Контентообразующие технологии: о чем писать?
Как уже не раз говорилось, противодействие терроризму – это не только сообщения о терактах. Освещение и анализ в СМИ проблем, связанных с терроризмом, и борьбы с ним сопряжена с многогранностью этой угрозы, с различными и противоречивыми порождающими причинами и последствиями, с выработкой стратегий и тактик антитеррора. Концептуализация контента - важнейшая профессиональная задача журналистики.
Среди причин и факторов современной террористической активности в России исследователями в первую очередь выявляются:[468]
§ Противоречия экономического характера, связанные с несоответствием результатов экономических реформ 90-х с ожиданиями общества
§ Социальные противоречия, связанные с расколом общества на группы с различным экономическим положением, а также с разрушением сложившейся и отсутствием эффективной системы социальных гарантий жизни населения.
§ Противоречия в политических отношениях, в том числе, вытекающие из продолжающегося процесса политического размежевания в обществе
§ Противоречия, связанные с углублением национальных и иных конфликтов
§ Противоречия в духовной и религиозной сферах
§ Проблемы, связанные с развитием информационных технологий, расширяющих возможности пропаганды идей терроризма, а также с цифровым неравенством.
Важной информацией для понимания проблематики терроризма является знание его основных разновидностей. В отечественной и зарубежной литературе выделяются следующие виды:
§ Государственный терроризм, опирающийся на мощь государственных институтов и репрессий, характерен, как правило, для стран с авторитарным режимом правления. В зависимости от объектов воздействия он имеет внешнюю направленность, включающую осуществление государством насилия в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств и внутреннюю направленность, состоящую в применении насилия к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти.
§ Международный терроризм, затрагивающий в той или иной степени международные отношения, осуществляется на территории нескольких государств.
§ Политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, должностных лиц и отдельных граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и разжигание национальной и социальной вражды.
§ Экономический экстремизм направлен на устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов.
§ Экстремизм в области культуры, ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры граждан.
§ Экстремизм в области экологических отношений - выступает против эффективной государственной природоохранительной политики, научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.[469]
Таким образом, основные проблемно-тематические направления, связанные с терроризмом, отражают политические, социальные и духовно-религиозные процессы, актуальные в обществе. Эти направления сопоставимы с исследовательскими подходами к построению оптимальных гуманитарных моделей, направленных на противодействие терроризму, – с одной стороны. С другой стороны, в журналистской теории и практике сложились предметно-тематические специализации, для которых характерны особые коммуникативные тактики. Имеющиеся в учебной литературе материалы[470], технологии журналистского освоения различных сфер и сегментов общественной жизни открывают большие возможности для более широкого взгляда на проблематику терроризма, для выявления новых тем, героев и т.д.
Остановимся на политических, социальных, религиозных ракурсах освещения терроризма (этот ряд может быть продолжен: экономические, духовные, культурные, гендерные , возрастные проблемы).
Терроризм имеет ярко выраженный политический аспект, по сути - это метод политической борьбы. Поэтому приосвещении этого явления представляется наиболее важным анализ политических механизмов,политической мотивации террористической деятельности, использования ее в определенных политических целях. В то же время, нужно писать об эффективных формах противодействия терроризму на политическом уровне, о принятии политических решений и проведении социальных программ, направленных на устранение перекосов во внешней и внутренней политике, экономике, социальных и межнациональных отношениях. Необходимость таких решений должны быть постоянной темой анализа в СМИ.
Терроризм – форма не только политического, но и социального протеста, имеющего конкретные социальные причины: бедность, тяжелые условия жизни, недостаточно высокий уровень образования, информационное неравенство, гендерные противоречия и пр. В каких слоях общества предрасположены к террористической деятельности, в каких этнонациональных или профессиональных группах – все это должно быть темами для освещения в СМИ. Одной из актуальных в этом контексте являются проблемы, недооценка которых может способствовать созданию напряженности в обществе – это проблемы, связанные с миграцией. С точки зрения противодействия терроризму, важно больше писать о мерах, которые предпринимаются (или должны быть предприняты) для создания благоприятного социального климата, в том числе для мигрантов и переселенцев.
Национальные и религиозные аспекты терроризма являются, вероятно, наиболее непростыми темами для освещения. Стремление свести терроризм к борьбе двух религий – одна из главных ошибок, которую часто совершают журналисты. Однако болезненность этих тем не означает, что их не следует затрагивать. Говорить о таких явлениях, как националистический терроризм и религиозный экстремизм, необходимо, но при этом максимально компетентно и соблюдая правила политкорректности. На этом мы остановимся особо, когда будем говорить о языке вражды.
