Мусульманская испания в 8-10 в.

До 755 г. мусульманская Испания (или ал-Андалус) входила в состав Дамасского халифата. Когда власть там захватили Аббасиды, представитель свергнутой династии Омейядов Абд ар-Рахман сумел утвердиться в ал-Андалусе и про­возгласил себя эмиром. Его столицей стал город Кордова. В 929 г. эмир Абд ар-Рахман III окончательно утвердил независимость арабской Испании от других исламских государств, присвоив себе титул халифа. X век был вершиной политического могущества ал-Андалуса, однако вызревавшие в это время тенденции феодаль­ной раздробленности вызвали в 1008-1031 гг. серию междоусо­биц и дворцовых переворотов, что привело к распаду халифата на несколько десятков независимых княжеств-тайф, крупнейшими из которых были Кордовская, Толедская, Севильская, Валенсий-ская, Сарагосская тайфы.

В экономическом отношении мусульманская Испания представ­ляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, по­зволившие значительно поднять урожайность традиционных куль­тур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и фрукты). ние перегонное овцеводство. Значительная часть завоевателей осела в городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Андалус славился своими тканями, керамикой, изде­лиями из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торго­вала на Средиземном море, ее монета обращалась на огромной территории от Индии до Ирландии. Экономическое благополу­чие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покоре­ния христианами в XV в., делало его города привлекательной це­лью для военных походов.

Социальный строй ал-Андалуса свидетельствует о специфичности местного варианта феодализма. В сельском хозяйстве господство­вало мелкое крестьянское хозяйство при фактически полном от­сутствии домена. В отличие от других западноевропейских стран раннего средневековья плате­жи взимались главным образом деньгами.

Политическое развитие ал-Андалуса отличалось относительной нестабильностью. Правители отдельных террито­рий, особенно окраинных, нередко добивались реальной автоно­мии от Кордовы. Постоянно вспыхивали мятежи. Непросто складывались и отношения завоевателей с местным населением. Значительная часть его приняла ислам, другая, сохранив свою религию, усвоила язык и культуру мавров (таких называли мосарабы, т.е. арабизированные).

Высокоразвитая городская цивилизация мусульманской Испа­нии стала базой для невиданного в раннесредневековой Западной Европе развития культуры. В светских и религиозных школах Кор­довы, Севильи, Толедо изучались право, философия, история, причем здесь учились и выходцы из христианской Европы. Биб­лиотека кордовских халифов насчитывала более 400 тыс. свитков, в том числе переводы античных и византийских авторов.

Возникновение испано-христианских государств и начало Рекон­кисты.Входе завоевательного похода 709-714 гг. арабам не уда­лось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Эти земли, заселенные кантабрами, астурами, басками, не смогли в свое время захватить ни римляне, ни готы, здесь почти не получили распространения процессы феодализации. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населе­ния. В 718 г. близ местечка Ковадонга был разбит арабский отряд, посланный для ликвидации этого последнего очага сопротивле­ния. Командовал победителями Пелайо, родственник последнего готского короля; он был провозглашен первым королем Астурии.

К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами в ал-Андалусе, астурийские короли сумели захватить земли, в не­сколько раз превосходившие по площади первоначальную терри­торию государства. Процесс возвращения и колонизации испа­но-христианскими государствами занятых мусульманами терри­торий получил названия Реконкиста (по-испански — отвоевание). Стабильность этого процесса и его конечная победа в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских терри­торий по тем или иным причинам были заинтересованы в Рекон­кисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, долж­ности в администрации покоренных областей, укрепляли свою самостоятельность по отношению к центральной власти. Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала в бывших мусульманских владениях новые приходы, монастыри, епископства, использовала лозунги борьбы христи­анства против ислама для усиления своего идейного и полити­ческого влияния в обществе. Победы над ал-Андалусом обогаща­ли королевскую казну, упрочивали позиции и престиж короны как внутри страны, так и на международной арене. Крестьянство стремилось найти на новых территориях облегчение от сеньори­альных и государственных повинностей, приобрести землю, еще не поглощенную феодальными вотчинами. Новые города пользовались льготами.

