Профильные технологии: для кого писать?
Информация, связанная с проявлениями терроризма, занимает все более значимое место в актуальной повестке дня самых разных СМИ. Однако характер подхода к отражению проблем, связанных с терроризмом и проявлениями экстремизма, - т.е. конкретная комбинация перечисленных выше технологий - зависит от типологических особенностей канала СМИ. Профильные – технологии особого рода: они аккумулируют возможности и ведут к созданию целостного продукта в расчете на определенную аудиторию. Эти технологии выстраиваются на основе анализа типологических характеристик, в число которых входят:
§ канал передачи информации: печать, радио, телевидение, интернет-СМИ, мобильные СМИ
§ периодичность: от нескольких раз в час для электронных СМИ до нескольких раз в год для печатных
§ характер аудитории: массовая, целевая
§ тематика: универсальная, специализированная
§ целевое назначение: информационное, аналитическое, развлекательное, научное и т.п.
- география распространения: от международных до местных СМИ
Учитывая с эти характеристики, каждое СМИ выстраивает, ориентируясь на свою аудиторию, собственную концепцию антитеррора. Концепция определяет как общее направление информационной политики, так и собственно формат: это относительно новое в практике понятие подразумевает некий алгоритм, обобщенное свойство журналистских материалов, адресуемых аудитории конкретного СМИ. Формат – своеобразный культурный код, соединяющий журналиста и аудиторию, присутствующий в содержании, позиции, стиле, жанровых предпочтениях, дизайне, заголовках и многих других «мелочах», не поддающихся точной идентификации, но в совокупности создающих ауру доверия. Если не удается найти «свой формат», правильные технологические расчеты могут оказаться малоэффективными. Профильные технологии просчитываются на этапе разработки концепции СМИ, но окончательно складываются в течение некоторого времени, при этом важны обратные связи с аудиторией, изучение
ее потребностей и запросов (для чего существуют самостоятельные технологии)[475]. Антитеррористическая деятельность – не исключение в поиске адекватных «своих форматов». Каждому отдельно взятому СМИ необходимо сформировать собственный профиль, найти свой ракурс видения проблем, связанных с терроризмом.
Для качественной российской прессы, рассчитанной на более образованную и активную часть аудитории, характерно отделение новости от комментария, достаточно глубокий анализ в первую очередь политических аспектов этой проблемы. Они предлагают не только анализ, но и оценку, а часто и расследование явлений, связанных с терроризмом. Главным методом раскрытия этой проблематики является анализ, широко привлекаются эксперты и специалисты в этой области. Для качественных СМИ характерна большая сбалансированность подхода и объективность в освещении событий. Газеты чётко различают материалы информационные и аналитические.
Массовые издания предпочитают информационное освещение этих проблем. Они более оперативно и динамично откликаются на чрезвычайные ситуации, отслеживают все действия властей, связанные с антитеррористической деятельностью. Однако многие издания страдают пристрастием к сенсационности, к смакованию трагических подробностей терактов и пр. Провоцирующие заголовки, субъективность оценок, непроверенные факты –зачастую снижают качество антитеррористической проблематики в освещении массовых изданий и становятся поводом для справедливой критики. В целом же следует отметить, что ни газетной, ни журнальной периодике пока еще не удается найти оптимальные подходы: подтексты – политический интерес, коммерческая выгода – часто стирают грани между изданиями и заставляют совершать одни и те же просчеты. Однако у печатной прессы в целом есть немалые типологические ресурсы, прежде всего аналитический потенциал – и она начинает его использовать все более эффективно.
Электронные СМИ имеют в глазах современной аудитории ряд преимуществ перед печатными СМИ. В первую очередь это оперативность. Газеты не выдерживают конкуренции (и не стремятся к этому) в оперативном информировании не только с Интернетом, но даже с телевидением и радио. Беспрецедентное превосходство телевидения над другими СМИ состоит в возможности визуализации событий, в способности предоставить «живую картинку» происходящего. В дни масштабных террористических атак вся потенциальная аудитория буквально прирастает к экранам, в это время у ТВ практически нет конкурентов. Это понимают и сами террористы. Исключительные возможности электронных медиа концентрируют все наиболее острые проблемы журналистского противодействия терроризму. Это приводит к тому, что в центре профессиональных дискуссий, по большей части чрезмерно эмоциональных, оказывается круг критически важных, экзистенциальных для всего общества проблем – эти проблемы и в данном курсе рассматриваются как первостепенные для СМИ. Однако целый ряд других системных противоречий оказываются отодвинутыми на второй план; такая ситуация не способствует накапливанию профессионального опыта и развитию технологий, фактически создаются условия для работы в мобилизационном режиме.
Интернет-СМИ, кроме основных возможностей, присущих СМИ в целом, обладают также специфическими характеристиками. В первую очередь их отличает наличие гипертекста, мультимедийность и интерактивность. Гипертекст позволяет размещать на страницах СМИ в Интернете гораздо больший объем информации, чем, скажем, в печатном варианте. Это позволяет в дополнение к основному материалу прилагать большое количество справочной информации, а также ссылки на те источники, которые имеют отношение к данной теме. Кроме того, возможности Интернета позволяют давать новость в развитии, к примеру, в течение нескольких часов отслеживая событие, оперативно дополнять и корректировать информацию о нем. Технологии мультимедиа (текст, звук, изображение, анимация и т.п.) открывают принципиально новое коммуникативное пространство, и пока только предстоит его массовое профессиональное освоение в антитеррористическом контексте.
Интерактивность Интернет-СМИ дает возможность не только для постоянной обратной связи, но и для участия самих пользователей в процессе создания информации (блоги)