Прием переформулирования вопроса.
Часто вопрос только кажется непонятным, поскольку отражает непривычную вам манеру мышления. Просто переформулируйте вопрос, используя все синонимы, которые быстро приходят в голову. Зачастую этого уже достаточно, чтобы не только понять вопрос и сосредоточиться, но и ответить на него.
Таблица синонимов и ассоциаций.
Удобно вопрос превратить в таблицу, где каждое слово в вопросе будет началом столбика. И, соответственно, под каждым словом вопроса нужно выписать все его синонимы и ассоциации на него. Чаще всего уже этого приема достаточно, чтобы увидеть, что вопрос сам на себя отвечает.
Прием аналогии.
Аналогия не является методом получения научного знания, т.е. не дает достоверных выводов и не может выступать в качестве доказательства. Но аналогия незаменима как средство актуализации мышления. Главная познавательная функция аналогии в том, что она позволяет сформулировать гипотезу. А уж проверить ее, как правило, не трудно.
Пример: Допустим, от вас требуется назвать функции гражданского общества. Пользуясь этим приемом, вы себя спрашиваете: "А что если общество – это своего рода живой организм? Можно тогда говорить о некоем подобии функции самосохранения? А почему нет? Тогда какие общественные институты выполняют эту функцию? А функция воспроизведения есть в обществе? Конечно – воспроизводятся индивиды (а это предмет демографической политики), воспроизводятся общественные учреждения, нормы отношений между людьми (например, законы), и т.д., и т.п."
Приведение даты или исторического сравнения.
Хорошо дополняют и украшают ответ даты и числа (полезно запомнить несколько из самых удобных для сравнения по большинству экзаменационных билетов). Небольшой исторический экскурс выгодно показывает эрудицию и навыки анализа.
Ответ на экзамене.
Основной подход:Первое, что необходимо уяснить – экзамен (зачет) – это общение двух людей, а не человека и машины или двух машин. А значит и результат этого общения во многом зависит от психологических сторон действий этих людей. Второе – на экзамене допускается (и даже приветствуется) многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с обязательным условием ее достаточной аргументации.
Психологическая настройка перед ответом.
Важно понимать, что подготовка к ответу и сам ответ – не одно и тоже. Следовательно, после того как вы воспользовались "искусством мышления" нужно дать своей психике время переключиться с "режима поиска информации" на "режим выдачи информации". Часто студент "все забывает" перед преподавателем только потому, что его сознание по инерции еще ищет ответ, тогда как его уже пора рассказывать. В этой ситуации студенту ничего не остается как "уткнуться" в свой листок, что создает впечатление "списал". Поэтому определите для себя: сколько времени вам нужно чтобы переключиться (30 сек. или 2 минуты?). И перед выходом к преподавателю отложите лист и мысленно "начните" рассказывать: "так, я начну с этого, потом перейду к этому утверждению, что позволит мне сделать тот вывод…" Удержите в памяти своеобразный план начала ответа (не более чем из 4-х утверждений или мыслей), когда их расскажете, сознание уже "встанет на нужные рельсы" и будет готово вспомнить остальное, ну а если потребуется, то не грех и подглянуть.
Структурируйте свой ответ.
Следует помнить, что приемы поиска ответа – это еще и приемы организации самого рассказа на экзамене, т.е. приемы структурирования ответа. Это значит, что вы можете показать явление с разных сторон, не смешивая все в одну "кашу", и не "теряясь". Структурировать ответ, это также значит выделить главное и второстепенное, показать критерий, по которому вы отделяете одно от другого, указать на основания (напр. исходные посылки) своих утверждений.
Реже смотрите на лист.
Психике приходится совершать гигантский объем работы, переключая в одно мгновение внимание, память, воображение, мышление то на рассказ, то на восприятие материала из листочка. Редко кто способен таким образом "прыгать" при ответе, абсолютное большинство же мгновенно устают и просто читают то, что успели записать. Зачитанный ответ по всем параметрам неизмеримо хуже: вы не видите реакции собеседника, не имеете возможности что-то добавить "по ходу", а главное – написанный текст не пригоден для устного изложения, это не стихи!