Реконкиста длилась почти восемь веков. Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселе­ние людей с юга на север, освоение внутренних районов королев­ства выходцами из разоренных войной территорий, а также эми-грантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крес­тьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты по­дошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиреней­ском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — вла­дения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

В X — начале XI в. на политической карте Испании происходят серьезные изменения. После распада империи Каролингов на тер­ритории Испанской марки образуется фактически самостоятель­ное графство — Барселонское. Астурийские короли, отвоевав у мавров несколько крупных городов к северу от реки Дуэро, пере­несли свою столицу из Овьедо в Леон. Во второй половине X в., в период наивысшего расцвета халифата, Реконкиста приостанови­лась. Мусульмане под командованием талантливого полководца аль-Мансура неоднократно опустошали как Астуро-Леонское ко­ролевство, так и Барселонское графство. Королевская власть в Леоне в это время ослабела, большое влияние в стране приобрели графы Кастилии, сумевшие объединить прежде раздробленные земли на востоке страны. В 1035 г. Арагон и Кастилия стали ко­ролевствами. В 1037 г. кастильский король Фернандо I разбил леонского короля и объединил под своей властью запад хрис­тианской Испании. Таким образом, к концу 30-х годов XI в. на Пиренейском полуострове сложились: королевство Кастилия1, Наварра и Арагон, графство Барселонское с вассальными терри­ториями и около тридцати мусульманских княжеств.

14. Скандинавия в V – начале XI в. Походы викингов.

«Эпоха викингов» в Северной Европе.IX — середина XI в. вошли в историю Северной Европы под названием «эпохи викингов». Это был период их широкой экспансии, в которой разрозненные военные набеги, а позже более организованные походы, возглавлен­ные скандинавскими конунгами (королями), переплетались с раз­витием международной торговли, с колонизацией и открытием новых земель. В самой Скандинавии этот период ознаменовался усилением распада родоплеменных отношений и зарождением пред­посылок для возникновения первых государственных образований.

В «эпоху викингов» произошли глубокие сдвиги в материальной и духовной культуре скандинавских народов. Развертывается внут­ренняя колонизация — частичное освоение и заселение лесных зон Скандинавского полуострова. Возникают новые типы быстро­ходных и маневренных кораблей, на которых викинги плавали по Северному и Балтийскому морям, поднимаясь по европейским рекам — по Сене до Парижа и по днепровскому водному пути до Константинополя; суда викингов бороздили Средиземное море и Атлантику, вплоть до Исландии и островов у побережья Северной Америки. На основе развернувшейся международной торговли поднялись важные ее центры в Северной Европе — Хайтабю в Дании (в области теперешнего Шлезвига), Бирка на озере Меларен (в Южной Швеции), Скирингосаль в Южной Норвегии. Успехи в строительном и фортификационном деле выразились, в частности, в сооружении системы уникальных по конструкции военных коль­цевых укреплений в Ютландии и на примыкающих к ней островах.

Экспансия викингов в IX — первой половине X в.Этимология термина «викинг» до конца не выяснена; возможно, слово проис­ходит от «вик» — бухта, порт, где базировались участники мор­ских походов, но предлагались и другие объяснения. На Западе они были известны под именем норманнов («северных людей»), а на Руси — варягов.

Первые упоминания о нападении викингов восходят к самому концу VIII в. В 793 г. отряд скандинавов напал на монастырь на Северо-Восточном побережье Англии, разграбил и сжег его. Вскоре подобные разбойничьи нападения сделались подлинным бедствием для населения приморских районов Англии, Ирландии, Франк­ского королевства, Германии, Южного побережья Балтийского моря.

