев, наверное, решает поменять тактику в отношении событий Декабря 1986 года:

"У каждого человека бывают в жизни моменты, когда он внезапно оказывается перед проблемой серьезного выбора. …Когда собравшийся на площади народ устремился в город, я понял, что стою перед таким выбором: или я должен решиться на поступок, или спокойно вернуться в здание ЦК. Второе представилось мне непростительной изменой людям - они были правы! Я пошел с ними в голове колонны".

То, что Нурсултан Назарбаев не возглавлял колонну демонстрантов, сами желтоксановцы писали неоднократно в печати. Они дружно доказывали обратное. И по какую сторону баррикад в те трагические для казахского народа дни стоял Назарбаев - желтоксановцы тоже говорили.

В 1989 году на место обанкротившегося Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был назначен Назарбаев. Как всегда при этом народ был ни при чем, его мнением и желанием власть не считалась.

Какова была позиция Назарбаева при распаде Советского Союза, боролся ли он за независимость Казахстана, за его суверенитет?

Назарбаев в те дни придерживался твердой позиции (позиции Горбачева) и даже тогда, когда распад СССР был однозначно решен, он поддержал предложение Горбачева о создании конфедеративного союза.

Известно также, что в течение 8 суток (с 8 по 16 декабря 1991 г.) Назарбаев откладывал объявление независимости Казахстана, оставшегося фактически в единственном числе "субъектом" Российской федерации, ибо все остальные союзные республики к тому времени объявили о своей независимости и стали суверенными странами. Таким образом, Нурсултан Назарбаев добился независимости Казахстана и стал его первым президентом.

В 1993 год администрация Назарбаева инициировала "самороспуск" местных советов, что по действовавшей тогда Конституции было незаконным, потому что орган власти не мог осуществить самороспуск. В середине декабря 1993 года президент продавил решение о самороспуске, а до этого он вынудил парламент принять без обсуждения ряд важных законов. Среди них - закон о делегировании президенту фактически исключительных полномочий, в т. ч. по принятию законов и возможности единолично формировать высшие государственные органы. После этого был принят Кодекс о выборах в Казахстане. Уже тогда в этом документе появились выгодные Назарбаеву формулировки, противоречащие нормам Конституции. Дело в том, что, в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции РК, принятой в январе 1993 года, одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. При этом в Кодексе о выборах появилась формулировка о том, что одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента более двух раз подряд. Разница здесь принципиальная, потому что срок - это определенный законом промежуток времени нахождения на посту, а "разы избрания" - это факт участия в выборах. При новой формулировке уже тогда была заложена возможность провести референдум по продлению полномочий президента, поскольку голосование граждан на референдуме не является избранием (т.к. в избирательном бюллетене на референдуме записана совсем другая формулировка). После того, как парламент принял этот кодекс, он через два дня был распущен. Притом, что ни один закон в стране не может противоречить нормам Конституции, они уже тогда ее нарушили. А в марте 1995 года Назарбаев во второй раз разыгрывает похожую комбинацию. Тогда решением Конституционного суда (очень сомнительным, надо сказать, но об этом долго рассказывать) было признано, что парламентские выборы проводились неправильно (хотя в тот период господствовал Назарбаев, и все было под ним). Тогда президент во второй раз распускает парламент. Незадолго до этого он издает указ о создании такого органа, как Ассамблея народов Казахстана. Так вот, в отсутствие парламента, якобы от имени общественности Ассамблея народов Казахстана принимает резолюцию о необходимости проведения референдума о продлении полномочий Назарбаева без выборов на следующий срок. При этом в стране еще нет закона о референдуме. Тогда Назарбаев 25 марта издает указ с формулировкой "указ президента, имеющий силу конституционного закона". Т.е. он, по сути, присвоил себе чужие полномочия и с весны по осень 1995 года издал более 130 подобных законов. Фактически нынешнее законодательство Казахстана создано не парламентом, а самим президентом В первую половину президентства Назарбаев вел себя более скромно, а во второй половине с появлением нефтедолларов он начал раскрывать свои природные таланты. В первом десятилетии все провалы и неудачи он списывал на развал Союза и на Коммунистическую партию, которую сам возглавлял в Казахстане. Затем якобы ему помешали кризис в странах Юго-Восточной Азии и дефолт в России и т.д.

Во втором десятилетии "обильный дождь" нефтедолларов поднял его тонус, и малейшие сдвиги в экономике начал приписывать к своим личным заслугам. И так началась кампания восхваления Назарбаева и создания его культа. Легенды и мифы про него, как правило, хорошо продуманы, доступны обывателям. Среди различных слоев населения есть люди, которые верят и любят Назарбаева, но и немало граждан, которые ненавидят его.

Сторонники режима говорят и пишут много мифов, к ним приобщаются, так называемые платные зарубежные эксперты.

Также не соответствуют мифы о смелости решения Назарбаева по ликвидации ядерных боеголовок, так как они принадлежали Российской Федерации со дня подписания 21 декабря 1991 года соглашения глав государств СНГ. Ядерный потенциал, размещенный в советское время как на территории Казахстана, так Украины и Беларуси, уничтожались совместными действиями США и России. Назарбаев не только не имел доступа к пульту управления ядерными боеголовками, но не имел возможности получить необходимую компенсацию за размещение их на исконной земле казахов. А в личном плане он теперь претендует на Нобелевскую премию.

Нанесен огромный урон базам социальной сферы. Под видом президентских реформ (к примеру, оптимизация школ, ликвидация неперспективных населенных пунктов и т.д.). Сокращались и уничтожались объекты здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д. Значительно сократилась численность врачей, медперсонала, в 2 раза число больничных коек, в 10 раз количество детсадов, в 3 раза массовых библиотек и в 5 раз число клубных учреждений. Резко снизились показатели благоустройства жилищного фонда. Частые аварии в системе коммунального хозяйства стали нормами. И здесь есть отпечаток политики ЛН, так как в течение своего президентства, увлекшись строительством Астаны и возведением своих резиденций, оставил остальные города республики без средств на поддержание таких стратегически важных объектов, как энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и других составляющих этих густонаселенных пунктов. Казахстан не обеспечил экономическую независимость. ЛН распродал все прибыльные предприятия и отрасли иностранным фирмам и компаниям. Теперь согласно договорам, подписанным, как правило, на 40 лет, они являются хозяевами в сфере передела продукции. Они инвестируют добычу полезных ископаемых, и они же вывозят минеральное сырье, оплатив мизерные льготные налоги. Доля иностранных собственников в разделе продукции составляет до 80%, которая участвует в формировании объема внутреннего валового продукта и создает видимость в росте макроэкономики, а на деле мало способствует улучшению благосостояния народа. ЛН своей заслугой считает, что вовлек 120 миллиардов долларов прямых инвестиций, но он не обнародывает то, что инвестеры в разы больше вывозят из казахстана богатства. Кому это выгодно? Что касается микроэкономики, кроме разговоров о развитии малого и среднего бизнеса, за 20 лет ЛН ничего полезного не добился. Сегодня половина потребительских товаров завозится извне, опять же по словам самого ЛН, 80% некоторых пищевых продуктов также импортируется. Объемы производства важнейших видов промышленной продукции и продукции аграрного сектора в первое десятилетие ЛН сократилось до минимума, а ожидающийся их рост во втором десятилетии далеко не достигает уровня 1990 года, за исключением добычи нефти.

Сама манера общения президента со своими подчиненными много о чем говорит. Он ведет себя с ними не как первый среди равных, а как хозяин со слугами. Свысока и повелительно он относится ко всем - будь то министр, депутат, бизнесмен или писатель. При этом для него являются несущественными такие понятия, как Конституция, законы, ветви власти, бизнес, гражданское общество, права человека, СМИ и т.д. Потому как он позиционирует себя в качестве верховного арбитра, стоящего над всеми существующими государственными и общественными институтами. И эту политическую девиацию у нас почему-то упорно называют президентской формой правления. Попробовал бы, к примеру, Барак Обама или Николя Саркози привести в парламент своего человека за руку и навязать его местным обитателям в качестве спикера. А у нас в соответствии с Конституцией Нурсултан Назарбаев представляет спикера в сенате. Стоит ли говорить, что в истинно демократической республике, в которой функционируют независимые друг от друга ветви власти, подобное никому в голову не взбредет.

