Тема 2. Диагностика психофизиологических ресурсов человека.
Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям: сужение или расширение границ адаптивной психофизиологической нормы в зависимости от социально-психологических факторов (мотивация, социальные нормы и ценности в коллективе). Особенности работоспособности человека, находящегося в критической ситуации.
Принципы диагностики психофизиологических ресурсов человека: комплексная оценка физиологических, психологических (когнитивных) и поведенческих ресурсов профессиоанола. Основные требования к подбору методик для оценки психофизиологических ресурсов:
1. При подборе комплекса методических средств оценки необходимо учитывать, чтобы выбранные методики измеряли параметры каждого из описанных выше типов ресурсов.
2. Необходимо учитывать содержательный аспект предлагаемого диагностического инструментария, отвечающий специфике переживаемого человеком состояния.
3. Нужно учитывать длительность проведения диагностического обследования. Состояние – быстро меняющаяся структура и, если комплекс предлагаемых для его оценки методик будет занимать слишком много времени, есть серьезный риск того, что процесс диагностики изменит само оцениваемое состояние.
Экспресс-методы самооценки стрессового состояния профессионала, пребывающего в особых условиях деятельности: анализ внутренних «маркеров» состояний сниженной работоспособности. Выработка субъективных критериев переживания неблагоприятного состояния профессионалом, находящимся в критической ситуации.
Практическое задание. Применить полученные знания по диагностике состояния к собственному актуально переживаемому состоянию. Выделить первичные субъективные критерии переживания как благоприятного (адекватная мобилизация), так и неблагоприятного (динамическое рассогласование) состояния. Освоить основные методики диагностики субъективной представленности психофизиологических ресурсов человека (методики «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984), «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой и М.С. Капицы, 2003), «Реактивная тревожность» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977))
Тема 3. Методы экстренной мобилизации психофизиологических ресурсов в критических ситуациях.
Основные варианты экстренной мобилизации психофизиологических ресурсов и повышения работоспособности в критических ситуациях: дыхательные техники, самомассаж, коммуникативные воздействия (убеждение, приказ и т.п.), актуализация ранее сформированных навыков саморегуляции.
Тренинг по комплексу психотехнических упражнений на переключение внимания и самоконтроля с элементами активизационных техник психологической саморегуляции. Психотехнические упражнения на переключение внимания: произвольное сужение и расширение поля внимания, смещение акцентов внимания, сопровождаемое резким эмоциональным выходом (крик, выдох, резкое движение как канализация нежелательных эмоций). Особенности применения техник переключения внимания на фоне состояния релаксации: активизация и восстановление ресурсов человеа как ключевой элемент совладания с критической ситуацией. Формирование устойчивого навыка саморегуляции состояния как первооснова тренингов переключении внимания. Возможности формирования целевых установок на активизацию психофизиологических ресурсов в рамках каждой из основных техник психологической саморегуляции: нервно-мышечной релаксации, идеомоторной тренировки, сенсорной репродукции образов, аутогенной тренировки.
Дополнительные методики экспресс-оптимизации состояния человека в критических ситуациях. Методики аутотренинга, самонастроя и формирования четкого образа цели. Работа с остро переживаемыми эмоциями. Техники канализации эмоций. Возможности применения метода визуализации для достижения эффекта эмоционального отреагирования и снятия психологического напряжения в критических ситуациях. Рационализация переживаемой критической ситуации. Совмещение различных методик достижения оптимального состояния для достижения более выраженного оптимизационного эффекта: дыхательные техники с элементами самомассажа.
Критерии подбора оптимизирующей процедуры для лиц, переживших критическую ситуацию. Особенности проведения групповых и индивидуальных занятий по освоению методов психологической регуляции состояния с целью восполнения психофизиологических ресурсов. Варианты психологического сопровождения после прохождения реабилитационных мероприятий для лиц, переживших критическую ситуацию.
Практическое задание. Реализовать на практике рекомендованные психотехнические упражнения и активизационные техники психологической саморегуляции. Обсудить в групповом режиме с преподавателем достигнутый эффект. Обсудить и оценить эффективность каждого из преподанных средств экспресс-мобилизации психофизиологических ресурсов в зависимости от типа критической ситуации. Отработать в малых группах любую из предложенных техник.
Темы курсовых и дипломных работ.
1. Неблагоприятные психические состояния и личностные деформации как следствия длительного переживания критических ситуаций.
2. Способы предотвращения развития критических ситуаций.
3. Психологическая экспертиза критических ситуаций.
4. Методы формирования устойчивости к воздействию экстремальных факторов.
5. Особенности профотбора сотрудников в экстремальных видах труда.
Основная литература.
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
2. Дзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг; игры и упражнения. М.: Класс, 2006.
3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
4. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л., 1978.
5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989.
6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007.
7. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. / Сост. Тарас А.Е., Сельчёнок К.В. Минск: Харвест, 1999.