Политическая мысль Средневековья (Августин, АквинскиЙ, Падуанский).

В Ср.Века происхождение власти и гос-ва было связано с божеств. творением, поэтому высшей властью на земле объявлялась власть церкви («Вся власть от Бога»). Папа Римский – глава республики Христа.

Аврелий Августин, в своем труде «О граде божьем» определил гос-во как мно-во людей, кот. управляют государь, и, если он соблюдает моральные и религиозная нормы, то ему нужно подчиняться. Если он забывает о религии и опирается на силу, то он помощник дьявола, и ему подчиняться нельзя. Эти идеи явились отражением полит. борьбы м-ду католич. церковью и светской властью. Первый этап борьбы закончился победой церкви, и власть Папы была объявлена выше власти королей. Ф.Аквинский. «О правлении властителей», утвердил тезис, что власть от бога, поэтому власть римского папы выше власти монарха. Папа – глава республики Христа, наместник божий и от имени бога он может благословить или отлучить от монарха. Он может освободить подданных от присяги монархов и подданные могут восстать против своего государя, но восстание против власти вообще смертный грех. Подданные должны повиноваться правителям и в этом зак-ся их долг перед богом. Пытался осмыслить роль и значение монархии, аристократии, олигархии, демократии и тирании в жизни людей. При этом считал, что ни одна из форм не явл-ся идеальной, ибо не может создать всех необходимых условия для существования людей. Хотя предпочитал монархию. Но утверждал, что наилучшей явл-ся форма гос-ва сочетающая элементы монархические, аристократические и демократические. Выступал против идеи соц. рав-ва.

В 14в началось движение за реформу католической церкви (Реформация), кот. привело к изменению отношений м-ду Папой и светскими правителями. Отныне стал действовать принцип «Богу – богово, Кесарю - кесарево». Отныне политика перестала определяться теологией.

Марсипий Падуанский отстаивал совсем смелый (по тем временам) тезис о том. что реальный источник всякой власти - люд. От него исходит как власть светская, так и духовная. Лишь он один -носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все популяция страны, а только лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубочайшей оставалась в XIV в. Убежденность в естественности неравенства людей, говорит тот факт, что и Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу: низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о собственных частных интересах.

Государственная власть действует до этого всего посредством издания законов. Они суть веления, подкрепряемые опасностью настоящего наказания либо обещанием настоящей заслуги. Этим законы страны различаются от законов божеских, сопровождаемых посулами наград либо наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет люд. Исходя из политической практики итальянских городов-стран того периода. Марсилий Падуанский конкретизирует эту фундаментальную прерогативу в том смысле, что законодательствовать обязаны более заслуживающие делать схожую цель люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Ясно выражена у Марсилия Падуанского мысль о необходимости обеспечить такое положение, при котором властвующие обязательно были бы соединены издаваемыми ими же законами.

8. Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени (Макиавелли, Гоббс, Локк др.).

Н. Макиавелли. «Государь». Ввел понятие гос-ва, кот. обозначил аппарат управления, полит. состояние общ-ва и закон. Гос-во создается не богом, а людьми и его задача умерить эгоизм людей. Гос-ву принадлежит монополия на власть в общ-ве и чаще всего эта власть нах-ся в одних руках. Правитель д/б опекуном народа, суровым, но справедливым; мудрым и сильным, и должен уметь отступать от добра. Он должен руководство-ваться общими интересами и ради этого прибегать к любым ср-вам, в т.ч. и аморальным. Вся политика безнравственна, цель оправдывает ср-ва. Но к жестокости правитель должен прибегать редко, чтобы она не утратила своего воспитательного значения. Насилие д.б. не разрушительным, а исправительным. Правитель – это только форма, а народ – материя. Форма не м.б. противопоставлена материи, поэтому государь должен всегда действовать в интересах народа. Если он забывает об этом, народ должен сменить форму гос-ва. Масса умнее, чем князь, а респуб-лика лучше, чем монархия. Ж.Боден. «6 книг о республике». Государь – глава семейства, поэтому его власть не д.б. произволом, он должен помнить, что не явл. гос-вом, а лишь его представителем. Гос-во - это управление на основе права, справед-ливости, законности. Его глав. фун-я – поддержание внут. Порядка и защищать от внеш. врагов. Вся власть в общ-ве принадлежит гос-ву. Она суверенна, т.е. независима не от каких полит. и религ. сил, но эта власть не произвол, т.к. ее ограничивают законы природы, божьи и чел-кие. Законы: неприкосновенность частной соб-ти, справедливость в распределении благ и наказаний и поддержание порядка и мира. В завис-ти от носителя суверенитета гос-во делится на формы: монархия, аристократия, демократия.

Гуго Гроцкий. Учение о естеств. праве. Гос-во возникает в рез-те договора, кот зак-ют м/д собой люди. Источник власти – народ, а гос-во, механизм, кот должен защитить естеств. право, т.е. природную свободу и рав-во людей. Права делятся на естественные и общественные. Естественные люди могут получить от природы, и гос-во над ними не властно (свобода и рав-во), общественные гос-во должно гарантировать (неприкосновенность частной собственности, соблюдение договоров и равное наказание за преступления). Томас Гоббс. «Левиафан». Гос-во – чудовище, пожирающее людей и создали его сами люди, т.к. в естеств. состоянии шла война всех против всех. Люди зак-ют договор и отдают ему все свои естеств. права. Гос-во злоупо-требляет властью, но делать ничего нельзя. Дж.Локк. «2 трактата о гос. правлении» в естеств. состоянии никакой войны не было, а гос-во создали для того, чтобы оно гарантировало естеств. права людей, часть кот. ему отдали. Но гос-во попыталось захватить весь народный суверенитет, т.е. нарушен договор, поэтому у народа есть право изменить гос-во на то, где власть законодательная – принадлежит народу, а исполнительная – прав-ву, а возглавляет монарх.

