ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЦЕН - политика государства по контролю за ценами, включающая в себя: установление, замораживание цен и другие меры, способствующие резкому росту или падению цен.

ПОЛИТИКА ВАЛЮТНАЯ - политика государства в области валютных отношений, имеющая цель воздействие на валютный механизм, валютные курсы и денежные расчеты. Основные способы проведения П.в. - валютные интервенции, ограничения, субсидирование, установление фиксированных курсов, валютный контроль за движением валютных средств внутри государства и за его пределы.

ПОЛИТИКА ВНЕШНЕТОРГОВАЯ - политика государства, направляющая развитие внешнеторговых связей, воздействующая на структуру экспорта и импорта, поддержку отечественного производителя.

ПОЛИТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ - политика государства в области регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, привлечения иностранных инвестиций, регулирования международной миграции капитала и рабочей силы, экономической помощи другим государствам, осуществления совместных международных экономических проектов.

ПОЛИТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ - политика государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости путем регулирования объема и структуры внутреннего денежного обращения и величины официальной учетной ставки, нормы обязательного резервирования, операций государства на открытом рынке.

ПОЛИТИКА ИНВЕСТИЦИОННАЯ - совокупность подходов и решений, определяющих основные направления использования капитальных вложений в экономике государства.

ПОЛИТИКА ФИНАНСОВАЯ - составная часть экономической политики; совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

ПОЛИТИКА ФИСКАЛЬНАЯ- политика государства в области налогообложения и государственных доходов и расходов.

ПОЛИТИКА ЦЕН И ДОХОДОВ - государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы и ценового контроля.

ПОЛИТИКА ЦЕНОВАЯ - концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса. Ц.п. государства основывается на участии ресурсов госбюджета в регулировании экономики. В условиях развитого рынка и эффективной экономики ценовой политикой фирм становится стратегия низких издержек, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции.

Политика как обмен - сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвы­борными обещаниями. Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии.



Политика «среднего пути» предполагает ту или иную степень государ­ственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компро­мисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государ­ственные вмешательства с распределительными целями, политика «пол­ной занятости», конъюнктурное регулирование.Политика экономическая точечная (или пунктирная) включает поли­тико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проб­лем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном пла­тежеспособном спросе и денежные расстройства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - Наука об общественно-производственных, т. е. экономических, отношениях людей. Она изучает законы, управляющие производством и распределением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества, производительные силы и производственные отношения, составляющие в совокупности способ производства, который соответствует определенной общественно-экономической формации. Каждому общественному строю соответствуют свои экономические законы. П. э. изучает вопросы, затрагивающие экономические и политические интересы различных слоев населения, поэтому единой П. э. быть не может.

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для П. характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Характер П. и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками П. стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Региональная экономическая политика - составляющая федеральной экономической политики, единственная или основная цель которой - влияние на социально-экономическое развитие регионов. Все остальные цели, даже если они и существуют, носят второстепенный характер.

Всистеме государственных мер регули­рования экономики выделяют различные стороны. Напри­мер, практическую и научную. Практический аспект – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое на­учное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эф­фективного развития национальной эконо­мики; к научным подходам относится разработ­ка моделей и прогнозов. Важной задачей науч­ного аспекта экономической политики яв­ляется формирование экономического мыш­ления, в частности, понимания того, что задача государства – лишь создание «рамочных усло­вий», в пределах которых хозяйственные субъ­екты должны сами находить наиболее рацио­нальные решения.

Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособная решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств.

Собственность, исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, общественными группами, классами, государством). Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет объект С., или имущество соответствующего лица, поэтому отношения С. называются также имущественными отношениями.