Со временем правители стран, подвергавшихся нападениям нор­маннов, сумели организовать защиту от них и начались более ре­гулярные военные действия. Отпор, который он встретил со сто­роны франков, побудил датского конунга Годфреда приступить к постройке оборонительного вала, защищавшего Ютландию с юга. Эта цепь укреплений известна под названием Даневирке («Дат­ский вал»), возведение ее началось в начале IX в., но продолжа­лось и в следующем столетии.

Датским завоевателям удалось разграбить и подчинить своей власти обширные территории в разных частях Европы. После 870 г. выходцы из Норвегии открыли и начали заселять Исландию. В IX — начале X в. норвежцы и датчане завоевали значительную часть Ирландии, основав здесь свои королевства. В IX в. шведы, уже обосновавшиеся на Южном побережье Балтийского моря, проложили путь «из варяг в греки», выводивший их к Византии и Арабскому халифату. Купец шел рука об руку с воином. На протяжении IX в. датские викинги грабили Северную Гер­манию, Францию, Англию. К концу века значительная часть Северной и Восточ­ной Англии была ими завоевана и на этих территориях стали се­литься скандинавские воины, которые делили между собой зем­ли. Королю Уэссекса Альфреду (871—899) удалось лишь остановить эти нашествия. Восточная часть острова получила впоследствии название Дэнло («Область датского права»), здесь переселенцы вводили свои социальные и юридические порядки, сохранявшие­ся на протяжении нескольких столетий.

Одновременно викинги появились и в западной части Среди­земноморья, разграбляя города Италии и Южной Франции, Ис­пании и Португалии.

На рубеже IX и X вв. часть датского войска, которое воевало в Северной Франции, обосновалась на полуострове Котантён. Его предводитель Роллон получил в 911 г. эту часть Франции в лен от французского короля на условии защиты страны от норманнов. Формально вассальное владение Франции, новое герцогство Нор­мандия фактически было независимым и от слабых западно-франк­ских королей, и от датских конунгов. Роллон и его сподвижники оставались еще полуязычниками, совершавшими человеческие жертвоприношения, что не мешало им щедро наделять церковь богатствами и землями. Но на протяжении следующих поколе­ний нормандцы утратили большую часть признаков скандинав­ского происхождения, включая родной язык и старые обычаи. Норманны интенсивно смешивались с местным населением — потомками кельтов, римлян, франков. В Нормандии сложилось «образцовое» французское феодальное герцогство с сильной цент­ральной властью. Когда впоследствии (в 1066 г.) нормандцы под­чинили себе Англию и Южную Италию с Сицилией, где основа­ли в начале XII в. Сицилийское королевство, они и здесь высту­пали в роли носителей феодальной централизации.Заселение Исландии. Открытие Америки.Примерно к 930 г. нор­вежцами была заселена вся береговая кромка Исландии (внут­ренняя часть острова остается пустынной и до настоящего време­ни). Расселившись по обособленным хуторам, колонисты зани­мались скотоводством и морским промыслом и в гораздо меньшей степени — земледелием. В 930 г. было учреждено общее для всех жителей Исландии вече — альтинг — и были приняты по нор­вежскому образцу первые законы. Единственная должность, вве­денная этими законами, была должность законоговорителя — хра­нителя права, остававшегося еще устным. Альтинг был как судеб­ным и законодательным собранием исландцев, так и центром культурной жизни, местом регулярного общения рассеявшихся по обособленным хуторам бондов — местных жителей, крестьян. Ра­зумеется, альтинг не был «древнейшим парламентом Европы» (как его иногда именуют), ибо в общественном устройстве Исландии ясно видны существенные элементы «военной демократии». При­знаки государства здесь еще отсутствовали.

