Тема 3. Психологическая саморегуляция деятельности по окончании переговоров.
Рефлексивный анализ результатов переговорного процесса. Критерии достижения цели. Расширение индивидуального арсенала средств реализации переговорного процесса как процесса взаимного приближения к сформированному единому образу цели. Возможные направления обогащения/конкретизации личной позиции по результатам проведения переговоров и анализа завершенного переговорного процесса.
Особенности снятия психоэмоционального напряжения после проведения переговоров. Основные приемы, рекомендованные для восстановления эффективности деятельности переговорщика по завершении переговорного процесса. 1) «Передышка» (полное сосредоточение на ритме своего дыхания; цель – расслабление, отвлечение внимания). 2) «Простые утверждения» (повторение простых позитивных утверждений, характеризующих потребное состояние; цель – самовнушение отдыха, расслабления). 3) «Волшебное слово» (прерывание автоматического потока мыслей с помощью успокаивающего слова или фразы; цель – разрыв негативного шаблона, отвлечение внимания). 4) «Музыкальные отрывки» (прослушивание музыкальных отрывков успокаивающей направленности; цель – расслабление). 5) «Снятие напряжения в 12-ти точках» (снятие напряжение с основных групп мышц всего тела, цель – расслабление, формирование чувства отдыха). 6) «Разминка» (снятие напряжения в процессе специальным образом организованных физических упражнений; цель – мышечное расслабление). 7) «Вопросы к самому себе» (рациональное построение картины потребного будущего; цель – снятие напряжения и неуверенности). 8) «Отвлечение внимания» (концентрация внимания на нейтральном предметев соответствии с предложенным алгоритмом; цель – позитивное отвлечение, блокировка нежелательных мыслей). 9) «Самовосприятие» (составление списка собственных позитивных качеств; цель – повышение уверенности в себе, позитивное отвлечение).
Практическое задание:
1) Отработка конкретных приемов обогащения/конкретизации личной позиции по результатам проведения переговоров и анализа завершенного переговорного процесса.
2) Анализ возможностей для расширения индивидуального арсенала средств реализации переговорного процесса как процесса взаимного приближения к сформированному единому образу цели.
3) Тренировка каждого из предложенных способов снятия психоэмоционального напряжения после проведения переговоров. Определение индивидуально подходящего приема.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Психологическая саморегуляция деятельности участников переговорного процесса.
2. Построение мотивационных установок субъекта переговорного процесса.
3. Экстремальность в деятельности субъекта переговорного процесса.
4. Манипулятивные техники в переговорном процессе
Основная литература:
1. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 1997.
2. Никифоров Г.С. (ред.). Практикум по психологии здоровья. СПб: Питер, 2005. – 351 с.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2001.
4. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
5. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Издательство «Наука», 1992.
6. Шейнов В.П. «Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – Минск. Издательство «Харвест» Москва. «АСТ», 2000.
7. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000.
Лекция 13. Методы психологической поддержки при разрешении конфликтных ситуаций
Барабанщикова В.В.
Аннотация. В лекции анализируется понятие конфликта, основные причины его развития, виды и функции конфликтных ситуаций. Подробно рассматриваются возможные методы психологической поддержки как при разрешении конфликтных ситуаций, так и при предупреждении и профилактике конфликта.
Конспект лекций.
Тема 1. Конфликт: основные понятия и определения. Понятие конфликта. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный конфликты, конфликт между личностью и группой. Внутриличностный конфликт предполагает рост внутренней напряженности, связанный с борьбой разнонаправленных мотивов, потребностуй, интересов и т.п. Межличностный конфликт – столкновение мнений, позиций, потребности двух и более людей. Конфликт между личностью и группой строится на противопоставлении личности группе ввиду несоответствия и/или неприятия личность групповых норм, правил, культуры. Характеристики основных видов конфликтов, возникающих внутри спецподразделения:
1. конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей деятельности;
2. конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной деятельности;
3. конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной деятельности;
4. сугубо личные конфликты между сотрудниками, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.
Структура конфликта: предмет, стороны конфликта. Как диагностический инструмент структуры конфликта применяется методика «Картография конфликта», содержащая в качестве ключевых следующие вопросы:
1) В чем заключается конфликт?
2) Кто его главные участники?
3) Каковы потребности каждого участника конфликта?
4) Какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению конфликта?
5) Каковы преимущества предложенных решений с точки зрения удовлетворения подлинных нужд участников конфликта?
6) Каковы тревоги иопасения каждого участника конфликта? Какие страхи, опасения, заботы влияют на их поведение?
Возможные причины конфликта (объективные и субъективные): ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. Д.
