Политическое устройство в русских землях в период раздроблености
Период с середины XII до конца XV вв. историки ХIХ в. называли «удельным», а в советской исторической науке его называли «феодальной раздробленностью». Для него характерно не только огромное количество «земель» (в XIV в. – примерно 250), но и различное их политическое устройство.
Раздробленность – результат поступательного внутреннего развития Древней Руси. Это объективный и прогрессивный этап в развитии феодальных отношений.
Сущность – это новая форма государственно-политической организации общества, подготовленная всем ходом исторического развития.
Причины:
1. Развитие феодальной собственности на землю:
· княжеского вотчинного (доменного) землевладения (прежде всего князей-наместников)
· боярского вотчинного землевладения
· монастырского (церковного)
Но государственная собственность на землю доминирует (в отличие от Западной Европы).
2. Изменения в организации военно-служилой знати.
Развитие боярских вотчин приводило к усилению самостоятельности бояр (старшая дружина) и ослаблению ее связи с князем → дружинная организация начинает распадаться:
бояре-вотчинники (вассалы князя)
княжеский двор («дворяне», «слуги») – в ранний период представляла «младшую дружину».
3. Прекращение «круговорота» князей по «столам» → закрепление отдельных волостей за ветвями великокняжеского рода и стремление обособиться от Киева → формирование самостоятельных княжеств (земель).
Причины раздробленности
(можно выделить несколько блоков):
1.Экономические:
· Господство натурального хозяйства
· Экономическая самостоятельность земель (уделов-княжеств)
· Рост и экономическое укрепление городов в отдельных землях
· Ослабление великокняжеского домена
2. Политические:
· Усиление власти местных князей-наместников
· Формирование мощной опоры местных князей в лице бояр-вотчинников
· Стремление местных князей и бояр дистанцироваться от Киевского великого князя
· Борьба внутри великокняжеской семьи за власть и территории
3. Внешние:
· Устранение на время половецкой опасности
· Удаленность отдельных территорий от Степи
Междоусобицы остаются, но меняется их цель:
в едином государстве – захват власти в Киеве (великий стол), т.е. во всем государстве
в условиях раздробленности – укрепление своего княжества (земли).
4. Рост и усиление городов как новых политических и культурных центров (оплот князей-наместников на местах) – центры новых земель.
5. Рост противоречий между боярством на местах и великим киевским князем → стремление бояр к политической самостоятельности и опоре на местного князя ↓
6. Объединение местного боярства и князя в противостоянии великому князю.
В борьбе против горожан и крестьян-общинников боярство приглашает князей с дружиной (военная, полицейская сила). Такие князья начинают закрепляться в данной земле.
7. Постоянные набеги кочевников и отток население на северо-восток Руси.
8. Упадок торговли по Днепру (путь «Из варяг в греки») ↓
9. Хозяйственный упадок Киевского княжества (домен) → упадок силы и, как следствие, власти великого князя.
Последствия
Позитивные:
· расцвет городов в землях;
складывание (развитие) новых торговых путей
сохранение единой духовной и культурной общности
Негативные:
· продолжение княжеских усобиц
· дальнейшее дробление земель
· ослабление оборонной и политической целостности
Вывод: феодальную раздробленность от междоусобиц отличает:
· кристаллизация отдельных земель
· формирование самостоятельных княжеских (великокняжеских) династий
· великий киевский князь оставался быть первым (старшим-«старейшим») среди равных князей
По мысли летописца ХП в. великие киевские князья Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125 гг.) и его старший сын Мстислав Владимирович Великий (1125-1132 гг.) пытались не допустить распада Киевского государства, сохранить его единство. «Добрый страдалец за русскую землю» - так назвал великого князя Владимира Мономаха киевский летописец, автор посмертной статьи-некролога. В древнерусском языке слово «страдалец» многозначно. «Страдать» - это не только подвергаться страданиям, но и еще трудиться, с усилием добиваться чего-нибудь. Еще в середине ХI в. первый русский митрополит Илларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» писал, что великое княжение это тяжелейшая ноша, огромная ответственность перед страной, перед всеми людьми.
1132 г. - после смерти великого князя киевского Мстислава Владимировича летописец записал:
«И разъдрася вся русская земля».