Управленческие аномалии на государственной службе.
Аномалия - это свойство социальной системы и ее подсистем отклоняться от нормы, общих закономерностей, которые характеризуют социальную систему на любом этапе развития. Управленческая аномалия в системе государственной службы - свойство государственной службы как подсистемы государственного управления отклоняться от социальных норм и от общественно-значимых параметров функционирования, возникающее вследствие социально-организационной неустойчивости к поражающему воздействию социально-деструктивных факторов. Главная опасность управленческих аномалий заключается в том, что с течением времени они приобретают устойчивую форму, превращаясь в норму поведения, передаются из поколения в поколение, образуя организационную культуру государственной службы.
К служебным аномалиям можно отнести свободу от ответственности, нарушение административно-правовых норм, господство структуры над функцией, дублирование функций, излишнюю формализацию правил, социальное равнодушие, консерватизм, формализм, волокиту, конформизм или конфликтность, предательство интересов службы и целый ряд других.
Бюрократизм. Бюрократизм (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - это власть канцелярии (администрации). Бюрократизм не следует путать с понятием «бюрократия», к сожалению, это достаточно часто встречается.
Бюрократизм определяют как чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах, как концентрацию в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата, социальных институтов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократического контроля.
Бюрократизм включает в себя следующие компоненты: в политическом плане - групповую монополию управляющих на функции управления и власти; в социальном - отчуждение государственного аппарата от граждан; в организационном - чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, подмена содержания формой; в морально-психологическом - бюрократическую деформацию сознания.
Для бюрократизма свойственны формализм и волокита, проявляющиеся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, произвольным толкованием и применением этих норм.Для бюрократизма характерно уклонение от принятия решений в тех случаях, когда это связано с риском ответственности.
Бюрократизм характеризуется направленностью служебной активности государственных служащих на удержание своего интереса, своих позиций и своего статуса.
Можно выделить ряд причин, объясняющих такое доминирование бюрократизма в органах государственной власти. Первая заключается в слабости законотворческой практики. Вторая причина бюрократизма связана с отсутствием в органах исполнительной власти механизма контроля и абсолютной безнаказанностью государственных служащих.Третью причину можно обозначить как бездумное следование модным идеям.
Бюрократизм невозможно уничтожить, его только возможно умело контролировать, ограничивая сферу его господства и его возможности.
Коррупция. Коррупция (от лат.соrruрtiо - подкуп) - сложная и опасная социальная патология, характеризующаяся нелегитимными отношениями, складывающимися в обществе по поводу обмена материальными и нематериальными благами и ресурсами, и вызывающая разложение политических и социальных институтов, системы государственного управления. Представители тех или иных профессий, обладая определенным ресурсом (возможностями), являются субъектом принятия решения о том, насколько законно можно этим ресурсом воспользоваться, учитывая спрос «потребителя».на государственной службе коррупция превращает административный ресурс в предмет купли-продажи, в действие (или бездействие) должностного лица в ответ на спрос «потребителя».
Лоббизм (от англ. lobbi - кулуары) выражается в стремлении организаций, представителей бизнеса, отдельных должностных лиц оказать давление на принятие политических решений, закрепляющихся законодательно. Как правило, такой вид коррупции наибольшее распространение приобретает в органах законодательной власти и направлен на лоббирование интересов определенных групп.
Карьеризм. (Чем отличается понятия карьера и карьеризм?) Термин «карьера» имеет разные трактовые значения. В переводе с латинского слова «саггus» карьера означает «телега», «повозка»; с итальянского «саггiеrа» - бег, жизненный путь, поприще; с французского «сагiеге» - продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды.
Карьеризм традиционно определяется как стремление к достижению личных успехов в какой-либо сфере деятельности, вызванное корыстными соображениями и целями, желанием добиться новых высот - должностей, званий, привилегий и т. д.Основная цель человека, который делает карьеру, - новая ступень, дающая новые материальные блага, признание, почет. При карьере этот результат скорее является следствием приобретенных и достигнутых индивидуумом «промежуточных показателей» (повышение профессионального уровня, особые результаты деятельности), при карьеризме - это самоцель, которая может и не предполагать ЭТИХ «промежуточных показателей».При карьеризме главное ‑ «корысть», выгода, материальная польза. При карьере сочетаются личные цели и интересы индивидуума с целями и интересами организации, карьеризм предполагает преследование исключительно личных целей.