Функции и последствия конфликта: позитивные и негативные. Динамика конфликтных ситуаций. Роль психолога при работе с конфликтами на каждом этапе его развития: типы профилактики конфликтных взаимодействий, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, медиация.
Практическое задание. Анализ потенциальных причин конфликтов с участием специалистов, работающих в особых условиях деятельности. Применение методики «Картография конфликта» к известным ситуациям конфликтных взаимодействий.
Тема 2. Особенности разрешения конфликтных ситуаций. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: конфронтация, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Избегание – это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает), само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Приспособление – стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то есть идет «капитуляция» другой стороне. Конфронтация - стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствия уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. При этом для стороны, демонстрирующей данное поведение, наибольший интерес представляет результат и совершенно не важно какими останутся у нее отношения с другими участниками конфликта. Компромисс - обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки, другими словами, из общего груза каждая сторона берет на себя часть меньше той, которую она определила для себя первоначально. Сотрудничество - в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем и, поэтому, является наиболее эффективным.
Достоинства и недостатки реализации стратегий поведения в конфликте. Роль активности личности в преодолении развивающегося конфликта. Анализ готовности участника конфликта к разрешению конфликтной ситуации. Составляющие готовности к разрешению конфликтных ситуаций:
§ Рефлексивный анализ собственных намерений.
§ Рефлексивный анализ причин развития конфликтной ситуации.
§ Рефлексивный анализ перспектив выхода из конфликтной ситуации.
§ Рефлексивный анализ собственного поведения в конфликтной ситуации.
§ Рефлексивный анализ поведения оппонента в конфликтной ситуации.
§ Рефлексивный анализ переживаемых эмоций в конфликтной ситуации.
§ Разработка альтернатив выхода из конфликта.
§ Расширение кругозора, изменение личной позиции в конфликте.
Возможности психологического сопровождения сотрудников при разрешении разного рода конфликтов: техники наблюдения, глубинного интервью, психодиагностика переживаемых в конфликте эмоций.
Анализ конфликта и поиск его причин как рациональная техника разрешения конфликтной ситуации. Эмоциональное отреагирование и его роль при разрешении конфликта. Психологические технологии управления конфликтом. Психологическое посредничество как метод управления конфликтом: медиатор, его статус, цели и инструмены воздействия на участников конфликта. Картография конфликта как ресурс разрешения конфликтной ситуации.
Тема 3. Работа со стрессом после преодоления конфликтной ситуации.Обоснование необходимости работы со стрессом после преодоления конфликтной ситуации. Диагностика психического состояния участника конфликтой ситуации после ее разрешения. Актуальное состояние как результат пережитого конфликтного взаимодействия: оценка физиологических, психологических и поведенческих ресурсов человека. 3 основных стратегии психокоррекционной работы с неблагоприятным функциональным состоянием участника конфликтных взаимодействий:
1. реконструкция внутреннего мира, коррекция неадаптивных, самофрустрирующих стереотипов переживания и поведения, выработка новых, более конструктивных способов восприятия, переживания и поведения;
2. реконструкция связей с социальным окружением и решение актуального жизненного конфликта, улучшение функционирования;
3. непосредственное воздействие на симптомы определенного испытываемого участником конфликта функционального состояния.
Психотерапевтические техники в работе психолога по сопровождению сотрудников при разрешении конфликтов: элементы телесно-ориентированной психотерапии, техники гипноза, поведенческая психотерапия, когнитивная психотерапия, психодинамическая психотерапия, клиентцентрированная (роджерианская) терапия, гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование.
Роль предупреждения и профилактики конфликтов. Кадровые процессы как способы недопущения развития конфликтных ситуаций. Критерии подбора сотрудников для работы в экстремальных условиях деятельности: анализ профессионально важных качеств сотрудников спецподразделений и подбор адекватных средств их оценки. Активные психотехнологии, применяемые при предотвращении развития возможных организационных конфликтов: тренинги адекватного поведения в конфликтных ситуациях. Методы оптимизации социально-психологического климата в организации: традиционный и современный подходы.
Практическое задание. Применение психологических методов для диагностики возможных конфликтных ситуаций: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и должностных инструкций. Анализ позиции медиатора – посредника – при решении конфликта. Освоение приемов реализации психологического посредничества. Применение отдельных элементов психотерапевтических техник разрешения конфликтов.
Эффективная реализация кадровых процессов в организации как средство профилактики потенциальных конфликтов: основы грамотного подбора, адаптации, обучения и мотивации персонала. Анализ возможностей применения теории транзактного анализа Э. Берна для профилактики конфликтных ситуации. Понятие эгосостояний, параллельных и пересекающихся трансакций.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Психологическое сопровождение в конфликте.