В 80-е годы X в. исландцами и норвежцами была открыта Грен­ландия, которую они начали заселять, а вскоре ими были откры­ты острова у побережья Северной Америки, названные ими Хёллю-ланд («Страна плоских камней»), Маркланд («Лесная страна»), Виланд («Страна дикого винограда»). Во главе этих экспедиций, описанных впоследствии в «Саге о Гренландцах» и «Саге об Эйрике Рыжем», стоял Лейв Счастливый (Удачливый), сын Эйрика Ры­жего, гренландского первопоселенца. На островах скандинавы по­встречали местных жителей — скрелйнгов. Нелегко отделить До­стоверные сведения от вымысла в этих сагах, но, опираясь на ар­хеологические находки, ученые склонны полагать, что скандинавы действительно открыли Ньюфаундленд, где обнаружены следы по­строек того типа, который характерен для скандинавских «длинных домов» «эпохи викингов», и остатки кузницы. Лейв опередил Ко­лумба на полтысячелетия, но все же именно Колумбу принадле­жит первенство в подлинном открытии Америки для Европы, и домыслы об имевшихся у Колумба сведениях о плаваниях викингов на Запад и о картах, которые они якобы составили, ни на чем не основаны (никаких карт скандинавы в X—XI вв. чертить не умели).

Поход викингов в первой половине X — первой половине XI в.Крупнейшее достижение скандинавских захватчиков в конце X и начале XI в. — подчинение ими Англии. Английское королевст­во, ослабленное внутренними усобицами, стало их добычей. Спе­рва датские и норвежские вожди поступали на службу к королям Англии, получая от них жалованье, награды, затем они превратили эти платежи в огромную контрибуцию, взимаемую с населения, изнемогавшего от этих непомерных поборов. В 1016 г. датский вождь Кнут занял английский престол, а после смерти брата сде­лался королем Дании. В 1028 г. он добился власти и над Норве­гией. Так возникла держава Кнута Великого (1016—1035), недол­говечная, как и все раннесредневековые политические объедине­ния. После смерти его сына Хардакнута в 1042 г. датчане утратили английскую и норвежскую короны.

Последним викингом на престоле считают норвежского конун­га Харальда Хардрада («Сурового правителя», 1046—1066), кото­рый в молодости ходил походами в Восточную и Южную Европу, служил в варяжской гвардии в Константинополе и воевал в Ита­лии и Сицилии. Его женой была дочь великого князя Киевского Ярослава. В 1066 г. Харальд снарядил большой флот и отплыл к берегам Восточной Англии с намерением завоевать английский престол. Скандинавское население острова перешло на его сто­рону, но только что провозглашенный знатью английский король Гарольд победил норвежского конунга в битве при Стэмфордб-ридже, неподалеку от Йорка. Харальд Хардрад погиб 25 сентября 1066 г. Англия навсегда избавилась от угрозы со стороны викин­гов, для того чтобы менее чем через три недели, 14 октября того же года, стать в результате битвы при Гастингсе добычей нор­мандского герцога Вильгельма Завоевателя.

Правда, в 1069 г. датский конунг Свейн Эстридссон попытался было напасть на Англию, но после получения выкупа датчане в следующем году покинули восточное побережье Англии. Намере­ния датского конунга Кнута II совершить новый завоевательный поход на Англию не осуществились. На этом экспансия викингов завершилась. К концу XI в. под властью скандинавов оставались Северная Шотландия, Гебридские и Оркнейские острова, остров Мэн, Дублин и Лейнстер в Ирландии.

Общий характер походов викингов.В походах викингов можно видеть последнюю волну Великого переселения народов. Подобно тому как германские и другие племена и союзы племен в V—VI вв. не ограничивались нападениями на богатую Римскую империю, но переселялись в отвоеванные у нее области, создав там новые государства, так и скандинавы в IX—XI вв., переживавшие распад родоплеменного строя и испытывавшие потребность в землях и добыче, вторгались в страны Европы и во многом изменили ее социальную, политическую и демографическую структуру.