Важно понимать, что артикуляция проблем, связанных с терроризмом, в разных аспектах – политических, социальных, культурно-религиозных - необходима постоянно, а не только во время атак или усиления угрозы. Концептуализация этих проблем дает возможность рассматривать терроризм со всех сторон. Это важно в качестве информационной профилактики террористической угрозы.
Жанровые технологии: как писать?
Другой ряд технологических возможностей связан с различными формами журналистских текстов, точнее, с разнообразием конкретных ситуаций и задач, которые можно решать, используя жанровые технологии. Сообщения о новостях, воспроизводство развивающихся процессов, сопоставление мнений, комментарии и развернутый анализ, расследования – все это открывает большие возможности для всестороннего и глубокого освещения актуальной проблематики. Эффективное использование современных информационных технологий предполагает понимание основных принципов организации журналистского текста, четкое представление о системе жанров и возможностях каждого из них. Существующие в современной журналистике жанры условно можно разделить на новостные/информационные, аналитические и публицистические.
Оперативные технологии, связанные с освещением чрезвычайных ситуаций, предполагают использование столь же оперативных жанров, среди которых в первую очередь надо назвать информационную заметку, информационную корреспонденцию и репортаж. Предметом отображения информационных жанров является конкретное событие.
Основные требования к информационной заметке можно кратко сформулировать в следующих определениях: оперативность, актуальность, точность, краткость и ясность изложения. Современная формула новостного текста - ответы на 6 вопросов: Что? Где? Когда? Кто? Почему? и Как?/Какимобразом? Онапозволяет четко и лаконично передать информацию, что особенно важно для оперативности освещения чрезвычайных ситуаций.
Последовательность предъявления фактов может варьироваться в зависимости от ситуации и от того, на что следует сделать акцент: на место события, время или его участников. Для современной журналистики характерно использование принципа «перевернутой пирамиды», в соответствии с которым вначале дается главная информация, а затем идут второстепенные факты и детали. Это позволяет при освещении теракта и хода контртеррористической операции выдвинуть суть события вперед, дав возможность читателю получить основную информацию уже из первого абзаца. Первый абзац или фраза текста, построенного по такому принципу, называется лидом (от англ. Lead). Он должен отвечать по крайней мере на 3 основных вопроса: Что? Где? и Когда?
Обычно при освещении теракта журналист использует «жесткую» форму информационной заметки, в которой в первую очередь отвечает на вопросы когда и где прогремел взрыв, затем сообщает информацию о наличии и количестве жертв, а также детали и подробности того, как проходила операция по ликвидации последствий. В информационной заметке обязательно наличие ссылок на источники, из которых получена информация. Вот вполне классический образец такой информационной заметки:
Сегодня утром неподалеку от международного аэропорта Дамаска прогремел взрыв: террористы поставили заминированный автомобиль возле центра по безопасности, расположенного на ведущей в аэропорт трассе. Жертвами прогремевшего взрыва стали семнадцать человек, свыше сорока получили ранения.
В настоящее время район взрыва оцеплен полицией в радиусе двух километров, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Сирийское государственное телевидение. По оценкам специалистов, в машине находилось 200 килограммов взрывчатки.
Как отмечают некоторые арабские телеканалы, целью нападения террористов был сам центр по безопасности, отвечающий за работу по борьбе с терроризмом и следящий за ситуацией в Ираке».[471]
Форма расширенной информационной заметки позволяет дать больше деталей и подробностей события, а также предложить, например, версии причин произошедшего. Жанром близким к заметке является корреспонденция, которая также сообщает о событии, ограниченном местом и временем. Но, кроме того, корреспонденция выявляет связь этого события с другими фактами и дает им некоторую оценку.
Репортаж - особыйжанр. Его главная задача – информирование с места события, создающее эффект присутствия. Дать наглядное представление, оживить события, показать лица, детали, воспроизвести целостные фрагменты ситуации, включить диалоги действующих лиц – все это дает возможность драматизировать события, показать их изнутри и достигнуть исключительный эмоциональный эффект . Иными словами, если задача информационной заметки рассказать, что произошло, то задача репортажа показать, как это происходило. Вот пример репортажа, в котором журналист позволяет читателю как бы «увидеть» событие глазами автора:
«Едва наш Ми-8 приземляется на окраине селения Старые Атаги, как до нас доносится приглушенный расстоянием треск автоматных и пулеметных очередей.