2. Психологическое посредничество: функции и способы реализации.
3. Роль психолога при решении конфликта.
4. Картография конфликта как рациональный метод разрешения конфликтной ситуации.
Основная литература:
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., Питер, 2000.
- Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб., Питер., 2000.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ, 1993.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации – М.: Издательство «Инфра-М», 1996.
- Скотт Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996.
Лекция 14. Профилактика и коррекция длительного переживания стресса и синдром посттравматического стресса
Леонова А.Б.
Аннотация. Лекция посвящена проблеме оказания психологической помощи при длительном переживании тяжелых жизненных событий. Рассматривается феноменология стадий этого процесса с указанием срывов психического здоровья, характерных для каждой из них. Специальное внимание уделяется анализу синдрома посттравматического стресса (ПТСР) как особой формы психического расстройства, типичного для специалистов-участников антитеррористических операций. Описываются приемы и методы, направленные на раннюю диагностику, предотвращение и коррекцию начальных признаков его развития с помощью психологических и аппаратурных психофизиологических средств.
Конспект лекции.
Тема 1. Стадии длительного переживания тяжелых стрессовых ситуаций событий и расстройства психического здоровья. Переживание тяжелых событий и экстремальных стрессовых ситуаций представляет собой длительный процесс (в норме не менее нескольких месяцев). Согласно модели М. Хоровитца он состоит из последовательности следующих стадий, на каждой из которых возможно возникновение характерных срывов психического здоровья:
§ событие – ошеломление, состояние генерализованной эмоциональной напряженности (шок, потеря сознания, коллапс);
§ острый протест – субъективное неприятие события (паника, агрессия, буйство, полное истощение);
§ отказ, «отбрасывание» - отрицание события, уход от ситуации (неадаптивное избегание, суициды, наркотики, асоциальное поведение);
§ вторжение – психологическая реконструкция события на основе образов- воспоминаний и навязчивого «всплывания» фрагментов ситуации (измененные состояния сознания, псевдогаллюцинации, поиск потерянного, сужение круга общения);
§ переработка события – выстраивание новых моделей поведения и личностные изменения (в качестве негативных исходов возможны блокировка процессов адаптации, стойкие психосоматические реакций, личностные акцентуации и изменения в характере, стиле жизни);
§ завершение – возвращение к основным формам жизненной активности, восстановление работоспособности, присвоение пережитого опыта и выстраивание нового образа-Я.
Каждый из обозначенных патологических исходов, специфичных для разных стадий процесса переживания тяжелых стрессовых ситуаций, несет серьезную угрозу для жизнеспособности человека и окружающих его лиц. Несвоевременная профилактика и коррекция их развития, требующая организации специализированных медико-психологических мероприятий, приводит к полной или частичной потери трудоспособности вследствии заболеваний, требующих длительного лечения и реабилитации. Специалисты, участвующие в проведении антитеррористических операций и ликвидации их последствий, относятся к группе повышенного риска в этом отношении. К числу наиболее тяжелых и часто возникающих нарушений психического здоровья у этой категории лиц, по долгу службы находящихся в постоянном соприкосновении с трагической динамикой событий, относится синдром посттравматического стресса.
Тема 2. Синдром посттравматического стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) с конца 1980 г.г. относится к клиническим формам нарушения психического здоровья (в соответствии с рубрикацией МКБ-10) и требует серьезной психотерапевтической помощи и медицинского лечения. ПТСР является затяжной и усугубляющейся во времени реакцией на тяжелое стрессовое событие или ситуацию угрозы витального характера (реальная опасность для жизни и получения серьезных увечий и др).
ПТСС определяется как незавершенное переживание тяжелого психотравмирующего события, реакцией на который был интенсивный страх, чувство беззащитности и ужаса, которые типичны для участников военных действий, антитеррористических операций, несчастных случаев, аварий и катастроф, жертв насилия и др.. Этот комплекс переживаний имеет тенденцию к генерализации в течение времени (месяцы и годы после произошедшего события), приводя к тяжелым деформациям в жизни человека – потери трудоспособности, десоциализации, развитии дезадаптивных форм поведения (алкоголизм, наркотические зависимости, объединение в локальные агрессивные группы).
