Становление и развитие политической науки
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427 — 397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протагор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ — общением. Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших.
Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марте Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.
Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.
Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти — одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.
Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов».
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Николо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.
Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора: согласно теории общественного договора народ — источник государственной власти и ее носитель, суверен;
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей. 3) теория разделения властей:
а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге «Утопия» (место, которого нет) он впервые подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности.
В развитии утопического социализма выделяются три этапа: ранний, охватывающий XVI-XVIII вв., период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т. Мор (Англия), Т. Кампанелла (Италия), Дж. Уинстенли, Г. Мабли, Ж. Мелье, Г. Бабеф (Франция).
Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей — Анри Сен-Симона и Шарля Фурье (Франция), Роберта Оуэна (Англия).
Третий этап утопического социализма второй половины XIX столетия в основном представлен русскими революционерами-демократами Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, В. Г. Белинским, А. Г. Герценом и другими. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.
Таким образом, в процессе развития политической мысли происходил процесс накопления теоретических знаний в области понимания политических отношений в период буржуазно-демократических революций, но он не привел к созданию системы политических отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее формирования.
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.
Вторая половина XIX и начало XX века характеризуются утверждением капиталистических отношений в странах Европы и на американском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формирования политологии как самостоятельной науки о политике.
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:
1) политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;
2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты, тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;
3) государство есть продукт классовых противоречий, и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;
4) экономически господствующий класс — он и политически и идеологически господствующий класс;
5) на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание;
6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;
7) политика в марксизме рассматривается лишь, в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.
Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига.
Первый — распад «монолитного Советского блока» и смещение сконцентрированной в Москве «огромной власти» в независимые ныне страны Восточной Европы.
Второй — крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества «второй волны» (Бразилия, Индия и др.) и наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию «третьей волны» (Сингапур, Южная Корея и т. д.).
Третьей — сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, глобальная структура, отражавшая господство индустриальной мощи «второй волны», распадается в условиях становления суперсимволической экономики.
Методы политической науки
Часто для объяснения политики используется понятие парадигмы. Это специфическая, логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. В истории политической мысли часто используются различные парадигмы и, прежде всего, теологическая (религиозная), натуралистическая, социалистическая, рационально-критическая. Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит её истоки в божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и тд). Натуралистическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами. Социальная парадигма по существу совпадает социологическим подходом и истолковывает политику через влияние на неё других сфер общества: экономики, социальной культуры, права, культуры и тд. Рационально-критическая ориентирует на раскрытие внутренней природу политики, её важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов. Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Но не все парадигмы политической мысли, в отличие от методов политики, являются научными, некоторые ориентируют на ложный путь объяснения политических явлений.
Общие методы исследования политики (нередко их называют подходами):
1) социологическийподход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
2) культурологическийподход более частное проявление социологического метода. Он ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
3) нормативныйинормативно-ценностныйподход, на котором в глубокой древности базировалась политическая мысль, предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Требует исходить из должного, желаемого и эстетических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политического поведение и институты.
4) функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.
5) бихевиористскийподход основывается на рассмотрении политической системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.
6) системныйподход предполагает рассмотрение политики как сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
7) институциональныйподход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
8) антропологическийподход требует изучение обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому индивиду потребностями.
9) психологический подходимеет в виду не человека вообще как представителя рода, а как конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств и особенностей его индивидуального развития.
10) деятельныйподход дает динамическую картину политики. Он предполагает рассмотрение ей как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.
11) сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
12) онтологическийподход требует выявления и исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики.
13) историческийподход требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявление связи настоящего, прошлого и будущего.