Цифровое неравенство и терроризм
Сегодня установлено, что развитие информационных технологий имеет как прямую, так и обратную связь с социальным неравенством, усиливая уровень нищеты и негативных явлений в обществе, в том числе терроризма. По мнению экспертов, неравномерность в информационном развитии регионов способна породить, и порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Таким образом, преодоление цифровой пропасти, создание условий для свободного обмена информацией является одним из способов преодоления социального неравенства, формой борьбы с бедностью, а также обеспечения безопасности во всем мире. Цифровое неравенство наравне с международным терроризмом, считается одной из главных помех, стоящих на пути мира и стабильности планеты.
Совершенно очевидно, что наличие цифрового неравенства кореллируется с уровнем социального неравенства. И, наоборот, в основе терроризма тоже лежит неравенство развития, в первую очередь социального. Для многих аргумент о вреде цифрового неравенства приобретает особую актуальность именно по причине его влияния на сохранение социальных барьеров между имущими и неимущими, на возникновение и сохранение терроризма в обществе. В исследовательской литературе, посвященной данной проблеме, можно выделить несколько основных направлений рассуждений и аргументации.
1. Прямую корреляцию между цифровым неравенством и терроризмом выявил социолог М. Кастелс. Он подчеркивал, что религиозный экстремизм – основа современного терроризма – сегодня становится естественным ответом тех, кто остался за «бортом» цифровой революции, тех, кто не принимает актуальные современные влияния, которые кажутся им вызовом традиционным ценностям [502] .
2. Установлено, что те регионы, которые дают основную почву террористическим движениям, - сельские районы Пакистана и Индонезии, Филиппин и Таиланда, а в условиях России – экономически депрессивные регионы Кавказа – исключены из глобализирующего общества и экономически, и информационно. Бедность – важнейшая причина, ограничивающая доступ молодежи к образованию и ИКТ, поэтому бедные страны и их население не только не в состоянии достичь высокого уровня экономического развития без преодоления цифрового неравенства, но и не могут предложить действенной альтернативы вербовке молодежи террористическими организациями.
С другой стороны, практически невозможно развивать и антитеррористические стратегии в беднейших регионах мира, поскольку в них доступ к ИКТ и доступ к современным формам образования крайне ограничен.
3. В числе негативных последствий ограниченного доступа к интернету как важнейшему информационному каналу современности - недостаточное информационное обеспечение, способное привести к трагическим последствиям. В книге «Нетократия»[503], А.Барда и Я.Зодерквиста, которая уже упоминалась выше, приводится пример последствий подобной информационной ограниченности. Это известный исторический факт о японском солдате, который во время второй мировой войны скрывался в лесах. Не зная о том, что война давно окончена, он продолжал вести свою персональную войну с несуществующим уже противником еще почти два десятилетия.
Информационная изолированность стран или групп людей также часто не позволяет им узнать о том, что ситуация в мире изменилась, что противоречия, существовавшие ранее, уже не актуальны, а враг на самом деле является потенциальным другом. Нечистоплотные политики и террористов часто используют такую информационную изоляцию страны или региона в своих целях, манипулируя мирным населением. В таких условиях информационной ограниченности можно легко создать любой образ врага, несуществующей угрозы, убедить людей в необходимости и даже неизбежности террористических актов. Для мирных граждан таких стран развитие новых средств информации и коммуникации могло бы стать реальным шансом для выхода из информационной изоляции и для вхождения в мировое сообщество.
Включенность новых медиа – Интернета, мобильной телефонии (SMS) – в систему взаимоотношений терроризма и широкой аудитории обусловлена еще и тем, что новые медиа позволяют эффективно воздействовать на неискушенных в цифровой коммуникации пользователей интернета, тех, кто только преодолел цифровой берьер, но еще не обладает достаточными навыками и критическим мышлением пользования Интернетом. Процесс стремительной информатизации современной жизни позволяет создать прочные информационные отношения даже с теми регионами, которые раньше были географически удалены от центров развития цивилизации. В то же время, ранее изолированные друг от друга регионы и народы, оказались связанными друг с другом, обнаружив, что их мировоззрение кардинально отличается. Это часто создает условия для непонимания и усиления конкуренции в мире. Процесс глобализации может быть связан не только с позитивным развитием, но также и с угрозами обществу, порождаемыми многополярностью современного мира.
Особенность терроризма в XXI веке – не столько совершение теракта, сколько стремление держать людей в ожидании теракта, т.е. стремление посеять панику. Одна главных опасностей современного информационного терроризма состоит в том, что его тактика направлена на то, чтобы террористический акт имел психологические последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. Возникает противоречие: с одной стороны цифровые технологии позволяют получить любую информацию, с другой стороны, оно становятся основным инструментом информационного воздействия.
В этом смысле СМИ, а особенно цифровые, становятся ключевым инструментом воздействия на массы. Новые медиа могут стать не только способом объективного информирования людей, но и инструментом усиления эффекта устрашения и пропаганды экстремизма. В резолюции, принятой Советом Безопасности в январе 2003 г. акцентируется внимание на том, что во все более глобализирующемся мире террористам становится легче использовать новейшие технологии, коммуникации и ресурсы в своих преступных целях[504]
Чем шире распространяются и интенсивнее используются информационные и коммуникационные технологии, тем опасней они могут быть, когда используются террористами. Так, Интернет может использоваться для пропаганды идеологии терроризма, для привлечения сочувствующих, для вербовки новых членов, а также для связи между собой. Также Интернет активно используется для связи со СМИ, для вброса информации и для дезинформирования. Одним из наиболее опасных видов использования Интернета считается размещение на сайтах инструкций по организации теракта или изготовлению бомб, которые могут быть использованы психологически нестабильными личностями.
Большинство экстремистских организаций, в том числе радикального толка, имеют свои сайты Интернете. Информационные технологии используют экстремистские группировки, представители сепаратистских сил, не только для пропаганды своей идей, но и для конкретных организационных целей. Таким образом, террористы, получив доступ к глобальным средствам массовой информации, получили возможность распространять откровенно ложные сведения, которые часто реально влияют на общественное мнение.
В связи с этим необходимо остановиться на природе Интернета и некоторых его особенностях.
Интернет является уникальным инструментом, который можно использовать для спонтанного и неконтролируемого распространения информации. Один из феноменов Сети получил в начале XXI века определение Интернет-мем[505] - спонтанное распространение приобретшей часто необъяснимую популярность в интернет-среде, а порой даже бессмысленной, информации или фразы всеми возможными способами (по электронной почте, в форумах, блогах и пр.). Также Интернет-мемом называется сама подобная информация или фраза.
Дуглас Рашкофф в книге «Медиавирус» формулирует идею о том, что мемы – это объекты, которые копируют сами себя, а также видоизменяются, чтобы формировать новые мемы. Разумеется, такому распространению подвержена не всякая информация, а только та, которая может «зацепить», оставить неравнодушным к ней пользователя и вызвать желание переслать ее дальше. Поначалу так распространялись только анекдоты и интересные ссылки, однако со временем по тому же принципу стали распространяться вещи, имеющие мало общего с развлекательными. Подобно вирусу по Интернету могут распространяться фобические настроения и высказывания, фото- или видеосюжеты провокационного, националистического, а часто откровенно экстремистского характера.
5. Медиаобразование как инструмент преодоления цифрового неравенства
Преодоление цифрового неравенства с одной стороны, создает условия для большей и разносторонней информированности аудитории, с другой стороны, создает опасность недостаточно критического отношения аудитории к содержанию СМИ. С этой точки зрения, встает еще одна, не менее важная задача, которую необходимо решать наряду с ликвидацией цифрового раскола - формирование понимания аудиторией природы СМИ и критического мышления.
По существу заложил базовые принципы медиаобразования (англ. media education) Маршал Маклюэн, автор знаменитой фразы «The Medium is the Message» («Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения». Концепция заключается в следующем: чтобы понять смысл сообщения, необходимо понимать, как и откуда это сообщение приходит, а также какое воздействие может оказывать на информацию тот канал, по которому она поступает. Иными словами, медиаобразование – это изучение средств массовой информации и коммуникации, необходимое любому современному человеку. Главной задачей медиаобразования является развитие медиаграмотности - понимания природы и основных принципов функционирования СМИ, а также развития способности к критическому анализу и оценке содержания информации, получаемой из СМИ, и умение осознанно использовать эту информацию. Освоение информационных технологий и понимания основных принципов деятельности СМИ в современном обществе в контексте задач медиаобразования является, пожалуй, наиболее актуальной задачей.
Информационное неравенство и отсутствие критического мышления по отношению к СМИ (особенно цифровым, Интернету) приводит к чрезмерному, часто необоснованному доверию новым информационным технологиям, что в свою очередь может привести к трагическим последствиям.
Основные выводы лекции:
- Одна из главных причин цифрового неравенства – социальное неравенство, ограничивающее широкий доступ к Интернету, а также низкий уровень образования, не позволяющий населению получить примущества от широкого использования ИКТ;
- Цифровой раскол неизбежно приводит к информационному расколу, усугубляющему социальную напряженность в экономически неразвитых обществах, где присутствуют идеологии религиозной нетерпимости;
- Успех современных стратегий антитерроризма невозможен без преодоления цифрового неравенства: в одних условиях оно лишает большинство населения доступа к современным ИКТ, превратившихся в важнейший канал распространения актуальной журналистской информации; в других условиях цифровое неравенство ограничивает возможности критического отношения к ИКТ, которые для террористов остаются единственным возможным каналом доступа к массовой аудитории;
- Некритическая и неосознанная пользователями Интернета зависимость от технологий (адективность) становится питательной почвой для терроризма при наличии социально неблагополучных слоев населения, которые не только дают основу терроризму, но и способствуют распространению его эффектов, облегчают процесс манипуляции аудиторией.