В чем специфика политико-правовой идеологии в обществах Древнего Востока?

Задания по теме 2

Задание 1. Ответьте на вопросы:

В чем специфика политико-правовой идеологии в обществах Древнего Востока?

В данном вопросе для начала следует сделать акцент на понятие мифологии, Мифология - есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

· божественный первоисточник власти;

· неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

· наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого,все земные порядки для древнего общества являются

общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется.Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

В политико-правовых воззрениях Древнего Востока религия являлась мощным цементирующим элементом традиционных правовых систем, поэтому определяющее значение имели религиозно-этические нормы. Обусловленная религиозным (или мифологическим) сознанием установка на «идеального человека» традиционного общества, стала основой правопослушного поведения. В облике человека традиционного общества очевидна определенная целостность, а самой восточной цивилизации присуща внутренняя стабильность, обеспечиваемая средствами права.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

· политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания;

· политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

· в основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков.

Задание 2.2. Решите тесты

1. Наиболее ранние политические и правовые учения возникли в странах:

а) Египте, Месопотамии, Индии, Китае;

б) Вавилоне, Палестине, Египте, Греции;

в) Греции, Риме, Вавилоне, Индии;

г) Греции, Риме, России.

2. Выделите одну из главных политико-правовых доктрин Древнего Востока:

а) укрепление существующего строя отражало интересы социальной верхушки;

б) социальное неравенство – это закономерный процесс, установленный богом;

в) войны играли решающую роль в жизни царей;

г) формирование и развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений.

3. Главная идея «Законов Ману» утверждала:

а) социальную структуру, в которой каждый занимается тем делом, которым он обязан заниматься по рождению;

б) кодекс поведения человека в обществе;

в) судьбу, цепь перерождений;

г) государственную власть, являющуюся важным элементом государства.

4. Древнекитайский реформатор и политический мыслитель, утверждающий, что малейший проступок должен караться смертью:

а) Мо-дзы;

б) Шан Ян;

в) Конфуций;

г) Ашок.

5. Основной справедливый закон, направляющий жизнь вселенной в Древней Индии:

а) дхарма;

б) рита;

в) веда;

г) джамма.

6. Цицерон полагал, что есть две причины возникновения государства. Первая – это «врожденная потребность людей жить вместе». А вторая:

а) завоевание одних племен другими;

б) общественный договор;

в) защита частной собственности;

г) разделение труда.

7. Установите соответствие между автором и написанной им работой:

1. Платон - «Государство»

2. Аристотель - «Политика»

3. Цицерон - «О государстве»

4. Аврелий Августин - «О граде Божьем»

5. Гомер - «Илиада»

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 3.

...Люди разделяются на высших и низших не по имущественному признаку или знатности, а по этическим качествам и знаниям...

Благородный муж с точки зрения ... не только сам следует нравственным нормам, но и сам распространяет этические идеалы, в частности человеколюбие, которое является главной добродетелью. Под ним мудрец подразумевает соблюдение патриархальных традиций – почтительность по отношению к родителям, забота о детях и уважение родственных уз. Принцип человеколюбия переносился и на политическую сферу жизни общества. Правитель должен выполнять роль отца для своих подданных – воспитывать, защищать и заботится об их достатке. Воспитывать подданных следует, увлекая собственным примером. В свою очередь народ должен почитать правителя, как отца, и повиноваться ему...

1) О каком политико-правовом течении Китая идет речь? Конфуцианство

2) Кто явился родоначальником данных идей? Конфуций

3) В чем Вы согласны и не согласны с данным утверждением?

Ответ: Читая данный отрывок и разбирая понятия которые здесь были затронуты, на мой взгляд они полностью соответствуют нужным и местами забытым понятиям. И так как здесь изображается только положительные моменты к ним нужно стремиться и брать за основу для дальнейшего уточнения и совершенствования.

Задание 4.

1) Сформулируйте основные положения политико-правовой идеологии брахманизма и буддизма. Исходя из понятия дхарма, проанализируйте такие источники политико-правовой мысли Древней Индии как «Законы Ману» и «Артхашастра» Каутильи.