На различных совещаниях мы наблюдаем не президента цивилизованной, демократической страны, всенародно избранного на определенный срок с делегированными временными полномочиями. Перед нами во всей красе предстает настоящий восточный деспот, который то в страшном гневе "кошмарит" свою покорную челядь, то по-отечески "поучает своих паучат". Не мудрено, что "вся королевская рать", которая своим неслыханным пресмыкательством и вскормила автократа, в страхе целует ему руки и чуть ли не падает перед ним ниц. Навскидку можно вспомнить кучу "летучих", "ползучих" и всяких "бродячих" фраз, когда-то вылетевших из уст главы государства. Пожалуй, классикой жанра можно назвать его обращение к бизнесменам: "Я могу любого из вас взять за руку и отвести в суд". Эта короткая, но емкая фраза многого стоит. Глава государства во всеуслышание признался, что существующая власть, его детище, есть самая настоящая клептократия.

Крупные мероприятия, ежегодно проводимые в июле в Казахстане, стали ярким свидетельством того, что сегодня в стране культ личности Назарбаева достиг невиданных размеров. В стране наблюдается чрезмерное квазирелигиозное возвеличивание его персоны вплоть до обожествления. Каждый год 6 июля по всему Казахстану проходят масштабные торжественные мероприятия, посвященные годовщине новой столицы, объявляется всенародный праздник. Из госбюджета на проведение этих мероприятий выделяются миллиарды тенге. По странному "совпадению" именно в этот день отмечает свой день рождения и бессменный "лидер" страны - Н.А. Назарбаев, чей "образ" становится предметом массового принудительного поклонения. В этот день народ Казахстана заставляют хором петь песню "Моя страна", написанную самим Назарбаевым, а не популярную песню "Мой Казахстан", которая стала национальным гимном страны. Приглашенные на день рождения иностранные гости и звезды эстрады взахлеб воспевают "хозяина". Перед гостями на торжествах в честь своего дня рождения выступает сам "лидер" и пользуется трибуной, чтобы в очередной раз рассказать о своих "заслугах", как будто все достижения республики достигнуты благодаря лично ему. В стране повсюду висят его портреты, его ликами украшены специальные юбилейные почтовые марки. Назарбаевские газетенки наперебой пишут о том, что его "научные" труды, якобы, с восторгом восприняты всем прогрессивным человечеством, а профессора Оксфорда, Гарварда и Кембриджа в слезах умиления соперничают за право заняться их переводом. Госпропаганда позиционирует своего идола как "выдающегося государственного деятеля, который видит дальше и глубже всех", а Казахстан предстает "самой космической страной из всех космических". Перед "величием" образа Назарбаева померк даже образ приснопамятного Леонида Брежнева или покойного Туркменбаши. У Брежнева на груди красовались пять геройских звезд - ровно столько же наград на груди и у "Елбасы".

Создание культа личности Назарбаева и его правление вызвали некоторое беспокойство по поводу того, что случится после того, как он уйдет с политической арены. Назарбаеву исполнился 71 год, и у него нет очевидного преемника. Он систематически отстранял политическую оппозицию, временами используя силу, но чаще просто устанавливая правила игры в свою пользу, используя ограничивающие законы в отношении политических партий, выборов и СМИ. В отсутствие других легитимных центров власти в стране, смерть Назарбаева может привести к "беспределу". Ереси нынешней правящей элиты могут вырваться наружу, а воюющие стороны начнут выступать с популистскими заявлениями относительно экономических и этнических проблем. Иными словами, стратегия Казахстана является большой наградой, но и огромным риском.

Размещено на Allbest.ru

49 Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.[214]

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования.[215] Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

В целом политические технологии выступают в двух формах:1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

50) Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. В силу этого они включаются как в конвенциональные (легальные) процессы применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов государства, так и в неконвенциональные, предполагающие использование приемов и процедур, прямо запрещенных законом или противоречащих политическим традициям (технологии подрывных акций, терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирования общественным мнением и т.п.).