- В одном из домов, - объясняет встречающий нас офицер, - идет бой. Берем еще одну группу боевиков.
Старые Атаги - крупное селение у самых отрогов Аргунского ущелья. В последнее время оно стало привычным убежищем для бандитов. Уже неделя, как в селении проводится масштабная операция. На прежние массовые "зачистки" она не похожа. Бойцы дислоцированного здесь полка особого назначения внутренних войск уже не рассыпаются по всем кварталам населенного пункта, не проводят никаких облав. Используя данные спецслужб, оперативные группы блокируют конкретные дома, в которых могут находиться террористы.
Участник двух ожесточенных боев, с которым я беседую, - офицер контрразведки. На оперативные задания он ходит в маске - в лицо его не должен знать никто.
- Одна группа боевиков, - рассказывает он, - располагалась в пустующем доме. Как только мы оцепили усадьбу, из всех окон открылся шквальный огонь. Пришлось вести осаду по всем правилам. Бой длился около 6 часов. Огнем крупнокалиберных пулеметов и гранатометов пришлось разнести строение в пух и прах. Несколько трупов бандитов извлекли из-под обломков дома, сколько их еще осталось под руинами, не знаю. Кстати, где-то там, под обломками, и труп одного из лидеров сепаратистов "бригадного генерала" Хизира Хачукаева.
Другой очаг сопротивления был сломлен в районе местной школы. Но здесь небольшой части боевиков под покровом ночи удалось бежать. Поэтому спецоперация продолжается»[472]
Жанр репортажа в последние годы используется в печатных СМИ не так часто, как хотелось бы. В газетно-журнальной периодике появились «специальные репортажи»: развернутое повествование воспроизводит неповторимую атмосферу какой-либо местности, погружает в повседневность без особых событий, показывает быт и нравы, раскрывая тем самым обстоятельства, в которых могут зарождаться потенциально опасные процессы – такая информация, как правило, не попадает в информационные сообщения: многое, что могло бы пролить свет на истоки событий, остается скрытым для публичного обсуждения. Эти уточнения важны, так как печатная пресса не может конкурировать с телевидением в оперативном освещении, в классическом событийном репортаже, однако у нее есть свои преимущества. Ресурсы этого жанра в газетно-журнальной журналистике далеко не исчерпаны.
Интервью – один из наиболее популярных в современной журналистике жанров, который, по сути фиксирует собой реальный процесс интервьирования, и строится, как правило, в форме вопрос-ответ. Форма интервью позволяет передать точную информацию из уст участника события или дать точное представление о мнении эксперта. Диалоговые, интерактивные формы очень популярны в современной журналистике, технологические возможности здесь практически безграничны – от первых лиц государства до человека с улицы, включая обсуждения на форумах. При этом интервью остается наиболее «спорной территорией» с точки зрения этики использования источника. Главное «табу» - недопустимость прямого эфира для террористов.
Жанр комментария позволяет журналисту не столько сообщить о событии, сколько прокомментировать факты, события с определенной точки зрения, выразить собственную позицию журналиста о нем, представить различные позиции. Комментарий - один из немногих жанров в журналистике, в котором не только допустимо, но и необходимо предъявление субъективной позиции. Разумеется, следует соблюдать осторожность в трактовке фактов, чтобы не допускать их искажения.
Близким к комментарию является версия – жанр, который базируется на противоречивых или неполных доказательствах, на различных мнениях экспертов, а также на предположениях самого автора. Большинство чрезвычайных ситуаций происходит именно в условиях, когда не возможно в короткие сроки представить полную картину и причины произошедшего. Однако в период проведения контртеррористической операции использование жанров версии, комментария требует большой осторожности. Недопустимо высказывать позиции, подрывающие авторитет силовых структур, рассматривать политические требования террористов, искать оправдания их действиям. Сомнения следует выражать после завершения операции.
Цель публикации версии – познакомить аудиторию с промежуточными результатами анализа события, представить авторское толкование произошедшего. К примеру, журналист анализирует обстоятельства взрыва вертолета в воздухе. Сведения с места катастрофы - самые разноречивые. Эксперты, исследовавшие обшивку вертолета, не исключают, что взрыв произошел снаружи летательного аппарата, что указывает на ракетный удар с земли. Однако представители власти придерживаются мнения, что причины катастрофы пока неизвестны, и утверждать, что произошел теракт, нельзя. Выяснению причин случившегося поможет расшифровка бортовых самописцев - "черных ящиков", найденных на месте падения. В такой ситуации именно жанр версии позволяет высказать предположения. Однако при формулировании версии журналист должен обязательно опираться только на те факты, которые получены из авторитетных источников и имеют непосредственное отношение к событию.