Однако эта вторая и заключительная волна Великого переселе­ния отличалась от первой. В V и VI вв. варвары способствовали разрушению уже изжившей себя рабовладельческой системы, тогда как северные варвары (а также нападавшие на Западную Европу венгры и арабы) в IX—XI вв. пришли в столкновение с новым, еще только формировавшимся и укреплявшимся социальным стро­ем, разрушить который они были не в состоянии, и в конечном итоге включились в процесс феодализации. В одних частях Европы, например в Англии, скандинавские вторжения несколько замед­лили эти процессы, создав новые слои свободного крестьянства, противившегося феодальному подчинению; в других регионах (в Северной Франции и Южной Италии), наоборот, они придали этим процессам большую законченность. В обоих случаях викин­ги и их потомки, феодализировавшиеся вожди и рыцари, а вслед за ними и военно-крестьянские колонисты восприняли ту соци­альную структуру, которая уже складывалась в захваченных ими областях, видоизменяя ее. Этот новый социальный опыт они пере­носили и к себе на родину. Процессы феодализации в Сканди­навских странах начались под воздействием импульсов, шедших из более «продвинутых» к феодализму стран Запада, но привели к ощутимым результатам уже после завершения «эпохи викингов».

15. Социально-экономическое и политическое развитие Византии в IV - начале VI вв.

Византия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила Западную по уровню развития ремесла и торговли, богатству своих городов, уровню духовной культуры. С упадком Рима, с перемещением центра экономической и культурной жизни империи на Восток сюда переместился и политической центр Римского государства. В 330 г. император Константин сделал столицей империи город, названный своим именем,- Константинополь. В ранний период в состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии и Армении, острова Крит и Кипр, ряд опорных пунктов в Крыму (Херсонес) и на Кавказе (в Грузии), некоторые районы Аравии, а с V в. — Иллирик и Далмация. На землях империи жили различные племена и народности: греки, фракийцы, иллирийцы, дакийцы, эллинизированные малоазийские племена (исавры и др.), сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты. Господствующее положение занимали греки, и греческий язык имел широкое распространение.

Византия нах.на стадии рабовл.об-ва при сохр.значительных масс свободного крестьянства и крестьянской общины.Византия IV—VI вв. по праву считалась страной городов и обгоняла Запад по уровню развития ремесла и торговли. Обилие удобных гаваней и господство над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря, способствовали развитию в Византии мореплавания и морской торговли. Все раннее средневековье империя оставалась великой морской державой. В ремесленном производстве в городах Византии широко применялся рабский труд.

Государство.После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Идея всемирной монархии с центром в Константинополе жила и в варварских королевствах Запада, которые вплоть до создания империи Карла Великого пусть номинально, но все же признавали верховную власть константинопольского императора. В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения императорской власти. Император (по-гречески — «василевс»), в руках которого сосредоточивалась широкая законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью. Правда, реальная власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат, государственный совет (консистерий) и организации свободных граждан городов (димы). Димы (от греческого «демос» — народ) были политическими организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.

16. Внутренняя и внешняя политика Византии в период правления Юстиниана I Великого.

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в середине VI в. в правление императора Юстиниана (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания. Внутренняя политика Юстиниана была направлена к усилению централизации государства и укреплению экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае. В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. «Кодекс» Юстиниана — собрание важнейших законов римских императоров (от Адриана до Юстиниана) по различным гражданским делам (в 12 томах

Классовая борьба. Восстание «Ника» в 532 г.Недовольство населения налоговым гнетом и преследованиями еретиков привели к восстаниям народных масс. В 532 г. вспыхнуло одно из самых грозных народных движений в Византии, известное в истории как восстание «Ника». Разгром восстания «Ника» знаменует резкий поворот в политике Юстиниана в сторону реакции. Однако народные движения в империи не прекращались.

Внешняя политика и войны Юстиниана.В своей внешней политике на Западе Юстиниан руководствовался прежде всего идеей восстановления Римской империи. Для осуществления этого грандиозного замысла Юстиниану нужно было покорить варварские государства, возникшие на развалинах Западной Римской империи. Первым пало в 534 г. под ударами византийских войск государство вандалов в Северной Африке. Однако восстановление рабовладельческих отношений и римской налоговой системы в завоеванной провинции вызвало протест населения. В 536 г. солдаты восстали, к ним присоединились местные берберийские племена и беглые рабы и колоны. Во главе восстания встал византийский солдат Стотза. Только к концу 40-х годов VI в. Северная Африка была окончательно подчинена власти империи.

