Целевые задачи и технологические возможности

Терроризм, признанный мировым сообществом одной из самых серьезных угроз безопасности и всему сложившемуся миропорядку, становится ведущей темой СМИ. Называя его «не имеющим оправданий преступлением», выражая серьезную озабоченность возрастающей угрозой доступа террористов к ядерному и другому оружию массового поражения, возможностью использования террористами новейших технологий, коммуникаций и ресурсов, финансированием их деятельности, указывая на неурегулированные конфликты, социальную необустроенность и отсутствие взаимопонимания как питательную среду терроризма, Совет Безопасности ООН призвал к «всеобъемлющему подходу» в противодействии терроризму. Российский закон в качестве основного принципа антитеррора называет «системность и комплексное использование» политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер. Другими словами, к проблеме терроризма нужно подходить комплексно, освещая ее постоянно, всесторонне и планомерно. Концепция антитеррора включает все элементы функционирования СМИ, а профессиональная деятельность журналиста – весь технологический комплекс.

Однако, если обратиться к практике СМИ, представление о терроризме вызывает вполне определенные ассоциации:

«ТЕРРОРИСТЫ. Теракт. Требования. Угрозы. Выстрелы. Жертвы.
Эти жесткие слова чуть ли не ежедневно по многу раз звучат в теле- и радиопередачах, бьют по глазам с первых полос газет. Их иллюстрируют испуганные глаза заложников, вальяжные позы и презрительные усмешки главарей террористов, растерянные лица представителей власти.

Содержание текстов, фото- и видеоматериалов одних будоражит, других угнетает. Но в любом случае подобная информация держит общество в напряжении, порождает страх. После совершения террористической акции ситуация развивается как в калейдоскопе, информация устаревает в считанные мгновения. От ее грамотного распространения во многом зависит благополучное или трагическое завершение инцидента. Без преувеличения - информация может быть более грозным средством, чем оружие в руках исполнителей террористической акции или противостоящих им спецподразделений.

Когда речь идет о захвате заложников, на первый план выходит треугольник: террористы, жертвы теракта, властные структуры. Это участники непосредственного противоборства. Но есть еще средства массовой информации (СМИ), которые, как правило, появляются спустя короткое время после начала инцидента и сопровождают его до самого финала. Очень часто журналисты становятся непосредственными участниками конфликта.»[461]

На одной из конференций, посвященных проблемам терроризма и СМИ, президент Международной Академии радио и телевидения Анатолий Лысенко сказал: "Мы поняли, что для журналистов это та тема, к которой они пока не готовы в полной мере. А если учесть, что терроризм весьма заинтересован в прессе, то наша задача напомнить коллегам, что у нас, как и у врачей, всегда должно срабатывать внутреннее чувство "не навреди".[462]

СМИ распространяют на весь мир не только информацию о конкретных событиях, но также формируют в общественном сознании представление о сущности, природе и реальной опасности терроризма, его истоках, стратегиях противодействия. Поскольку терроризм – чрезвычайно сложная, глобальная, многокомпонентная проблема, то вопрос о профессиональной творческой деятельности не может быть ограничен какой-либо одной, даже и самой актуальной стороной, например, правилами освещения террористического акта, или проблемой достоверности информации, или этическими коллизиями в процессе взаимодействия с «живыми» источниками - жертвами атаки. Однако на практике мы пока не видим целостных концепций антитеррористической деятельности: каждая новая террористическая атака актуализирует те или иные вопросы, разгораются жаркие дискуссии. При этом трагедии нередко остаются «информационным поводом»; появляются другие поводы – и многие вопросы остаются без ответа, остаются вне зоны общественного внимания.

Однако острота проблемы требует более конструктивного подхода. Для этого сегодня есть все предпосылки:

  • во-первых, терроризм получил правовую оценку на самом высоком уровне; разработаны нормы международного права; в российском законодательстве имеются все необходимые документы, созданы организационные основы и сформированы органы противодействия терроризму, определены принципы их взаимодействия со всеми общественными институтами, включая средства массовой информации, указаны направления антитеррористической деятельности;
  • во-вторых, науки о журналистике достигли такого уровня, когда их ресурсы могут использоваться для разработки конкретных технологий: описаны общие профессиональные стандарты поиска информации, разработана типологическая теория СМИ, создана жанровая концепция, выделены основные проблемно-тематические линии и определены их основные коммуникативные стратегии; правовые нормы и этические регуляторы журналистики также активно обсуждаются в научной литературе. Журналистская практика, в свою очередь, поставляет достаточный материал для анализа и поиска решений.

Таким образом, на данном этапе главная задача состоит в том, чтобы сформулировать общую концепцию антитеррора в СМИ применительно к профессиональной деятельности журналиста и на ее основе открыть технологические возможности: «наложить» накопленное научное знание о журналистике на представление о терроризме как многофакторном явлении. Именно поэтому речь должна идти о различных сторонах журналистской деятельности, о разных журналистских технологиях, способных в комплексном использовании сделать участие СМИ в антитеррористической деятельности более эффективным.

Технология, как известно, означает набор и порядок определенных действий, ведущих к заданному результату. Такой порядок складывается на основе анализа позитивного опыта и является его обобщением. Возможен и другой подход: технологические рекомендации моделируются на основе научного анализа исходной информации; такой подход актуален, когда значительного практического опыта еще нет, а «подсказки» нужны – тогда гипотетические модели обкатываются на практике. Цель данной работы – обозначить основные технологические направления в деятельности СМИ, задачи и возможности каждого из них; в дальнейшем эти технологии нуждаются в более детальном разработке, масштабном анализе и систематизации материалов практики, результатом которых станут конкретные технологические рекомендации.

Все базовые технологии, существующие в журналистской практике, применимы при освещении антитеррористической деятельности, однако особые условия и высокая степень ответственности журналиста требует корректировки в использовании этих технологий. Технологии – это составляющие антитеррористической деятельности СМИ:

· оперативные технологии

· организационно-проектные технологии

· контентообразующие технологии

· жанровые технологии

· профильные технологии

· этические технологии

Приступая к характеристике направлений, следует отметить: в первую очередь для журналиста, пишущего о проблемах терроризма, важно полное и четкое понимание объема и содержания основных понятий - терроризм, террористическая деятельность и террористический акт, а также понятий, определяющих борьбу с терроризмом - противодействие терроризму, профилактика терроризма, контртеррористическая деятельность, контртеррористичекая операция. Несмотря на то, что российское законодательство ясно определяет границы этих понятий, в политическом и общественном обиходе до сих пор существуют разночтения – журналисту необходимо опираться на юридические документы, как российские, так и международные.

Так, в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму»[463] от 6 марта 2006г. терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. В понятие террористический акт входит совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Террористическая деятельность помимо прямой организации, планирования, подготовки, финансирования, реализации террористического акта и ряда других действий включает в себя также:

§ подстрекательство к террористическому акту;

§ информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

§ пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Меры по противодействию терроризму со стороны органов власти складываются из непосредственной борьбы с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта, минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма) и профилактики терроризма (предупреждение, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов).

Наши рекомендации