Наличие ПТСР диагностируется не ранее, чем через 6-8 мес. после экстремальной ситуации, и определяется по наличию трех четко выделяемых групп симптомов:
§ повторное переживание травматического события (в сновидениях и своеобразных “выпадениях” из потока жизни), проявляющихся в возникновении острых стрессовых реакций при восприятии (вспоминании) отдельных стимулов, которые сопровождали событие (яркие вспышки света, звуковые удары и т.п.); они служат запусковым механизмом для развертывания целостного поведенческого стереотипа в виде панических припадков ужаса, бегства, самозащиты;
§ постоянные попытки избегать людей, мест и ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся с травматическим событием, часто переживаемые в виде острого эмоционального неприятия настоящего и чувства отчуждения, обособленности, ненужности;
§ болезненное повышение уровня психофизиологической активации, проявляющееся в бессоннице, кошмарных сновидениях, повышенной настороженности/ бдительности, приступов испуга или неоправданного гнева.
Приводятся индивидуальные примеры переживаний ПТСР (по данным участников антитеррористических операций в Дагестане).
Работа по глубинной коррекции и реабилитация лиц, страдающих ПТСР, требует специальной медицинской и психологической квалификации. Задачами администрации и сотрудников психологических служб, работающих с персоналом спецподразделений по борьбе с терроризмом, является организация профилактической работы и своевременное направление пострадавших в специальные лечебно-оздоровительные учреждения.
Тема 3. Диагностическое интервью и применение метода систематической десенсибилизации. Для предварительной диагностики ПТСР на ранних этапах возникновения целесообразно проводить наблюдения за психическим состоянием участников антитеррористических операций и, в случае наличия специфических жалоб и неадекватности в поведении, осуществлять предварительную диагностику. В этих целях можно использовать данные, полученные по системе ИОРС (лекция 3), включающие результаты предваряющей биографической анкеты (с указанием изменений в состоянии здоровья за последние полгода, наличия стрессовых ситуаций в рабочей и личной жизни, вредных привычек) и выраженных проявлений снижения индивидуальной стресс-резистентности. Эту информацию необходимо дополнить содержательными данными опроса проводящейся в форме свободного интервью. В ходе опроса собираются сведения о (1) появлении признаков ПТСР по обозначенным выше группам симптомов, (2) проявлений нервно-психической неустойчивости и (3) личностных особенностей опрашиваемого. Приводятся примеры подготовки схемы интервью на основе комплексов методических разработок отечественных психологов (Е.О. Лазебной, В.Л. Марищука, П.И. Юцкевича).
Для профилактики развития ПТСР важно в течение первых нескольких недель после окончания антитеррористической операции, которая всегда является травматическим событием, организовать для всех ее участников серию занятий по программам психологической саморегуляции состояний (ПСР), проводимых в форме гетеротренинга с использованием видео-музыкальных композиций (лекции 7 и 8). Для индивидуальной коррекции стрессовых состояний у лиц с начальными признаками ПТСР используются элементы суггестивных методик (внушение, самогипноз). Эффективным средством для более глубокой коррекции проявлений ПТСР является метод систематической десинсибилизации (Дж. Уолпе). В нем сочетаются возможности комплексного использования релаксационных техник, самовнушения и собственно психотерапевтических воздействий для снятия остроты эмоционального восприятия элементов травмирующих ситуаций. Применение этих методов в полевых условиях может осуществляться параллельно с использованием аппаратурных средств, работающих по методу БОС (лекция 9).
Тема 4. Психофизиологические реабилитационные процедуры. Для профилактики и коррекции соматических проявлений ПТСР (повышенный уровень активации, вегетативный дисбаланс, быстрая истощаемость, нарушения сна) важным является использование общеукрепляющих процедур (специализированные виды гимнастик, комплексы дыхательных упражнений, массаж), а также немедикаментозные физиотерапевтические средства. К ним относятся (а) баротерапия, (б) контрастные температурные воздействия, (в) озонотерапия лечебное применение кислорода, (г) электросон. Существуют специальные аппаратные средства и портативные установки для оборудования специализированных рекреационных помещений в зоне действия сотрудников антитеррористических служб.
Практическое задание: анализ симптоматики ПТСР и результатов диагностики по системе ИОРС на примере индивидуальных данных участников антитеррористических операций на Северном Кавказе.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Синдромы стрессовых состояний на разных этапах переживаний трудных жизненных ситуаций.
2. Состояния хронического нервно-психического напряжения как фактор развития ПТСР.
3. Профилактика пограничных стрессовых расстройств с помощью приемов саморегуляции состояний.
Основная литература:
Лазебная Е.О. Посттравматическая стрессовая адаптация как системный процесс // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 1. М.: ИП РАН, 2002.
Леонова А.Б. Психопрофилактика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
Посттравматические состояния // Психология состояний. Хрестоматии / Под ред. А.О. Прохорова. М.- СПб: Речь, 2004.
Юнацкевич П.И., Погорельский П.П. Коррекция профессиональной эмоциональной напряженности // Психология профессионального здоровья / Под редю Г.С. Никифорова. Спб: Речь, 2006.