Роль и функции политической науки.
Роль и функции политической науки.
Онтологическая функция — первая и отправная. Ее назначение — познание и объяснение политических явлений и процессов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерности в их развитии.
Методологическая функция. Методология — это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего * сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и основополагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.
Управленческая функция. Термин "политика" в переводе с греческого — "искусство управления государством". Венцом политики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.
Мировоззренческо-регулятивная функция. Один из основателей международного права Г. Гроций говорил, что война начинается в умах людей. Можно сказать шире — всякое поведение, любая человеческая деятельность начинается в умах, в сознании людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, политического сознания и политической культуры в регулировании общественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.
Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в политической сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга.
Политика и нравственность.
Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.
Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.
Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».
Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.
Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:
* морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;
* ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;
* компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.
В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.
26. Политические партии и партийные системы.
Политическая партия – негосударственная политическая организация, представляющая собой группу лиц, объединившихся для совместного участия в политической жизни и для завоевания политической власти. Признаки: 1)Наличие устава и программы, которая содержит цель завоевания власти. 2)Наличие внутренней организации. Лидер и штаб, партийные функционеры, члены партии. 3)Добровольное членство в партии. 4)Членские взносы. 5)Партийная дисциплина. Партии бывают массовые и кадровые в зависимости от их социальной базы. Массовые – большие по численности и обычно нацелены на насильственный захват власти. Кадровые невелики по численности, состоят из профессиональных политиков и создаются для избирательной компании и для участия в выборах. Партия делится по отношению к существующей политической системе на: левые(Радикальные), правые(консервативные), центристские. Левые вступают за качественные революционные изменения политической системы, центристские – за ее улучшение с помощью реформ, а правые за ее сохранение. Функции политических партий: 1)Разработка программы, в которой определяется политический курс. 2)Подбор кадров и членов партии. 3)Участие в выборах органов власти, в их формировании и контроле за ними. 4)Предоставление интересов социальных групп в органах власти. 5)Пропаганда своих политических целей и идеалов.
Политическая модернизация.
Политическая модернизация означает развитие к новому состоянию в политической системе (ее осовременивание – от фр. modern - современный). Она означает осознанную, целенаправленную деятельность субъектов политики, ориентированную на совершенствование политической системы, приспособление ее к новым потребностям общества, к изменившимся условиям жизни.
Обычно к политической модернизации прибегают тогда, когда политическая система общества отстала в своем развитии от других или потеряла способность эффективно действовать в интересах общества, испытывает усиливающиеся противоречия, кризисные явления. Модернизация – это переход от традиционных, устаревающих методов и форм организации политической и других сфер жизни общества, к новым, более эффективным, от традиционного общества (доиндустриального) к современному – индустриальному и постиндустриальному.
Первыми такой путь прошли страны Запада. К середине ХХ века в мире страны разделились на три группы: высокоразвитые; развивающиеся; социалистические. Для объяснения этого процесса, неравномерности и перспектив развития стран, возникли теории (концепции) модернизации. Особый вклад в создание и развитие модернизаторских учений внесли Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др. П. Штомпка выделил три вида таких концепций: классические, сопоставлявшие трансформации высокоразвитых и развивающихся стран; конвергенции – перехода к «модерну» социалистических стран; неомодернизации – для стран, потерпевших крах социализма.
Первоначально (в 50-60 гг. ХХ века) модернизация рассматривалась как однолинейное движение менее развитых стран по пути более развитых. В 1970 гг. теоретики модернизации убедились, что попытки повторения (копирования) опыта передовых стран отстающими (например, в создании демократических институтов политической системы), не давали желаемого результата. Позже (с конца 80-х гг.) подобные явления наблюдались и в странах постсоциализма: модернизация по западному образцу («вестернизации», «американизации») приводила к «ложной современности»; лишь имитировавшей западную действительность. В модернизируемых государствах формирование демократических институтов и норм сталкивается с серьезными проблемами, есть вероятность и попятных процессов.
Обобщение опыта модернизации разных государств показывает, что для ее успеха важно достичь трех основных консенсусов между правящими и оппонирующими силами: 1) по отношению к прошлому состоянию общества; 2) в отношении норм свободы дискуссий по проблемам развития общества; 3) в определении правил действующего политического режима («политической игры»).
Особенности и перспективы политической модернизации в современной России.
Ряд исследователей считает, что для России, где традиционно наблюдается ценностный и идейный раскол между различными слоями общества, затрудняющий движение к гражданскому согласию, достижение названных выше консенсусов особенно важно. Однако решению этой задачи мешает ряд трудностей, связанных как с историческими причинами, так и действиями самих реформаторов – модернизаторов.