Еще больших жертв стоило империи завоевание королевства остготов в Италии. В 536 г. овладел Римом. Но и здесь реставраторская политика Юстиниана и произвол завоевателей вызвали широкое народное движение, которое возглавил остготский король Тотила(551—552). Казалось, что мечты Юстиниана о реставрации Римской империи близки к осуществлению. К Византийскому государству были вновь присоединены многие из ранее входивших в нее областей. Однако господство византийцев вызывало недовольство покоренного населения, и завоевания Юстиниана оказались непрочными.

На Востоке Византия в VI в. вела изнурительные войны с Сасанидским Ираном.. Неудачными для Юстиниана были и войны на северных границах империи. Почти ежегодно через Дунай переправлялись и нападали на территорию Византии славяне, авары, гунны, протоболгары, геру-лы, гепиды и другие варварские племена и народы. Особенно опасными для Византии были вторжения славян.

17. Социально – экономическое развитие Византия во второй половине VII – первой половине IX вв. «Земледельческий закон»

Крупные социально-экономические перемены произошли прежде всего в аграрной сфере. Подобно раннефеодальной Западной Европе, Византия также пережила период относительного экономического и социального преобладания деревни над городом. В буре варварских нашествий, в условиях ослабления центральной власти свободное крестьянское землевладение стало основной формой земельной собственности и организации сельского хозяйства. Колонат исчез. Крупные имения сохранились лишь спорадически — они принадлежали в основном фиску, церкви и монастырям.

Наиболее подробные сведения о жизни византийской деревни содержит «Земледельческий закон» VIII в., представляющий собой, как и западные «варварские правды», запись обычного права, которая приобрела характер официального правового сборника. Он был очень популярен в империи, в том числе в районах, населенных славянами. Соседская община переживала время интенсивного развития. Накопление экономических ресурсов происходило тогда преимущественно в деревне, где окрепшее крестьянское хозяйство производило значительные излишки продуктов земледелия. Следствием этого был ускорившийся процесс имущественной дифференциации среди общинников. В резуль­тате укрепления частной собственности общинника на пахотный участок (периодические переделы в общине были уже исключением) он стал близким к западноевропейскому аллоду.

В деревне на одном полюсе возник слой зажиточных крестьян, арендовавших или скупавших участки соседей и использовавших труд наемных работников и рабов (главным образом для ухода за скотом). На другом полюсе увеличивалось число общинников, неспособных обработать свою землю из-за отсутствия или потери тягловых животных, недостатка инвентаря и семян, а порой и рабочих рук. Росло также число крестьян, потерявших свои участки и вынужденных наниматься к богатым. Часть крестьян вообще покидала деревню в поисках средств к жизни в городах. В VIII—IX вв., однако, соседская община была еще относительно устойчивой и жизнь византийской деревни сравнительно благополучной.

Существенно иным было хозяйственное положение городов в ту же эпоху. Набеги варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса на дорогие изделия со стороны обедневшей и уменьшившейся численно знати (многие ее представители погибли в войнах и во время террора Фоки) ударили прежде всего по экономике города. Мелкие и средние города, особенно на Балканах и на востоке Малой Азии, аграризировались, т.е. их население занималось почти исключительно сельским хозяйством. Уровень ремесла резко снизился, торговля почти замерла.