Субъекты экономической политики: а) государственные:государство, власть которого должна исполь­зоваться для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны; направления их экономической активности на достижение определенных еди­ных целей; общественно-правовые институты, которым передаются определенные функции управления, изъятые из сферы дея­тельности государственных управленческих структур. Самостоятель­ными субъектами (в отличие от частных фирм) они не являются и в то же время не входят сос­тавной частью в государственный управлен­ческий аппарат; надгосударственный институты, функционирование которых связано с системой межгосударственных со­глашений. Национальные органы власти пере­дают им часть своих управленческих функций. б) Негосударственные субъекты экономи­ческой политики:профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей; религи­озные и культурные организации; политические организации, пар­тии; средства массовой информации; авторитетные личности, экспертные советы.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА— политика государства по отношению к социальному обеспечению собственных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории государства. Такая политика включает в себя государственные меры по распределению финансовых средств среди населения для обеспечения достойной жизни и основных прав и свобод, прописанных в конституции государства. В Российской Федерации после начала демократических реформ государство полностью отказалось от проведения какой-либо социальной политики, оставив огромные слои населения в одиночестве без какой-либо государственной поддержки. Это касалось в первую очередь работников бюджетной сферы и военных, которым были просто показано, что они более не нужны новому государству, в котором главной заслугой стало наличие огромного капитала, полученного посредством разворовывания бывшей государственной собственности (такой грабёж был назван специальным словом — «приватизация»). Т. е. в России социальная политика характеризуется своим полным отсутствием. И если пенсии старикам, угробившим свои жизни на поднятии этого государства, ещё платят, то это происходит, скорее по инерции, оставшейся после развала СССР. Однако решить вопрос с пенсиями должна пенсионная реформа, равно как и вопрос с «нерентабельным населением» в корне должна решить миграционная и национальная политика. Теорема неэффективности государственной политики: в условиях рыночной экономики, гибких цен и зарплат заранее известные правительственные действия не могут решительно воздействовать на объемы производства и занятости. Если политика предсказуема, то она, как правило, мало эффективна, - более результативны неожиданности.

Фритредерство(от англ. free trade — свободная торговля), направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.

Шведская модель экономической политики - основывается на сильной социальной политике, которая обеспечивает минимальную дифференциацию населения по уровню доходов и высокий уровень занятости. Такая модель имеет место в Испании, Португалии. Греции. Регулирование рынка в данной модели, в первую очередь, осуществляется через регулирование трудовых отношений на общегосударственном уровне.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА - сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом. Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни. Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической. Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение. В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит. В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика и политика начинают рассматриваться как самостоятельные, автономные области человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер. Экономика, утверждающая в качестве самостоятельной самоорганизующейся системы политика перестает быть господствующей преобладающей силой в обществе. Устанавливаются ограничения для развертывания нестоимостных, т.е. политических форм управления экономикой. Взаимодействие экономики и политики уже основываются на «обмене деятельностью», а не «прямом распределении». Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является «минимальное государство» или «минимальная политика». Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем. Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д. Одна из центральных задач политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов. В сегодняшней России политики и экономики, государства и общества в самостоятельные сферы общественной жизни, их увеличивающаяся отдифференцированность друг от друга становятся результатом различения власти и собственности. Начинает трансформироваться тот тип властно-собственнических отношений, который был характерен для докапиталистической Европы. Поэтому актуальной становится задача исследования существенных различий политической власти рыночного типа от властных структур централизованной экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - формирование (при активном участии государственных структур) устойчивых всесторонних связей между национальными хозяйствами двух или большего числа стран, в ходе которого происходит взаимопроникновение (сращивание) процессов воспроизводства, научное сотрудничество,

Экономическая политика - это взаимосвязанная система долгосрочных и текущих целей экономического развития, которые определены государством, а также совокупность мероприятий, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в сфере экономики.
Главный вопрос политики - это вопрос о власти, соответственно к экономической политике - это вопрос об экономической власти.

Экономическая политика - это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Экономическая политика для России — это комплекс управленческих стра­тегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Экономическая политика государства представляет собой совокуп­ность мер, направленных на то, чтобы упоря­дочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предо­пределить их протекание.

Экономический рост (развитие экономики) - это развитие в направлении, что обеспечивает увеличение производства, повышение качества товаров и услуг. В современной экономике только это дает возможность решать цели «социально-ориентированной экономики». Стабильный уровень цен означает предотвращение инфляции, падению общего уровня цен, которое грозит разорение товаропроизводителям.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путем научных исследований устойчивые, существенные связи, взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами и показателями. Экономические законы в отличие от физических не обладают всеобщностью, не являются законами природы. Все дело в том, что природа человека как разумного существа проявляется в его экономическом поведении, обусловленном не только объективными законами, но и субъективной волей людей. Поэтому экономические законы, выявляющие только самые общие, типичные свойства и признаки процессов производства, распределения, обмена и потребления, следует считать скорее закономерностями, чем законами. Они не носят абсолютного характера, отдельные люди и группы людей могут в своем экономическом поведении отклоняться от линии, диктуемой экономическими законами. К тому же совокупность экономических законов не установлена однозначным образом экономической наукой. Широко известны такие экономические законы, как закон спроса, закон предложения, закон убывающей доходности, закон возрастающих предельных издержек, закон возвышения потребностей и ряд других.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, производственные - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал). В качестве экономических ресурсов рассматриваются и финансовые ресурсы, денежный капитал.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран. В России проведение экономических реформ в 90-е гг. связано с переходом к рыночной экономике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ - инструменты управления экономикой; включают систему цен и тарифов, финансово-кредитные рычаги, налоги и т.п. Название «рычаги» отражает тот факт, что они используются в качестве средства изменения экономического состояния объекта, осуществления поворота в экономике. Экономические рычаги различного или одного вида используются в качестве инструментов регулирования экономики в целом и воздействия на экономические процессы на уровне предприятий, фирм. Экономические рычаги представляют неотъемлемую часть хозяйственного механизма. Термин широко использовался в советской экономике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - 1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое, прежде всего, такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению); 2) увеличение производственных возможностей в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии.

