Субъекты политики.Политические отношения и процеосы. 123
процесса; средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его материальные и идеальные основы: наука, знание, технические и финансовые средства, настроение масс, участников процесса, их идеология, состояние общественного окружения и др, факторы.
Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработки его теории либо концепции, которую затем субъект процесса (власть, лидер и т. д.) должен преобразовать в теорию. Ее разработка предполагает целеполагание, выбор цели, ее идеализацию, ее формирование в наиболее полной, ясной форме, отвечающей идее или концепции процесса. Выбор цели, естественно, оптимизируется: идеальная цель остается критерием политики, конкретно же преследуется реально достижимая цель. В соответствии с нею и с замыслом намечаются задачи политического процесса, возглавляющие его субъекты и исполнители; выбираются средства, ресурсы, методы политического процесса и определяются его пространственные и временные характеристики (темпы, сроки исполнения, масштабы процесса, территория или область деятельности, число участников, их состав и т. д.).
Несогласованность элементов политического процесса й отношений между ними разрушает процесс или приводит его к непредвиденным результатам, Известная фраза: «Процесс пошел...», как известно, сыграла роковую роль в истории нашей страны. Исход политического процесса зависит of совокупности независимых (объективных по отношению к нему) переменных и зависимых, заключенных в самом политическом процессе—избранных средств, методов, исполнителей и т. д., отношений между ними. Большая часть независимых переменных может и должна быть учтена в проекте политического процесса, так же, как и зависимых, однако именно эта, вторая группа факторов более всего способна нарушить процесс. (См. Политология: Энциклопедический словарь. М„ 1993. С. 295).
Именно внутри политического процесса более всего заключена вероятность непредвиденных нарушений («возмущений»), которые изменяют отношения между элементами процесса, смещают его траекторию в политическом пространстве, изменяют число и активность исполнителей и приверженцев замысла, прямые и обратные связи с общественным окружением, смещают србки завершения процесса и изменяют сами его результаты. В каждом обществе одновременно происходят созидательные и разрушительные процессы, поэтому общее движение общества оказывается своеобразным сложением, параллелограммом многих процессов, сил и субъективных воль. Если а обществе а целом преобладают на каком-то этапе разрушительные и тупиковые процессы, то общество рано или Поздно попадает в ситуацию кризиса, а в некоторых случаях и глобального кризиса.
3. -
Типы политических процессов:
политические Конфликты и избирательный процесс Более детальная характеристика и оценка содержания политических процессов связана с анализом различных их типов. В самой общей форме можно сказать, что политические процессы бывают двух типов: политические процессы на базе социального конфликта, из-за непримиримости интересов субъектов политической жизни, и на базе социального консенсуса. Рассмотрим эти два основных типа политических процессов.
При изучении вопроса о конфликтах в политике, необходимо обратить внимание на важность и актуальность этой темы как в ее теоретических аспектах, так и в практическом плане. Как бы далеко не заглядывала современная наука в историческое прошлое человечества, она везде обнаруживает конфликт как постоянный спутник общественного развития. Везде, где есть люди, есть и конфликт.
Теория политических конфликтов — одна из центральных в современной политологии. Ей посвящено более 50 % исследований. Это не случайно. Политика и конфликт всегда рядом. Политика, указывая на конфликт, разрешая его, подтверждает свою общественную целесообразность, в то время как их наличие в обществе воспринимается как очевидное банкротство данного политического курса.
В продолжение всей истории политической мысли борются две концепции общественного развития. Согласно одной из них, мир и согласие, общественный порядок и единство отвечают подлинной природе человека и общества. Согласно другой — единство и порядок невозможны без конфликтов, поскольку опираются на силу и принуждение, на господство одних и бесправие других.
Если говорить о новейших теориях нашего столетия, то наиболее заметными, ведущими являются два течения — школа консенсуса (структурный функционализм Т. Парсонса) и школа конфликта (Р. Дарендорфа и др.).
Исходные позиции функциональной школы Т. Парсонса заключались в следующем: а) любое общество — это относительно прочная стабильная структура элементов; б) каждый элемент выполняет свою функцию (роль), способствует сохранению и упрочению системы; в) элементы системы опираются на консенсус и легитимность ценностей (пбд легитимностью понимается законность и общественное признание власти, политических: норм и и правил данного общества).
Структурно-функциональная теория имела определенные объективные основы. Она формировалась под влиянием начинающейся стабилизации экономического развития западного общества, преодоления кризисного развития, освобождения от сокрушительных потрясений 30-х годов. Однако эта теория была не свободна от определенной апологетики, чрезмерной уверенности в возможности преодоления всех социальных пороков западного общества.