Однако упадок городов, особенно крупных, не был абсолютным. Потребности двора и патриархии, заказы на вооружение и снаряжение армии и флота, спрос иноземцев на предметы роскоши не дали угаснуть ремеслу в таких городах, как Константинополь, Фессалоника, Никея, Эфес, Трапезунд. Центр внешней торговли в VIII в. стал постепенно перемещаться на Балканы. Возрастало значение путей из славянских стран и из Западной Европы, ведших к Фессалонике и Константинополю, оживилась торговля с Венецией, Равенной и Амальфи, а на рубеже VIII-IX вв. — с арабами. Имело значение и наличие дешевой рабочей силы в укрепленных крупных городах (ставших убежищем для массы людей, потерявших свои очаги и имущество), а также дешевизна на городском рынке поступавших из деревни продуктов. Не случайно оживление то­варно-денежных отношений, возрождение городских форм жизни, подъем ремесла и торговли имели место в IX в. прежде всего в столице империи — Константинополе, быстро обретавшем былую славу мастерской великолепия.

18. Политическое развитие Византии во второй половине VII – первой половине IX века. Фемный строй.

Значительные изменения произошли в VII-IX вв. и в управлении империей. Потеря восточных провинций с преобладающим негреческим населением повлекла за собой повышение удельного веса греческого этноса среди подданных императора. С верностью трону именно греков судьбы империи оказались отныне связаны теснее, чем когда-либо раньше. Не случайно поэтому при Ираклии произошел окончательный переход с латинского языка на греческий в государственном делопроизводстве, а сам монарх сменил латинский титул «император» на греческий — «василевс».

Смена титула имела и другой глубинный смысл: статус правителя империи уже не связывался с идеей выборности государя как представителя интересов всех подданных, как главная должность в империи (магистрат). Император стал средневековым монархом, исполнителем воли господствующего слоя. Компромисс с римской традицией выразился в добавлении к титулу определения «римский» (официальной была формула — «василевс ромеев»), т.е. само государство продолжало рассматриваться как Римская империя, а ее подданные — как римляне.

Наиболее радикальные преобразования начались, однако, в структуре провинциального управления. Критическое положение империи требовало концентрации власти на местах, и принцип разделения властей стал сходить с политической арены. Границы провинций подверглись перекройке, а вся полнота военной и гражданской власти в каждой из них вручалась теперь императором наместнику-стратигу (военачальнику). Стратигу были подчинены также судья и чиновники фиска провинции, а сама она получила отныне наименование «фема» (так называли первоначально отряд местного войска).

Ядро войска фемы составили стратиоты — воины-крестьяне, как правило, достаточно состоятельные, чтобы приобрести положенное вооружение, снаряжение, а также боевого коня (если служили в кавалерии). Семья стратиота должна была располагать необходимым числом рабочих рук (включая наемных работников или рабов), чтобы не нести ущерба в отсутствие хозяина, призванного в фемное ополчение для похода или воинских учений (обычно весенних).

Имя крестьянина-стратиота вносилось в военные списки (каталоги). В VII—VIII вв. воинская служба стала наследственным жребием внесенной в каталог семьи (освобожденной ото всех налогов, кроме поземельного, и от отработок в пользу казны), независимо от неблагоприятных перемен в хозяйстве стратиота. В IX в., однако, обязанность служить в фемном войске все теснее связывается с наличием у крестьянской семьи участка земли определенного размера — воинская повинность становится поземельной. Иногда государство само предоставляет землю поселянам при условии несения военной службы. Так, в конце VII—VIII в. десятки тысяч покоренных силой или подчинившихся добровольно славянских семей были переселены на северо-запад Малой Азии (в Вифинию) и наделены землей на условиях несения воинской службы. Впоследствии, с успехами интеграции славян в число подданных империи, их делали налогоплательщиками казны и все чаще вносили в местные фемные воинские каталоги.

Первые фемы возникли при Ираклии в Малой Азии после 634 г. — Армениак, Опсикий, Анатолик, затем — в 70-х годах, — Фракия, защищавшая подступы к столице. К середине IX в. фемный строй утвердился на всей территории империи. Новая организация военных сил и управления позволила империи отразить натиск врагов, а затем перейти к возвращению потерянных земель. Скоро обнаружилось, однако, что и фемный строй таит в себе опасность для центральной власти: стратиги крупных малоазийских фем обрели огромную власть, ускользая из-под контроля центра. Они вели даже войны друг с другом. Поэтому императоры стали в начале VIII в. дробить крупные фемы, вызвав недо­вольство стратигов, на гребне которого к власти пришел стратиг фемы Анатолик Лев III Исавр (717—741).

19. Иконоборчество, социальные конфликты и ереси в Византии во второй половине VII – первой половине IX вв.

Бывший стратиг-мятежник, Лев III как никто другой понимал огромную опасность трону со стороны своих прежних соратников: завязывался конфликт между гражданской (чиновной, по преимуществу - столичной) знатью и военной (в основном провинциальной) аристократией. Этот конфликт на четыре последующих столетия стал стержнем политической жизни империи: в борьбе за трон каждая из группировок стремилась обеспечить себе преимущественное право на присвоение доходов казны и ренты с крестьян. Лев III видел свою задачу в том, чтобы устранить угрозу со стороны военных, не ослабляя силы войска и не нанося ущерба чиновной знати. Удовлетворить интересы тех и других казалось удобным за счет монастырей, накопивших огромные богатства.

В 726 г. специальным эдиктом Лев III объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством, поддержав таким образом позицию, которую отстаивала часть малоазийского белого духовенства. Оно было крайне обеспокоено тем, что в результате разгула суеверий, охвативших широкие слои народа, огромное влияние в провинциях приобрели монастыри. Они всячески разжигали фанатизм, пропагандировали культ святых, оттеснив белое духовенство на второй план. Дары и пожертвования щедрым потоком текли в монастырскую казну.

Выдвинутый императором тезис — кто за почитание икон и мощей, тот против трона и державы — был предельно ясен для размежевания сторон (иконоборцев и иконопочитателей). Борьба длилась более столетия, и вовлечены в нее были все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, ссылки, пытки, истребление инакомыслящих. Закрывались монастыри, монахов насильственно зачисляли в войско, принуждали вступать в брак. Монастырские сокровища переходили в императорскую казну и к военной верхушке. С конца VIII в. иконоборчество стало ослабевать. Его основные задачи были выполнены: монастыри ослаблены и поставлены под надзор государства и церковной иерархии, сепаратистские тенденции крупных религиозных центров подавлены, над стратегами усилен контроль центральной власти. VII Вселенский собор (787 г.) осудил иконоборчество. Второй период иконоборчества, наступивший в 815 г., был уже лишен прежнего ожесточения. И внутренняя обстановка, и международное положение требовали консолидации сил господствующих кругов империи.

В 812—823 гг. столицу осадил узурпатор, один из мятежных военачальников в Малой Азии, славянин по происхождению, Фома Славянин. Его поддержали знатные иконопочитатели, некоторые стратиги Малой Азии и часть славян на Балканах. Заключил он союз и с арабским халифатом. Однако осада не удалась, Фома был побежден, схвачен и предан казни.

Иконоборчество навсегда сошло с исторической арены. В целом оно не нашло широкой поддержки в империи. В 843 г. икопочитание было торжественно восстановлено, иконоборцы, и живые, и умершие, были преданы церковью анафеме.

Немало сил потребовала и борьба с приверженцами дуалистической павликианской ереси. Они считали весь видимый материальный мир, включая светскую власть и официальную церковь, творением дьявола, миром зла, противостоящим потустороннему, духовному миру добра. Павликиане создали на востоке Малой Азии своеобразное государство с центром в городе Тефрика, распространяя порой свое влияние на значительную часть полуострова. В жестокой борьбе с ними армия империи уничтожила несколько десятков тысяч еретиков. Только в 879 г. Тефрика была взята, а их вождь Хрисохир убит.

20. Византия во второй половине IX – XI вв.

Время со второй половины IX до конца XI в. составляет второй этап средневизантийского периода. Главное его содержание состояло в окончательном оформлении институтов средневековой монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила со второй половины XI в. в полосу кризиса. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился. власти империи взяли под контроль <

Наши рекомендации