Понятие и функции средств массовой информации
Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации, т. е. специальные средства информационного обмена, с помощью которых устанавливаются и поддерживаются постоянные связи между политическими субъектами. Необходимость таких средств обусловлена самой природой политики, которая является сложно организованной, целенаправленной деятельностью.
Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает, что они обязательно должны быть осознаны разделенными в пространстве членами коллектива, в качестве которых могут выступать государства, нации, социальные общности, партии и т. п. И здесь никак не обойтись без использования специальных средств передачи информации. Чаще всего их называют средствами массовой информации (СМИ),илисредствами массовой коммуникации (СМК).Эти средства нередко называют массмедиа.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицом. К средствам массовой информации относятся: пресса, кино, звукозапись, видеозапись.Наиболее массовое
и сильное политическое влияние оказывают сегодня радио и телевидение.
Основные функции СМИ следующие:
– информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. При этом добываемая и передаваемая СМИ информация содержит не только простые сообщения о событиях, но и комментирование этих событий, их оценку;
– образование и социализация граждан. Проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих правильно оценивать и упорядочивать сведения, ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. А это, в свою очередь, содействует усвоению людьми политических норм, ценностей, образцов поведения и лучшему приспосабливанию к социальной действительности;
– критика и самоконтроль. Эти функции в политической системе выполняют не только СМИ, но и оппозиции, а также специализированные органы прокурорского и судебного контроля. Однако критика и контроль СМИ отличаются гораздо большей широтой. Они охватывают и институт президента, и правительство, и прокуратуру, и суд, и различные направления государственной политики, и даже сами СМИ. Важнейшей особенностью контроля СМИ является то, что он основывается на авторитете общественного мнения;
– артикуляция и интеграция. Проявляется в том, что СМИ дают возможность различным общественным группам публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и доводить до общественного мнения свои интересы;
– мобилизация. Выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или осознанному бездействию, вовлечении граждан в политику.
2. Основные этапы информационного процесса и особенности
политического влияния СМИ
Активная роль СМИ в политике проявляется через различные этапы и стороны информационного процесса. Исходным моментом этого процесса является отбор и разъяснение распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают субъекты и объекты политики, во многом зависят их последующие действия. Иметь важную информацию – значит, иметь власть. Уметь отличать важную информацию от неважной – значит, иметь еще большую власть. Ну а возможность распространять важную информацию в том виде и в той форме, как ты считаешь нужным, – значит, иметь двойную власть.
Следующий этап информационного процесса – распространение информации. При этом используются два основных способа: последовательный и фрагментарный.Первый использует пресса. Она последовательно и разносторонне освещает в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ особенно распространен на телевидении, которое прибегает к подаче информации отдельными сюжетами – это, с одной стороны, позволяет охватить широкий круг злободневных вопросов и обеспечить оперативность информирования, а с другой – не дает возможности последовательно и глубоко рассматривать проблемы.
Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства людей. В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и логических рассуждений.
В недемократических государствах господствует эмоциональный подход к подаче информации, подавляющий разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере.
Огромные возможности активного воздействия средств массовой информации на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о их чрезвычайно важной роли в жизни общества. Нередко их называют «четвертой властью».
Однако оценки растущего влияния СМИ на политику и общество неоднозначны. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, способного разрешить наиболее острые сегодняшние проблемы, другие – наоборот, подчеркивают опустошающее, разрушающее воздействие СМИ, особенно телевидения, на личность и оценивают возрастающую роль информационной власти пессимистично.