Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике 65


Ничем не ограниченное, игнорирующее общечеловеческие, нравственные и правовые нормы насилие всегда связано с аморализ­мом, жестокостью, невинными жертвами.

Следует обратить внимание на то, что гипертрофированное
насилие не только аморально, но и не конструктивно. Оно неизбежно
ведет к деформации тех социальных задач, во имя которых соверша­
ются те или иные социальные преобразования, :

К примеру, использование жестокого насилия может давать определенные результаты в достижении военно-политической по­беды над противником и одновременно породить иллюзию всемогу­щества.

Неограниченное насилие в политике сопровождается форми­рованием адекватного ему политического режима — тоталитарного и сосредоточению власти в одних руках. Такой режим порождает со­циальный слой, наделенный неограниченными возможностями, не­избежными привилегиями (хотя бы определять судьбу других лю­дей), который не заинтересован в их утрате.

Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения.

Насилие порождает в духовной жизни общества атмосферу страха, дегумаыизирует личность, превращает людей в пассивный объект политических манипуляций.

На основе вышеизложенного мы можем определить политиче­ское насилие как особый тип действия, направленный па навязыва­ние воли одного человека или группы остальным, для чего исполь­зуется физическая сила. Насилие может использоваться любым из агентов политической системы (элитой, контр-элитой и массами).

Элита использует насилие, когда ее легитимность подвергается угрозе или когда нарушаются действующие юридические нормы! Ее власть в конечном счете основывается на том факте, что ока является единственной политической силой, которая в рамках существующего юридического порядка имеет право на применение силы. Насилие — это «окончательный аргумент», которым пользуются элиты для со­хранения своей власти. Для доказательства этой гипотезы достаточно провести небольшой мысленный эксперимент, представив себе, что случилось бы, если какая-либо политическая элита вдруг лишилась бы физических и социальных средств для применения насилия. По­нятно, что в этом случае контрэлита и массы легко свергли бы ее. Впро­чем, история знает достаточно примеров, весьма реалистично иллюс­трирующих последствия потери элитой возможности использовать насилие. Таким образом, насилие «сверху» используется для сохране­ния и воспроизводства отношений господства и подчиненна Соответ­ственно юридическая система организована таким образом, чтобы об­легчить элите применение насилия. Лица, входящие в элиту, пытают­ся сделать все для того, чтобы использование насилия не выглядело как акт произвола, и окружают его ореолом легитимности.




Политические элиты могут быть свергнуты не только тогда, когда они теряют контроль над средствами применения насилия, но и тогда, когда при необходимости его использования они проявляют колебания. Это имеет место в случаях, когда элиты расколоты или когда их члены неверно оценивают возможности своих противников. Исторический опыт свидетельствует, что элиты, не решающиеся применить насилие, легко лишаются власти.

Итак, насилие «сверху» является существенным элементом любой политической системы, независимо от оправданий его, выдви­гаемых элитами —в каждом конкретном случае. Правительственное насилие часто наталкивается на ожесточенное сопротивление со стороны контрэлиты и масс, что может привести к более или менее длительной гражданской войне.

Политическое насилие может та^сже использоваться контрэли­той и массами. Контрэлита применяет насилие в случаях, когда она полагает, что путь к власти для нее закрыт; и, кроме того, обладает не­обходимыми физическими и организационными возможностями. Естественно, что отнюдь не всякая контрэлита, видя, что надежды ее на власть рушатся, прибегает к насилию. Как правило, насилие контрэлиты применяется при поддержке масс.

Насилие масс может принимать различные формы, такие как уличная борьба, захват помещений, взятие заложников, участие в революционных движениях и т. д. Насилие «сверху» имеет различ­ные степени стихийности и организованности.

Из изложенного легко прийти к заключению, что насилие в его разнообразных формах является неотъемлемой составной частью политической жизни (Санистебан Л. С, Основы политической на-уки.М>, 1992.С. 18-21,93-101).

■'■■. ■ .■ ■ ■ ■ ' . . 3- .

Политический терроризм и его разновидности

Термин «терроризм» происходит от слова «террор», что в переводе с латинского означает «страх», «ужас». Именно это обстоятельство и определяет террор как особую форму политического насилия, ха­рактеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажу­щейся эффективностью. Эти особенности определили широкое ис­пользование террора на протяжении человеческой истории в каче­стве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп лиц. Терроризм ■— это метод поли­тической борьбы, который состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями фи­зического насилия для достижения определенных целей путем ус­транения политических противников (убийства политических лиде­ров, военных или рядовых граждан, взрывы, нападения на банки, склады оружия, угон самолетов, автобусов и т. д.).

Наши рекомендации