Технологии ограничены по месту и времени их применения. У конкретного сочетания техник, способов и приемов деятельности как определенной системы этой деятельности существует свое «внутреннее время» (И. Пригожий). Но при всей своей определенности, фик-сированности действий, привязанных к пространственно-временным параметрам ситуации, технологии имеют и механизмы преодоления такой зависимости. И прежде всего эта зависимость преодолевается за счет присутствия в них «гена самонастройки», адаптируемости к ситуации.

Иными словами, в технологиях всегда есть место творчеству субъекта, импровизации, нестандартным действиям. Усиление такого импровизационного начала служит своеобразным сигналом для перехода к новым типам взаимодействий с контрагентами, совершенствования структуры и выработки оригинальных приемов деятельности. В то же время технологии – враг произвола. Они по природе своей противостоят интуиции и прецеденту как ведущим способам реализации человеческих целей. Технологии направлены на рационализацию и упрощение действий во имя достижения цели и именно поэтому склонны к известной формализации и институциализации, нормативному закреплению.

В силу этого у технологий существуют некие верхние пределы, которые они не должны переступать, чтобы не превратиться в форму откровенного субъективизма. Но они не должны и застывать, чтобы не нарушить соответствие процесса целедостижения динамично развивающейся ситуации. Вращаясь между этими полюсами формализации и субъективации, технологии постоянно подвергаются опасности перерождения либо в набор догм, либо в сплошную импровизацию субъектов.

В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежными. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений и т.п., необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нужны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д.

51) В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содер­жание — узкое и широкое. Избирательная система в узком смысле — это лишь определенный способ подведения итогов голосования и рас­пределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа — мажоритарная избирательная система и пропорци­ональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже.

Избирательная система в широком смысле — это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выбо­ров, а также определение их результатов и соответствующее распреде­ление депутатских мандатов. Ясно, что по своему содержанию понятие избирательной системы в узком смысле охватывает лишь часть содер­жания понятия избирательной системы в широком смысле. Это пос­леднее включает в себя, помимо первого, также характеристику всего избирательного процесса на различных его этапах, органов, ответствен­ных за организацию и проведение выборов, и их деятельности, отноше­ний между другими субъектами избирательного процесса (избирателя­ми, кандидатами, политическими партиями и иными объединениями) и их избирательного статуса и т.д., а не только способа подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов.

Основные типы избирательных систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку определения результатов голо­сования — пропорциональная и мажоритарная избирательные систе­мы. Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с количеством и долей голосов, подан­ных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая изби­рательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым парти­ям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем боль­ше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандат­ный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в неболь­ших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых труд­ностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влия­тельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство го­лосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюл­летенях для голосования; а с другой — в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует созда­ния межпартийных коалиций при создании правительства, что, естест­венно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.

Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избиратель­ная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представ­ляли избирательный список, получивший большинство голосов в дан­ном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсо­лютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избира­тельной системы различают такие три его разновидности, как мажори­тарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком канди­датов) соответственно — либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голо­совавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установлен­ный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, су­мевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредст­венно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Прак­тика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламен­тов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорцио­нальная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австра­лии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможнос­ти на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов мень­шинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокуп­ности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) побе­ду на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.

52) Современная избирательная кампания немыслима без компьютеров: это составление и анализ списков кандидатов и избирателей, обработка данных социологических исследований об ориентациях электората, оценка социально-политической обстановки в стране и по отдельным регионам, рейтинг популярности и влиятельности политических лидеров и истеблишмента, мониторинг этих процессов, составление прогнозных компьютерных карт оценки кризисных ситуаций, моделирование электорального поведения, прогнозирование результатов голосования, подведение его итогов (к примеру, Государственная автоматизированная система “Выборы”, начавшая действовать в ходе избирательной кампании-95).

Компьютерные технологии используются и в деятельности парламента: регистрация депутатов, электронное голосование, доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов, решений; контроль за их выполнением, получение с помощью факс-модемов электронных версий книг, газет, документов, прогнозирование участия фракций и лоббистских группировок в прохождении тех или иных законопроектов, компьютерные издательские системы, обработка выступлений депутатов и информации от избирателей, связь с регионами, электронная почта и т.д.

Качество, оперативность, доступность, эффективность – вот слагаемые все более широкого применения в политической жизни общества электронных технологий.

Компьютер можно назвать универсальным средством для обработки и хранения информации. Управление осуществляется с помощью программ, переводящих задания на язык, понятный машине, затем – выполнение и “отчет” на понятном человеку языке.

Программы для компьютеров. Отдельная программа способна выполнить ограниченный набор [c.760] поручений. В зависимости от характера программы на несколько групп:системные, прикладные, инструментальные.

Системные необходимы, в первую очередь, для нормальной работы самого компьютера и использования прикладных программ. Для IBM-совместимых компьютеров базовой системной программой (точнее это целое семейство программ) служит Дисковая Операционная Система (ДОС). Непосредственное взаимодействие пользователя с ДОС может оказаться достаточно затруднительным. Чтобы сделать этот процесс намного проще и удобнее, применяются программы-оболочки ДОС. Одна из наиболее популярных – NORTON COMMANDER.

Сегодня российский компьютерный рынок все более завоевывает программа WINDOWS, коренным образом меняющая стиль общения человека с машиной. Ее называют компьютерным раем, отмечают, что она не только эффективна, но по-своему красива, элегантна, современна.

Прикладные программы –самая многочисленная группа программ. Она ориентирована на широкое применение. К примеру, “программа переводчик” позволяет в десятки раз ускорить перевод достаточно стандартных текстов с языка на язык. Оперативной работе с материалом помогают программы обработки текстов, текстовые редакторы, программы-корректоры, персональные информационные системы, электронные таблицы, обучающие программы и др.

Инструментальные программы пригодны для создания всех программ. Для успешной работы с ними желательно специальное образование.

Сканер. Это дополнительное устройство, служащее для введения графической информации в компьютер. Сканеры подразделяют на черно-белые и цветные. С их помощью в компьютер вводятся текст, рисунки, графики, фотографии.

Модем и факс-модем. Что такое факсимильный аппарат, факс – знает каждый. А все ли знают, что компьютер прекрасно справится с приемом и отправкой факсимильных сообщений, если его подключить к телефонной линии и установить в системный блок специальную дополнительную плату.

Вы готовите текст выступления, аналитическую записку, итоги социологического опроса, сообщение для [c.761] прессы иливводите документ со сканера, – все это можно сразу отправить по любому адресату, а приходящие к вам факсы посмотреть на экране и при необходимости сохранить в памяти компьютера, распечатать на принтере.

Для обмена между компьютерами произвольной информацией, в том числе компьютерными программами, служатмодемы. С их помощью получают доступ к отечественным и международным компьютерным сетям. В России наиболее популярными считаются СИТЕК (для бизнесменов, предпринимателей) и RELKOM (для всех желающих). При желании можно стать абонентом международной сети Compu-SERVE, разумеется, заплатив регистрационный сбор.

Компьютерная техника и программное обеспечение устаревают, но обновляются не просто быстро, супербыстро: современные компьютеры, дополненные сканерами, устройствами CD-ROM (использование компакт-дисков, вмещающих сотни тысяч страниц информации: энциклопедии, справочники, словари, программы– “переводчики”, видеотеки, обучающие программы и т.д.), факс-модемами, анимационными и издательскими программами, записью с голоса выводят политический менеджмент и маркетинг на качественно иной уровень.[c.762]

Замена однолинейной связи многофункциональной и диалоговой связью, создала новые возможности для участия в информационном обмене.

Так, при помощи технологии “двусторонней связи” потребитель может читать газету, книги, получать почту, делать покупки, улаживать финансовые дела, отправлять заказчикам результаты своего интеллектуального труда (обзоры, аналитические материалы, статьи, результаты социологических опросов).

Эти новые технические средства и приемы могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с “моментальным” подведением их результатов, в политических дискуссиях, для проведения референдумов и т.д.

От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Естественно, такая схема работы требует наличия соответствующих компьютерных[c.762] сетей, специалистов, весьма существенных финансовых затрат (правда, они вполне соизмеримы с прошлыми затратами на командировки, тиражирование, перевозку социологических бюллетеней, ручную обработку анкет и т.п.). Новые компьютерные технологии получили настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества.

Они открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии “демократией участия”, не нанося ущерба ни одному демократическом

Наши рекомендации