Демократия как форма власти и средство политического процесса 93
Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона ит, д.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Одним из основополагающих принципов демократии явля
ется принцип большинства. При авторитарной форме правления
вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политичес
кой элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и
интересы большинства народа. При демократии в процессе сво^
бодного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложе
ний выявляется большинство, позицию которого власти игнориро
вать не могут. Принцип большинства — суть народного суверени-:
тета, в соответствии с которой народ провозглашается источником
верховной государственной власти в демократическом обществе.
Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав лич
ности, которые служат защите прав меньшинств —■ этнических,
религиозных, политических и не могут быть отменены большинст
вом голосов. J ~
Принцип большинства осуществляется посредством двух
форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непо
средственной демократии можно отнести проведение выборов на ос
нове всеобщего избирательного права. Непосредственная демокра
тия Исходит из того, что в демократическом государстве воля народа
и государственная власть должны быть тождественны, что сам на
род должен непосредственно участвовать в принятии важнейших
политических решений, осуществления власти. Представительные
же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью под
контрольными гражданам. .
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и води народа. Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает полную легитимизацию власти; преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
Справедливости ради надо отметить, что у непосредственной демократии есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на ее слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства, сложности и дорогостоящность при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Вторая форма -— представительная демократия исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальньогслоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, сдди-альных, политических, экологических и других проблем. Гл$#яымяв-ляется ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»).
Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую