Цифровое неравенство как индикатор доступа к СМИ
Присутствие цифрового разрыва в обществе обусловлено уровнем развития и наличием противоречий в самых разных сферах деятельности: от экономики и политики до уровня образования и гендерных отношений. Важнейшим индикатором цифрового неравенства является уровень развитости системы средств массовой информации.
История свидетельствует о том, что развитие цивилизации всегда было тесно связано с развитием технических средств для распространения информации. В этом смысле изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом было поистине революционным событием, позволившим человечеству сделать качественный скачок в развитии. С этим изобретением связано и собственно появление периодической печати: вначале газет, затем журналов. И печатная периодика поначалу была доступна лишь избранным. Однако постепенно в процессе повышения уровня жизни и развития культуры, а также последующего технического усовершенствования процесса печати, средства массовой информации стали необходимой частью жизни общества. В то же время, получая все большее распространение и завоевывая все большую аудиторию, СМИ оказывали все более значительное влияние на развитие человечества.
В каждый конкретный период истории доступ к доминирующим СМИ указывал на уровень социального развития: чем выше был уровень грамотности, доходов и объем свободного времени, который аудитория могла в 19 в. потратить на чтение газет и журналов, тем выше оказывался уровень свободы и демократии в самом обществе. Точно также в современном обществе мы можем оценивать уровень доступа к цифровым онлайновым сетям: доступ к Интернету – это свидетельство экономического, технологического, культурного уровня развития.
Современная медиасистема развивалась по мере появления новых технических средств для передачи информации. В современном обществе потребность в информации и коммуникации превратилась в базовую потребность – наряду с потребностью в еде и жилище. Информация необходима всегда и везде, в процессе принятия любого решения – ведь даже выбор одежды перед выходом из дома часто определяют цифровые СМИ, передавая прогноз погоды. Одновременно, в современном обществе функционирование СМИ невозможно без рекламы, на которой базируется медиаэкономика и которая, в то же время, отражает уровень потребления в обществе, а значит - уровень его экономического и социального развития. Уже стало аксиомой и то обстоятельство, что наиболее успешно развивается система СМИ в странах с сильной экономикой.
В свою очередь информационные потребности отражают уровень сознания в обществе. Новые информационные технологии не только изменили информационную картину мира, оказав глобальное влияние на общественное сознание, но создали по сути новую социокультурную реальность. Эти технологии выдвинули на передний план информационную деятельность, коренным образом изменив жизнь общества.
Взрывообразно растет количество компьютеров и мобильных телефонов в мире, этот процесс напоминает цепную реакцию. При этом и компьютеры, и телефоны становятся принципиально важными как платформы доступа к журналистскому контенту, как точки доступа к современной медиасистеме. В результате, ее специфика сегодня выражается в двух моментах:
· Аналоговые СМИ – как более дешевые и не требующие специального образования – становятся ближе к массовой аудитории;
· Цифровые СМИ – в силу их включенности в стиль жизни более образованной, креативной аудитории – превращаются в атрибут жизни интеллектуальной/элитарной части общества.
Тем самым происходит становление нового класса – интеллектуального класса, который является более свободным информационно. В уже упомянутой здесь книге А.Бард и Я.Зодерквист «Нетократия»[501], излагается спорная, однако очень яркая теория о становлении нового нетократического общества, в котором власть перейдет к новому господствующему классу – нетократии. Новый порабощенный класс, будет занимать в этом обществе позицию, принадлежавшую при капитализме пролетариату. Пролетариат в информационном обществе предназначен для потребления и становится комсьютариатом.
Культурный разрыв между нетократией и низшим классом будет стремительно увеличиваться. Развитие медиаиндустрии приобретет совершенно новый поворот: начнется процесс маргинализации СМИ. Новая элита не будет интересоваться телевидением, занятая построением сетевых сообществ с помощью новейших интерактивных средств коммуникации. Телевидение будет продолжать выполнение функций «опиума для народа», в основном его задача (впрочем, как и остальных традиционных СМИ, оставленных в прошлом технологиями, будет состоять в обеспечении новых интерактивных СМИ, «подобно тому, как роман дает сюжет для кинофильма, который в свою очередь обеспечивает содержанием телевидение».
Авторы считают характерным признаком перехода от капитализма к информационному обществу общую медиализацию, то есть процесс, при котором средства массовой информации начинают жить своей жизнью, в основном в результате роста рекламной индустрии, перестав быть инструментом буржуазных институтов, предназначенных для передачи сообщений народу в такой форме, которая не предусматривала их обсуждения.
Эти процессы, по мнению авторов, в том числе приведут к денационализации информационного общества - ускоренному разрушению национального государства. СМИ будут формировать основание для новой властной структуры и приобретать характеристики парадигмы информационного общества и его правящего класса – нетократии.