9. Политические учения Канта, Гегеля, Маркса.

К.Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» — основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс.

Марксизм. Причины возникновения гос-ва: частная собст-ть, имущ-ое и соц-ое неравенство и разделение общ-ва на антагонистические классы. Когда не будет частной собств-ти и антагон-их классов, гос-во отомрёт, потому что не будет смысла в его осн-ой ф-ии – быть аппаратом насилия одного класса над другим.

Основные Социально-политические взгляды И. Канта:

– философ считал, что человек наделен изначально злой природой; – видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); – был сторонником распространения демократии и правового порядка – во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; – осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; – считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Кант разработал философское учение о праве и государстве, а также об отношениях между государствами, то есть международном праве. В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это, прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму. В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета – монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»).

Георг Гегель. В своих поздних работах он философски обосновывает идею государства, государство как идею, но не государство как механизм. Гегель выступает как приверженец идеи нравственного и разумного начала в государстве. Критикует феодальное государственное устройство, ставит вопрос о необходимости конституционных реформ и выступает за введение справедливой конституции. В основе права, по Гегелю, лежит свобода отдельного человека, поскольку по своей сущности каждый человек является свободным. Симпатии Гегеля на стороне наследственной монархии, необходимо ограниченной законами, чтобы не впасть в деспотизм. Существенным для монархии Гегель считает как твердость власти правительства, так и защищенность прав граждан законами. В центре его интересов – проблема неприкосновенности частной собственности и основанная на ней “свобода” личности. В противовес революционным идеям французских материалистов и просветителей ХVШ в. Гегель выдвигает теологическую идею провиденциализма, согласно которой люди не властны над своими общественно-политическими порядками, в особенности над своим государственным устройством, ибо они создаются внешней божественной силой. Именно государство (причем монархическое), а не народные массы и тем более не социальные революции являются, согласно Гегелю, движущей силой истории. Революции Гегель противопоставляет реформы, осуществляемые сверху по инициативе феодально-монархического государства. В берлинский период деятельности (с октября 1818 г.) политические воззрения Гегеля становятся более консервативными, о чем свидетельствует одна из последних работ Гегеля – “Философия права” (1821). Именно в этой работе Гегель идеализирует монархический строй полуфеодальной Пруссии, объявляет прусскую монархию воплощением абсолютной идеи, провозглашая тем самым прусскую действительность как бы высшим проявлением разумности. В предисловии к “Философии права” он выставляет свою знаменитую формулу “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”. Основанием государства у Гегеля “служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Таким образом, государство, по Гегелю, “есть действительность нравственной идеи, нравственный дух”, в государстве сознательно соединяются частные и всеобщие интересы, а само оно выступает осуществлением всеобщей воли.

10. Зарождение и развитие политических учений в России (основные течения и представители).

Развитие политической мысли в России в указанный период ее истории было выражено в ряде направлений. В каждом из них отражались реальные процессы политической жизни российского общества и отношение к ним различных его слоев, выраженное их идеологами. При этом все они по-своему ставили и решали проблемы, связанные с интересами всей России, развитием ее государственности, гражданских и политических прав личности, исконных духовных ценностей ее народа, без которых Россия ими не мыслилась.

ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович - декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов.

Пестелем был написан конституционный проект «Русская Правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий. «Русская Правда» включала такие демократичные меры, как наделение землей освобождаемых крестьян, избирательное право без имущественного ценза. Вместе с тем Пестель считал, что в результате революции власть должна перейти к Временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями без жесткого ограничения срока его действий.

МУРАВЬЕВ Никита Михайлович (1795-1843), декабрист, капитан. Брат А. М. Муравьева. Участник заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Член Верховной думы и правитель Северного общества. Автор проекта Конституции. Приговорен к 20 годам каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1835 на поселении в Иркутской губ.

ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник». Крайне левое крыло западников — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.). После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 — нач. 20 вв.

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в

идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также «охранительного» направления русской общественной мысли.

А.Герцен Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-1864.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в РоссииИдейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900), российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Создал типологию социальных групп: делил народы на исторические и неисторические, а индивидов — на деятелей (творцы новых ценностей), участников (ученики, имитаторы деятелей) и присутствующих (большинство, которое потребляет блага цивилизации, но не участвует в их обновлении). Центром социальной системы Лаврова является личность; отрицал ее анархию и эгоизм. Идеалом общественного устройства считал общество, в котором наибольшее количество лиц солидарны между собой, где развитие личности происходит беспрепятственно.

Портрет

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918), российский политический деятель, философ, пропагандист марксизма. С 1875 народник, один из руководителей «Земли и воли », «Черного передела ». С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы «Освобождение труда». Один из основателей РСДРП, газеты «Искра». После 2-го съезда РСДРП один из лидеров меньшевиков. В Революцию 1905-07 выступил против вооруженной борьбы с царизмом. В 1-ю мировую войну оборонец, один из руководителей группы «Единство». В 1917 вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно (считал, что по степени социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции). Фундаментальные работы по философии, социологии, эстетике, этике, истории русской общественной мысли. Ленин В.И. рано стал приверженцем идей К. Маркса и Ф. Энгельса и стремился применить их к решению проблем общественного развития России. Придя к выводу о вступлении России на путь капитализма, Ленин обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую революцию. Важнейшим средством революционной борьбы Ленин считал создание партии профессиональных революционеров,

«партии нового типа», в отличие от парламентских социал-демократических партий.

Наши рекомендации