На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите, что светская правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, т.к. ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Ответ:

Основные положения брахманизма заключаются в следующем:
1. Исповедуется многобожие.

2. Закон кармы (учение о переселении душ): душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно, или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
3. Дхарма — закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.

4. Обоснование варново-кастовой системы: они созданы богом.
5. Люди не равны по природе. Сословная принадлежность определяется по рождению и является пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, какнаграда за служение богам, терпение и покорность.
6. Наказание и принуждение рассматривались как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Угнетенным внушаются мысли о бесплодности борьбы за улучшение условий своей жизни.
Буддизм: Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во II–I вв. до н.э.

Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланке и названный позднее типитака.
В буддизме отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона;

утверждалось, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей — поэтому в качестве центральной была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину.

В III–I вв. до н.э. и в первых веках нашей эры происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Одновременно развивалась другая, морально-культовая сторона буддизма, т.е. путь, который может привести каждого к прекращению страданий.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления:
стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в I в. до н.э. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве — существе, способном стать Буддой, который
приближается к достижению нирваны, но из сострадания к людям
в нее не вступает. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания.
Согласно Махаяне достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы, и из-за этого в I в. до н.э.монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Разделение буддизма на две ветви: Хинаяну (малая повозка) и Махаяну (большая повозка).

В "Артхашастре" подчеркивается необходимость соблюдения законов. Много внимания Каутилья уделяет источникам права, выстраивая их в иерархическом порядке: правительственные распоряжения, закон, обычай, судебные решения. Если в основе правительственных распоряжений должна лежать польза, то закон основывается на истине, обычай — на соглашении народа, а судебное разбирательство — на показаниях свидетелей.

В целом, трактат "Артхашастра" — один из выдающихся трактатов древней политико-правовой мысли. Самого автора называют индийским предшественником Макиавелли, а его произведение по своему значению сопоставимо с таким выдающимся древнегреческим трактатом, как "Политика" Аристотеля.

Наиболее известны «Законы Ману» (2 век до н.э.), а точнее «Наставления Ману о дхарме». В них содержится относительно упорядоченная сумма правил, санкционированных государством, рассуждения о браке, правила очищения и приема пищи, искупления и покаяния, о дхарме царей, о суде и т.д.

Артхашастра Каутильи, который представляет собой трактат о политических и экономических сторонах жизни. Так, согласно этому памятнику права целью общества объявлялось поддержание общественно-политической стабильности, созданного порядка. Залогом сохранения стабильности общественных отношений являлось неукоснительное соблюдение каждым человеком дхармы – установленных правил поведения.

В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава – вот главные элементы государства", – сказано в индийском трактате "Артхашастра".

Политико-правовые учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, – подчеркивалось в китайской книге "Ту цзин", – то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников". Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

2) Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Чем различаются выделенные Аристотелем виды справедливости? По какому принципу должно осуществляться распределение материальных и нематериальных благ в обществе, с точки зрения Аристотеля? Насколько данный принцип распределения применим сегодня?

Задания по теме 2

Задание 1. Ответьте на вопросы:

В чем специфика политико-правовой идеологии в обществах Древнего Востока?

В данном вопросе для начала следует сделать акцент на понятие мифологии, Мифология - есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

· божественный первоисточник власти;

· неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

· наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого,все земные порядки для древнего общества являются

общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется.Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

В политико-правовых воззрениях Древнего Востока религия являлась мощным цементирующим элементом традиционных правовых систем, поэтому определяющее значение имели религиозно-этические нормы. Обусловленная религиозным (или мифологическим) сознанием установка на «идеального человека» традиционного общества, стала основой правопослушного поведения. В облике человека традиционного общества очевидна определенная целостность, а самой восточной цивилизации присуща внутренняя стабильность, обеспечиваемая средствами права.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

· политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания;

· политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

· в основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков.

Наши рекомендации