ЭТАТИЗМ - активное участие государства в экономической жизни общества.

Эффективность по Парето — это ситуация, когда все выгоды от обмена исчерпаны.

Японская модель экономической политики - основным субъектом является корпорация со своей специфической внутренней структурой. Характерным является группирование мелкого и среднего бизнеса около корпораций, которые закупают продукцию этих предприятий.

ПЕРСОНАЛИИ

Домар (Domar) Евсей Дейвид [настоящая фамилия Домашевицкий (Domashevitsky)] (р. 16.4.1914, Лодзь), американский буржуазный экономист, один из основоположников теории экономического роста. Окончил Калифорнийский университет в 1939. Концепция Д. направлена на изыскание путей повышения темпов экономического развития капитализма. Главное внимание уделяется накоплению капитала. Д. отрицает существование объективных законов экономического развития и решающее значение придаёт психологическим факторам.

Калдор (Kaldor) Николас (р. 12.5.1908, Будапешт), английский экономист. С 1932 преподаватель Лондонской школы экономики, позднее — Кембриджского университета. После 2-й мировой войны 1939—45 работал в Экономической комиссии ООН для Европы, был экономическим и финансовым советником правительств ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки. В 1966—70 главный советник канцлера казначейства в лейбористском правительстве Великобритании. К. — автор работ по проблемам экономического роста, занятости и инфляции. Разрабатываемые им модели «сбалансированного роста» носят преимущественно техноэкономический характер и не отражают внутренних противоречий капиталистического способа производства.

Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (1883—1946), английский экономист, государственный деятель, основоположник одного из направлений современной буржуазной экономической мысли — кейнсианства. К. получил экономическое и математическое образование в Итоне и Кембридже (1902—06). С 1908 по 1915 преподаватель, с 1920 профессор Кембриджского университета. В 1912—46 редактор «Economic Journal». В 1913 вышла в свет первая книга К. — «Денежное обращение и финансы Индии». В 1915—19 К. сотрудник британского казначейства, в 1919 главный представитель британского казначейства на Парижской мирной конференции. В работе «Экономические последствия Версальского мирного договора» (1919, рус. пер. 1922), принесшей ему мировую известность, выступил с критикой экономической политики стран-победительниц, которая усиливала послевоенную дезорганизацию хозяйства и закладывала предпосылки новой войны в Европе. Средство спасения капитализма в послевоенной Европе К. видел, прежде всего, в стабилизации капиталистической экономики. В последующие годы К. опубликовал ряд работ, посвященных рассмотрению этой проблемы, — «Пересмотр договора» (1922), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Трактат о деньгах» (1930). В 1941 К. стал одним из директоров Английского банка, принимал активное участие в разработке и осуществлении экономической, прежде всего финансовой политики британского империализма. В своём основном сочинении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936, рус. пер. 1948) сформулировал принципы экономической политики буржуазного государства, направленные на укрепление господствующих экономических и политических позиций монополистического капитала.

Американский экономист Лукас Роберт,про­фессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с моногра­фией «Эволюция экономической политики». В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, исходя из про­шлого опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лу­кас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налого­вые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики. Политика, основывающаяся на среднестатистических пока­зателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономиче­ских моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

Манделла Роберт:политические инструменты диверсифицированы и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, Центрального банка и др.). Эти обстоятель­ства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд — целевой показатель — инструмен­ты — орган, к которому данная цель «приписана».

Ман (Mun) Томас (1571—1641), английский экономист, представитель развитого меркантилизма. Член правления Ост-Индской компании и правительственного торгового комитета. В книге «Богатство Англии во внешней торговле» (издание 1664), выступив с обоснованием и защитой активного торгового баланса, отразил интересы торговой буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала. К. Маркс охарактеризовал этот труд М. как произведение, создающее эпоху и являющееся евангелием меркантилизма (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 240—41). М., как и все меркантилисты, богатство отождествлял с деньгами, но отвергал систему денежного баланса, а считал необходимым добиваться их увеличения путём превышения вывоза товаров над ввозом, придавая большое значение посреднической торговле. В связи с этим М. рассматривал деньги не только в качестве сокровища, что характерно для раннего меркантилизма, но также в качестве средства обращения и капитала. М. — родоначальник количественной теории денег.

Антуа́н де Монкретье́н (фр. Antoine de Montchrestien, 1576—1621) — французский драматург и экономист, впервые предложивший термин «политическая экономия». Монкретьен ввел термин «политическая экономия» для обозначения экономической науки, так как вслед за Ксенофонтом и Аристотелем термин «экономика» употребляли в первую очередь в смысле домоводства, управления личным хозяйством. Нужно было выделить проблемы управления именно государственным хозяйством, науку, изучающую процессы, идущие в масштабах всего народного хозяйства. Вслед за Монкретьеном и вплоть до конца XIX века под политической экономией разумелась наука о государственном хозяйстве, об экономике отдельных государств. Однако, политическая экономия представляется Монкретьеном как совокупность правил хозяйственной деятельности. Разделяя политическое кредо своего современника Жана Бодена, Монкретьен тем не менее был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Traicte - это одна из тех первых работ, которая в явном виде ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд больше не находится под проклятием, но является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство – в работе. Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и купцы начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней. Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя.

Ойкен Вальтерпредлагает следу­ющую типологию экономических политик: laissez-faire (свобода дейст­вий); политика централизованного, полностью или частично, управле­ния экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного по­рядка и точечная политика. В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводите­лей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов. Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также осво­бождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.

По своим экономическим взглядам В. Парето (1848-1923) можно отнести к представителям Лозаннской экономической школы. Как и Вальрас, Парето считал политическую экономию своеобразной механикой, раскрывающей процессы экономических взаимодействий на основе теории равновесия. По его мнению, данная наука должна исследовать Механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения. Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов. Признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством оптимальных альтернатив». Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето — это ситуация, когда все выгоды от обмена исчерпаны. Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся первая и вторая фундаментальные теоремы благосостояния. Оптимум по Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Парето-оптимальное состояние рынка - ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных. Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Дави́д Рика́рдо(Ricardo, David) (1772-1823) — английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества. Был приверженцем концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство и свободную торговлю. Ключевые моменты экономической теории по Риккардо: 1.существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов: владельцы земли — рента; собственники денег и капитала, необходимого для обработки этой земли — прибыль; рабочие, обрабатывающие эту землю — заработная плата. 2. Главная задача политической экономии — определить законы, управляющие распределением доходов. 3. Государство не должно вмешиваться ни в производство, ни в обмен, ни в распределение. Государственная политика должна строиться на экономических принципах, а основной способ взаимодействия государства с населением сводится к налогообложению. Но налоги не должны быть высокими, ибо если весомая часть капитала изымается из оборота, то результатом становится нищета большей части населения, так как единственным источником роста богатства нации является именно накопление. «Лучший налог — меньший налог». Рост доходов капиталистов обязательно ведет к снижению доходов рабочих, и наоборот.

Джоан Вайолет Робинсон, 1903-1983 принадлежит к наиболее значимым экономистам столетия, является воплощением «Кембриджской школы» в большинстве ее проявлений XX века: как самый современный последователь Маршала до и после 1936 года, как один из самых ранних и наиболее горячих приверженцев кейнсианской теории и, наконец, как один из лидеров неорикардианской и посткейнсианских школ. Вклад Робинсон в экономику слишком велик, чтобы раскрыть его полностью в краткой заметке. В отличие от большинства экономистов, она не была человеком «одной идеи», а сделала много фундаментальных открытий в различных областях экономики. Работы ее раннего периода были посвящены фундаментальному развитию неоклассической теории. Так, исследование по теории стоимости 1941 года, как это ни парадоксально, помогло неоклассической теории общего равновесия избежать критического анализа Пьерро Сраффы (1926), чем она заслужила много похвалы от Вайнера. Ее разъяснительная статья относительно неоклассической теории распределения доходов основанная на предельной производительности (1934), получила не меньшую известность. В 1956 году Робинсон опубликовала свое выдающееся произведение «Накопление капитала», дополнявшее теорию Кейнса проблемами долгосрочного роста и накопления капитала. Развитие этой проблемы привело к более четкому описанию теории роста (1962), где содержались различные пути роста, включая Золотое Прави

Наши рекомендации