«Развитие версии в верном направлении происходит тогда, когда, автор ищет ее дальнейшие основания среди фактов, которые «укладываются» в канву реальной (т.е. имеющей под собой материальную основу) причинно-следственной связи
Развитие версии в неверном направлении происходит в том случае, когда автор ставит целью отстаивать свое предположение во что бы то ни стало, не обращая внимания на всю зыбкость его обоснования»[473].
Журналистское расследование, на первый взгляд, жанр - близкий как к версии, так и к некоторым другим жанрам. Однако расследование все же особенный жанр, в котором предметом исследования является не столько событие, сколько явление – явление актуальное, масштабное, носящее негативный характер. Цель расследования заключается в том, чтобы определить «корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат»[474].
Спецкор «Известий», сопоставив факты, известные об обстоятельствах взрыва в автобусе в г. Тольятти в октябре 2007 года, провел собственное расследование. Главный подозреваемый, бывший студент социально-педагогического колледжа, смастерил свою бомбу по рецепту, взятому из Интернета. Он поддерживал связи с единомышленниками через Интернет, в том числе через ряд сайтов, на которых размещены инструкции по изготовлению взрывчатки. Журналист, изучив сайты, на которых размещалась информация об изготовлении взрывных устройств, в том числе литература, советы, переписка, постарался проникнуть в мотивацию людей, использующих такие источники, ответить на вопрос, почему подобное случается все чаще.
«Почему?» - основной вопрос, ответ на который ищет журналист в ходе расследования. Вероятно, расследование - это наиболее значимый жанр с точки зрения поиска и осмысления причин терроризма. Работа по расследованию причин конкретных терактов и причин терроризма в целом предполагает высокую долю риска и максимальной степени ответственности. С точки зрения гражданского общества важно также использование этого жанра в расследовании ошибок и просчетов со стороны спецслужб и правоохранительных органов в ходе контртеррористических операций. «Собственное расследование» - излюбленный жанр многих СМИ.
Такие жанры, как версия, расследование молоды; они появились и развились вместе с кардинальной перестройкой общественных отношений, стали популярны, порой создают условия для безответственных и опасных действий некоторых журналистов. Но не следует пренебрегать и классическими жанрами, например, статьей. Аналитическая статья всегда обращена к актуальным проблемам, ее автор стремится выявить причины ситуации или явления, оценить их, определить тенденции развития. Одна из задач аналитической статьи – в результате анализа сформулировать эффективные пути и практические способы решения этих проблем, дать конструктивные предложения. Анализ политических, экономических, социальных причин и следствий терроризма как явления – вот главная задача статьи в данном контексте. Эффективным жанром также является полемическая статья. Поводом для нее может послужить выступление или публикация, вызвавшее какие-то разногласия. Полемическая статья позволяет не просто дать ответ оппоненту или опровергнуть его позицию, но и предъявить разные точки зрения на проблему терроризма. В последние годы предметом такой полемики все чаще становятся действия власти в контексте террористической угрозы, ограничения свобод и пр.
Предложенный здесь краткий обзор жанров и их возможностей, разумеется, не дает полной картины современной журналистики. Выбор жанра зависит в первую очередь от ситуации и конкретной задачи, которую ставит перед собой журналист. Каждый жанр предлагает разные возможности. Например, структура новости оптимальна для кратких сообщений в условиях оперативного информирования; репортаж показывает картину события и подразумевает присутствие журналиста на месте, интервью дает возможность в максимально точной форме передать мнение эксперта или узнать, что произошло, прямо из уст участника события. Отсутствие в жанровой палитре публицистических жанров, к примеру, таких, как очерк, обедняет подход к освещению этой темы, делая его схоластичным. Преобладание информационных жанров и недостаточное использование аналитических не создаст условий, необходимых для глубокого анализа, а, стало быть, для понимания причин и способов противодействия такому глобальному явлению, как терроризм. Использование возможностей всех современных жанров, а также жанровый баланс новостной, аналитической, расследовательской журналистики и публицистики позволит достичь максимального эффекта при освещении антитеррористической деятельности.
При этом оптимальность жанровых сочетаний определяется в соответствии с типом СМИ, особенностями канала передачи информации.