СМИ в условиях глобализации: особенности деятельности

Наиболее отчетливо проявившейся в последнее время чертой современных СМИ следует считать их включенность не просто в процессы массовой коммуникации, но в процессы глобальной коммуникации. Глобальная коммуникация – явление, которое неразравно связано с глобализацией. По мнению Энтони Гидденса, именно форсированное развитие систем коммуникаций, произошедшее в конце 1960-х гг., стало одним из наиболее влиятельных факторов распространения глобализации (Гидденс, 2004). Предпосылки становления глобальной коммуникации можно четко проследить исторически.

Уже в 19-ом веке художник-портретист из Массачусетса Сэмюэл Морзе передал по электрическому телеграфу первое сообщение: «Что сотворил Господь?» Это означало изменение принципа доставки сообщения – человеческий фактор уступил место технологическому. Но настоящим показателем глобализации СМИ стало появление в том же 19-ом веке первого информагентства. Йозеф Йозефат, он же барон фон Рейтер, в 1851 году первым придумал передавать биржевые новости по телеграфу из Парижа в Лондон. Кабель был уже проложен по дну Ла-Манша, но только Рейтер догадался продавать строгим мужчинам в шелковых цилиндрах парижские котировки. Телеграф распространялся по Европе, и агентство Рейтера тоже росло, передавая биржевые сводки из главных европейских столиц, а также крупнейших центров торговли Британской империи. Девизом Юлиуса Рейтера практически с самого начала деятельности агентства стал призыв: «Следуй за кабелем». Под этим он подразумевал следование прогрессу телеграфа, телеграфной сети как основе информационной инфраструктуры современного ему капиталистического общества. Фактически в СМИ Рейтер стал первым медиапредпринимателем, который осознал, что без глобальных сетей масс-медиа и журналистика существовать не смогут.

В 20-ом веке, а именно в 1969 году, был впервые запущен коммерческий спутник. Так связь между противоположными точками земного шара стала мгновенной. Затем ускорилось и развитие других видов электронной связи, все более интегрированной со спутниковыми системами. До конца 1950-х гг. кабельной телефонной связи через Атлантический и Тихий океаны не существовало вообще. Первые кабели могли передавать не более ста разговоров одновременно. Однако уже в 1960-е гг. СМИ осознали важность глобальной информационной инфраструктуры для глобализировавшей экономики и мира, и уже упоминавшееся агентство Рейтер перенесло основную сферу своей деятельности из обслуживания СМИ на обслуживание банков и бирж.

В 1968 году появляется сеть ARPANET как прообраз интернета и системы глобальной биржы. В 1973 изобретается персональный компьютер и универсальные коды UPC-A и EAN-13 как основа будущего глобального каталога товаров и людей, трансформирующего субъект в объект. В 1999 году, примерно через 150 лет после того, как Морзе изобрел систему точек и тире, была создана система, основанная на спутниковых технологиях, с помощью которой можно было мгновенно установить местонахождение любого судна, терпящего крушение. Глобализирующийся мир обусловил и становление особого типа общества – информационного. Большинство авторов считают, что основной чертой информационного общества становится его глобальность, выход за рамки национального государства. Такие факторы, как вовлеченность в общество широкого использования цифровых ИКТ, сосредоточение персональных точек соприкосновения с инфокоммуникациями: телеработа, цифровой банк, обучение и использование масс-медиа делают ситуацию со СМИ еще более интересной.

Мы сталкиваемся с таким типом социальной системы, где важнейшим принципом коммуникации и взаимодействия различных институтов, стуктур и людей становится сетевой принцип. Он во все возрастающей степени определяет взаимоотношения в экономике – на уровне отдельной фирмы или корпорации, между поставщиками и производителями, в сфере распространения. Он трансформирует социальные структуры, заменяя в их организации вертикаль горизонталью. Сети связывают между собой людей, государства и институты, преобразуя иерархические отношения между ними и перенося акцент с традиционного управления на развитие горизонтального взаимодействия ячеек. В конечном итоге, появление «нового общества», которое не все авторы готовы называть информационным, правда, признавая при этом его отличие от прежних структур, «возникает благодаря развертыванию сетей (обеспечиваемых ИКТ), причем приоритетное значение в нем приобретают информационные потоки» (Уэбстер, 2004: 133).

Особенность сетевого общества – в его территориальной и временной безграничности, поскольку благодаря ИКТ стираются границы между странами, снимаются ограничения в коммуникации между людьми, живущими в разных странах. Сетевое (информационное) общество в значительно степени меняет принципы общественного устройства, поскольку ослабляет и «вертикаль власти», и переносит акцент в системе массовой коммуникации на тех, кто в прежних общественных системах был только пассивным элементом, пассивным потребителем информации.

Если мы проследим историю общественного устройства, то увидим, как одна доминирующая социально-экономическая парадигма сменяет другую. Такая парадигма, как феодализм, конструировалась за счет института монархии и церкви. Совершенно иная парадигма – капитализм – основывалась на рыночной системе, интегрировавшей торговлю, банки и фондовые рынки. Во взаимодействии с ними существует и другой влиятельный кластер капитализма, представленный аппаратом государственной власти, которая в свою очередь формируется за счет выборной демократии. Однако она в свою очередь, в условиях все большей медиатизации политического процесс, начинает напоминать «вертикально выстроенную» систему: политики и старые СМИ только навязывают аудитории свое опциональные решения, тогда как аудитория, представляющая собой электорат, устав от политической демагогии, принимает то или иное решение, даже не рефлексируя по принципиальным вопросам. Традиционная демократия принимает форму борьбы политических имидж-мейкеров, распространяющих свои имидж-конструкции благодаря массовым СМИ.

Анализ современного общества заставляет отказаться от его описания с позиций капитализма. Обладание властью в создающемся сегодня обществе будущего, скорее всего, будет представлять собой сосредоточение всех мировых сетевых ресурсов в неком едином узле. Возникает вопрос: в чьих руках находится этот узел?

По мнению авторов А. Барда и Я. Зодеркиста, новую правящую элиту в информационном обществе следует охарактеризовать как сообщество нетократов (Бард; Зодерквист, 2004). Нетократы – это те, кто вовремя понял эффективность сетевых технологий и научился грамотно ими управлять. Любопытна референция исследователей к печальным событиям 11 сентября 2001 года. Атаковавшие ВТЦ террористы были хорошо образованы и прекрасно осведомлены о том, как жить в сети. Даже свои билеты они забронировали он-лайн. Террористы обладали необходимыми финансовыми возможностями, но что еще более важно, навыками построения эффективных сетевых коммуникаций, необходимых для реализации своих планов. Эти навыки позволили им обойти спецслужбы сильнейшего государства мира, что в очередной раз ставит вопрос о том, кто теряет или приобретает власть в результате трансформации социоэкологической системы.

Мы видим, что прогресс ИКТ приводит не только к изменению форм социальной коммуникации, стимулированию глобализации, но и к уменьшению влияния национального государства и его основных институтов. Расммотрим это на примере развития СМИ России и вхождения их в глобализирующееся мировое информационное пространство.

Наши рекомендации