Глубоко в российской истории (начиная с Петра I) закладывался фактор, препятствующий эффективной модернизации – насильственное (сверху) насаждение иной, неорганичной обществу, культуры с выталкиванием огромных масс людей из привычных социально-культурных ниш. Это вело к маргинализации и даже люмпенизации части населения, накоплению ненависти к высшим слоям, к революционным взрывам и отчуждению граждан от государственной власти.
В качестве ориентиров для политической модернизации в 90-е годы также были предложены западные образцы без критического их преломления к российской действительности. Внедрение ценности индивидуализма (вместо социального равенства) на фоне падения моральных ценностей и быстрого, часто криминального передела собственности привело к имущественной поляризации населения и фактически – к экономической дискриминации значительной его части. Это привело к кризису участия в политических процессах, к повышенной социальной напряженности, конфликтности, а в конечном итоге – к кризису политического развития – как в отношении институтов политической системы, так в отношении и норм, ценностей, правил «политической игры». Они оказались неадекватными потребностям развития общества.
В последние годы наблюдаются попытки преодолеть негативный опыт радикально-либеральной модернизации российского общества. Делаются шаги к тому, чтобы направить формирование политической системы на острые потребности общества, на ускорение социально-экономического и научно-технического развития, на гражданско-национальную консолидацию россиян с учетом традиционных ценностей, а не отметал их.
Модернизация в России должна создать условия для постиндустриального общества и опережающего развития, а не догоняющего. Способна ли политическая система, ее государственные и общественные институты, сформировавшиеся принципы и нормы направить усилия россиян на достижение этой цели? Потенциал, заложенный действующей Конституцией в новые институты власти, открывает такие возможности. Однако ни сама власть, ни общество не раскрыли его в достаточной мере. Демократические механизмы еще слабы, граждане в значительной массе еще отстранены от реального участия в них, испытывают недоверие к парламенту, системе судебной власти.
Парламентаризм – как полномочное народное представительство и парламент – как орган народовластия могут состояться лишь в условиях действия реальной (а не формальной) многопартийной системы – с двумя-тремя крупными, конкурирующими партиями, имеющими ясные программы. Это не исключает наличия более мелких – «спутниковых» партий. Причем, соперничество партий не должно сводиться только к борьбе за власть, оно должно способствовать эффективной состязательной работе над законами и контроле деятельности органов исполнительной власти. А система судебной власти может стать авторитетной и уважаемой гражданами, если она на деле будет защищать их права и свободы и тоже контролировать другие ветви власти, не допускать злоупотреблений ею.
Ко всему прочему политическая модернизация современного российского общества не может быть эффективной, если она не будет направлена на развитие и расширение политического участия граждан, на формирование самоуправленческих структур общества.
Политическая культура.
Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.
Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.
Структура политической культуры:
– политические представления;
– политические ценности и ценностные ориентации;
– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;
– политическое поведение;
– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Функции политической культуры:
1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;
2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;
4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;
5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.
Политическое лидерство.
Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.
Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
Характеристики политического лидерства:
1) наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;
2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;
3) определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);
4) необходимый уровень политической культуры;
5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;
6) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;
7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;
8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях);
9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру, но в то же время быть «недоступным», «особенным» в глазах общественного мнения;
10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.
1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.
3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.
Политический элитизм.
Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.
Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д.
Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.
В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.
Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.
Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).
Эта тенденция получила название «железного закона олигархии», который звучит так: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством».
Политическое сознание.
Политическое сознание определяется как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений. То есть политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. Преломляясь через сознание людей, политические отношения находят свое обоснование и выражение в определенных социально-политических теориях. Внедренное через систему пропагандистских организаций и институтов, политическое сознание активно воздействует на общественное развитие. В качестве непосредственных побудительных мотивов действий индивидов выступают политические идеи и убеждения.
Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:
- оно непосредственно связано с социально-классовыми отношениями;
- оно воздействует через политические отношения на деятельность всех общественных организаций;
- оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание. В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д.
Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.
Выделяют три уровня политического сознания:
1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение,как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.
2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.
3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.
Политика и нравственность.
Политическая модернизация.
Политические конфликты.
Политическое сознание.
Политическая культура.
40. Гражданское политическое сознание и политическая культура гражданственности.
Политическое лидерство.
Политический элитизм.
43. Политический элитизм и лидерство в России.
Политические технологии.
Роль и функции политической науки.
Онтологическая функция — первая и отправная. Ее назначение — познание и объяснение политических явлений и процессов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерности в их развитии.
Методологическая функция. Методология — это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего * сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и основополагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.
Управленческая функция. Термин "политика" в переводе с греческого — "искусство управления государством". Венцом политики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.
Мировоззренческо-регулятивная функция. Один из основателей международного права Г. Гроций говорил, что война начинается в умах людей. Можно сказать шире — всякое поведение, любая человеческая деятельность начинается в умах, в сознании людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, политического сознания и политической культуры в регулировании общественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.
Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в политической сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга.