Субъекты политики.Политические отношения и процессы. 125
Школа конфликта исходит из тезиса, что конфликт—естест-венный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможна Любое общество демонстрирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилии Согласно конфликтной модели Р. Дарендорфа, политическая система представляет собой открытое пространство столкновений социально-политических субъектов. Конфликт побуждает общество к созданию институтов и механизмов их предупреждения. Сак политический процесс понимается при этом с одной стороны, как процесс борьбы между социальными группами за власть, статусы и ресурсы, а с другой стороны, как процесс формирования политических механизмов разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Каждая из этих моделей позволяет описать различные аспек
ты политической сферы и вряд ли может претендовать на доминиру
ющее по ложение.' ■*.■'-.
Значительный вклад в развитие конфликтологии внес 3. Фрейд, австрийский ученый, основатель психоанализа и теории бессознательного. Глубинную основу конфликтов Фрейд видел в антисоциальности человека, в той культуре, которая эту социальность ему навязывает. Антисоциальная сущность человека скрыта в сфере бессознательного, которое составляет значительную часть нашей психики и проявляется она в различных формах агрессивности, в том числе в военном и политическом насилии. Культура обуздывает эти инстинкты, но они неустранимы никогда. Причем данный конфликт, по Фрейду, не столь безобиден, он является причиной неврозов, депрессий, которые в свою очередь влияют на политическое поведение. И задачей психоанализа является вскрытие причин неврозов и конкретной формы проявления конфликта.
Данный конфликт породил, по Фрейду, такую дихотомию общественного развития, как грех-покаяние. Человечество обречено на этот замкнутый цикл: Доказательства Фрейд находил в реальных исторических событиях: вслед за казнью короля во французской буржуазной революции (грех) восстанавливается монархия (покаяние). Сиена демократических режимов авторитарным, и наоборот, переход от либеральной к консервативной политике и наоборот, периодическая переоценка человечеством своей истории — все это проявления данного цикла (См. Современная западная социология.
Конфликты несут серьезную угрозу стабильности общества, однако они выполняют и позитивные функции, Конфликт препятствует застою и окостенению социальной системы. Постоянное разрешение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное изменение системы, т. е. конфликт играет творческую роль. Стабилизирующая и интегративная функция конфликтов способствует временной и относительной стабилизации системы. Конфликт способствует и
укрепляет внутреннюю сплоченность группы, лояльность Членов
этой группы. Данную функцию политические силы часто использу
ют в своей практической деятельности. Иногда специально для спло
чения общества создается «образ врага», на который направляется
внимание всех членов общества> что действует как предохранитель
ный, клапан, направляет недовольство и агрессивность масс на внеш
него врага. -..-■■,-■■ - ..." .-. '■ . :. .. ■ - ... , -., :."".:
- , Задача, таким образок, состоит не в том, чтобы конструировать бесконфликтное общество, а в том, чтобы правильно, в рамках политической культуры научиться разрешать конфликты- В странах с развитой демократией большая часть конфликтов разрешается не государством, а другими политическими институтами. Государство вмешивается лишь в следующих случаях:
1) когда конфликты угрожают серьезно задеть интересы лю-
дей* не участвующих в нем; . ;,
2) при совершении людьми, участвующими в конфликте, ак
тов насилия, недопустимых с точки зрения закона;
3) когда существует угроза превращения конфликта в причину
массового, затяжного насилия одних членов общества над другими.
В реформируемом обществе, как например в России,, даже для 3TJCX случаев не существует апробированных ииституциализирован-ных механизмов мирного урегулирования конфликтов. Поэтому возникает опасность применения военной силы и появления человеческих жертв при попытках разрешить политический конфликт-В конечном итоге, все многообразие причин роста конфликтности в реформируемом обществе связано с действием двух групп факторов. Первая группа факторов определяется соотношением интересов основных социальных групп и характером политической культуры, что находит свое выражение в кризисе политической культуры. Вторая группа факторов определяется уровнем институциализации политических отношений и качествами политических руководителей. Птро-межугочное положение между двумя этими сферами кризиса занимает кризис участия, игнорирование требования масс при принятии решещ&(См.Осно$ыгиыищическоцнаук!1Ч, 2.М., 1993. С. 187).
Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Революция, как отмечалось выше, представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Социальные революции обладают характеристиками, которые позволяют говорить о них как о чрезвычайно сложном явлении. Они приводят к резкому разрыву с институциональны-