IV. Приостановление деятельности политической партии и ее ликвидация.
Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политических партий регулируются ФЗ “О политических партиях”. Глава 9 данного закона четко указывает на те условия, при которых партия может быть ликвидирована, а также регламентирует весь процесс приостановления деятельности партии и ее ликвидации.
Основной причиной, по которой деятельность партии может быть приостановлена, является нарушение закона самой партией. Стоит отметить, что в данном случае уполномоченный орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и дает ей срок на их устранение. С учетом, вступивших в силу в апреле 2012 года поправок в партийное законодательство, государственная регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 3 месяца, в течение которых, можно устранить недостатки. Приостановление деятельности политической партии осуществляется регистрирующим органом, а именно Министерством Юстиции и может быть обжалована в Верховном Суде РФ. Последствия приостановления деятельности таковы: политической партии запрещается пользоваться средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковских вкладов. Но основным последствием приостановления деятельности политической партии может служить ее дальнейшая ликвидация. Стоит отметить, что не допускается приостановления деятельности и ликвидация политических партий и ее региональных отделений со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.
Ликвидация политической партии может осуществляться исключительно решением Верховного Суда Российской Федерации или добровольно высшим органом партии – ее съездом. Случаи, в которых наступает ликвидация партии, строго регламентированы законом. К таким условиям можно отнести не соответствие партий разрешенным ограничениям на создание и деятельность политической партии, а именно направленность партии на осуществление экстремисткой деятельности и.т.д. Партии подлежат ликвидации так же если препятствия, послужившие приостановлению деятельности партии, не были устранены в предусмотренный срок. Участие в выборах – не только привилегия и право партий, но также и их обязанность. В случае неучастия партии в выборах в течение 7 лет она подлежит ликвидации (с учетом поправок 2012 г.). К тому же партии не смогут быть ликвидированы из-за недостаточной численности членов в ее региональных отделениях. Также политические партии будут представлять в уполномоченные органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности один раз в три года, а не раз в год, как сейчас. Стоит также отметить, что ранее возможна была ликвидация партии, если ее численность и численность ее региональных отделений не соответствовала предусмотренным законам нормы. В таком случае партия ликвидировалась или преобразовывалась в общественное движение.
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда. Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.
Судебная практика Конституционного суда РФ богата делами, когда граждане обращались в суд с целью проверки положений ФЗ “О политических партиях”, касающихся численности политических партий на предмет конституционности данных положений. Конституционный Суд своим постановлениям признал данные положения конституционными.
Заключение.
Принципы многопартийности, идеологического разнообразия, свобода образования общественных объединений являются одними из важнейших, закрепленных в Конституции РФ. Основы административно-правового статуса политических партий достаточно широко освещены в нормативно-правовой базе Российской Федерации[13]. Законодательство четко регулирует создание, ликвидацию, взаимодействие партий с государственными органами, закрепляет их права и обязанности. Но в то же время, как мне кажется, наше законодательство, регулирующее правоотношения, касающиеся политических партий, далеко не идеально. Такой вывод можно сделать, анализируя опыт иностранных государств и удачные примеры из российской истории. Недостатком нынешней правовой базы, я считаю запрет на создание избирательных блоков. Блоки – реальный инструмент консолидации политических партий на время выборов без необходимости их дальнейшего объединения в одну структуру для более успешного проведения предвыборной кампании. С другой стороны, я считаю, что нужно более конструктивно решить вопрос относительно политической партии как субъекта административного правонарушения. На мой взгляд, данная проблема в нынешнем законодательстве почти не раскрыта.
В заключении мне хотелось бы сказать, что политические партии - неотъемлемая составляющая современного государства. Они являются субъектами многих отраслей права, однако административное право регулирует их правовой статус наиболее полно.
Литература и источники
Нормативные источники, документы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
3. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 04.02.2012).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов". СПС “Гарант” (дата обращения: 24.10.2012).
Научные статьи, публикации в журналах, периодических изданиях, электронных ресурсах
1. Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
2. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. – СПб.: Издательство Р.Асланова “Юридический центр Пресс”, 2009.
3. Митин Г.Н. Исключение из политической партии: право гражданина на защиту // “Конституционное и муниципальное право”. 2009. № 16. СПС “Консультант Плюс”.
4. Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования// Конституционное и муниципальное право, 2008. №6. СПС “Консультант Плюс”.
5. Основы теории политических партий: Учеб. пособие/Под. ред. С.Е. Заславского. М.: Европа, 2007.
6. Полунина Г. “Финансирование политических партий”//Обозреватель. 2004 №4. СПС “Консультант Плюс”.
7. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. № 6. М.: Новая правовая культура, 2008.
8. Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007.
9. Точкин Д.В. Природа и понятие избирательного фонда при финансировании федеральных избирательных кампаний политических партий// “Конституционное и муниципальное право” 2009. №9. СПС “Консультант Плюс”.
10. Шутько Д.В. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации // Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". М.: Новая Правовая культура. 2003.
11. Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве/РАН,Ин-т государства и права.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,1998.
[1] Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007., С.12.
[2]Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. – СПб.: Издательство Р.Асланова “Юридический центр Пресс”, 2009., С. 35.
[3] Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000. С. 54.
[4] К. Маркс. Биография. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 2-е изд. М., Политиздат, 1973.,С. 435.
[5] Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007., С.62.
[6] Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования// Конституционное и муниципальное право, 2008. №6. СПС “Консультант Плюс”
[7] Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. № 6. М.: Новая правовая культура, 2008. С. 45-52.
[8] Шутько Д.В. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации // Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". М.: Новая Правовая культура. 2003., С.53.
[9] Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000., С.43.
[10] Полунина Г. “Финансирование политических партий”//Обозреватель. 2004 №4. СПС “Консультант Плюс”.
[11] Гришаева С.П. Некоммерческие организации. СПС “Консультант плюс”.
[12] Точкин Д.В. Природа и понятие избирательного фонда при финансировании федеральных избирательных кампаний политических партий// “Конституционное и муниципальное право” 2009. №9. СПС “Консультант Плюс” .
[13] Основы теории политических партий: Учеб. Пособие/ Под ред. С.Е. Заславского. М.: Европа, 2007., С.45.