Политика, ее сущность, субъекты и разновидности.

Политика — сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.

По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности — на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру — на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

основные функции политики в обществе. К ним относятся:

• управленческая (политическое руководство обществом);

• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;

• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;

• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Политика и нравственность.

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

* морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

* ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

* компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

26. Политические партии и партийные системы.

Политическая партия – негосударственная политическая организация, представляющая собой группу лиц, объединившихся для совместного участия в политической жизни и для завоевания политической власти. Признаки: 1)Наличие устава и программы, которая содержит цель завоевания власти. 2)Наличие внутренней организации. Лидер и штаб, партийные функционеры, члены партии. 3)Добровольное членство в партии. 4)Членские взносы. 5)Партийная дисциплина. Партии бывают массовые и кадровые в зависимости от их социальной базы. Массовые – большие по численности и обычно нацелены на насильственный захват власти. Кадровые невелики по численности, состоят из профессиональных политиков и создаются для избирательной компании и для участия в выборах. Партия делится по отношению к существующей политической системе на: левые(Радикальные), правые(консервативные), центристские. Левые вступают за качественные революционные изменения политической системы, центристские – за ее улучшение с помощью реформ, а правые за ее сохранение. Функции политических партий: 1)Разработка программы, в которой определяется политический курс. 2)Подбор кадров и членов партии. 3)Участие в выборах органов власти, в их формировании и контроле за ними. 4)Предоставление интересов социальных групп в органах власти. 5)Пропаганда своих политических целей и идеалов.

Наши рекомендации