Становление политической науки

Становление политической науки

Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины. Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений.

Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки. Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.

Предмет и функции современной политической науки

Объект – объективен, предмет – виртуален.

Предмет политологии – закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, а так же взаимодействия по ее поводу между политическими субъектами.

Политология – политическая наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, реализуемых через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида.

Функции политологии:

§ Теоретико-познавательная

Политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

§ Диагностическая

Политология призвана определять соответствие прогрмм политических курсов, как тенденция социального прогресса так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

§ Практическая (инструменталистская)

Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики.

§ Политическая рефлексия

Политология призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

§ Политическая социализация

Политология призвана формировать демократическую, политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидам в политическое сообщество.

§ Прогностическая

Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действия различных факторов.

Теория конституентов

Достоинством такого подхода является рассмотрение лидер­ства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами.

В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последова­тели) лидера, но и его избиратели

Через конституентов проявляется воздействие на политику гос­подствующей политической культуры и прежде всего ценност­ных ориентаций и ожиданий избирателей.

Унитарное государство

Унитарное государство – единая политическая народная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Оно имеет единую конституцию и единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства

В централизованных предоставляется достаточно широкая самостоятельность местным органам управления, но средние уровни управления не обладают значительной автономией, но ориентированные на решение центра (Великобритания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией, но из-за ограничений в области налогообложения наахоодятся в сильной зависимости от центра. (Франция, Италия, Испания).

Федерация

Федерация представляет собой устойчивый союз государств (территорий) самостоятельных в рамках распределенных между ними и центром компетенций. Как правило, имеют собственные законодательные (регионы), исполнительные и судебные органы.

Конфедерация

Конфедерация – союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Его субъекты полностью сохраняют государственный суверенитет и передает в компетенцию союза лишь определенные вопросы, чаще всего, в области обороны, внешней политике, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации, как правило, не прочны и либо перерастают в федерацию, либо распадаются.

Политическая культура.

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры:

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

Избирательные системы.

Основной формой политической активности большинства граждан является участие в выборах, которые проводятся через предусмотренный законом промежутки времени.

В ходе выборов возникают различные общественные отношения по поводу их организации и проведения. Совокупность этих общественных отношений и составляет сущность понятия «избирательная система» (в широком смысле).

Избирательная система – совокупность устанавливаемых законом правил и приемов подготовки и проведения выборов в представительные учреждения или на должности, а также определение результатов голосования.

Наиболее важной частью любой избирательной системы является система представительства т.е. способ нарезки избирательных округов и подсчета набранных теми или иными кандидатами и партиями голосов избирателей.

Говоря об избирательной системе, как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итога голосования.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, при ее применении избранными считаются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов, т.е. то, которое установлено законодательством. В зависимости от того, какое требуется большинство эта система имеет следующую разновидность:

· Мажоритарная система относительного большинства – избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов т.е. больше голосов, чем любой из его соперников, даже в том случае, если ему оказали поддержку менее половины участвующих в голосовании избирателей. Она результативна, единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Победитель может иметь незначительную легитимность.

· Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства – требует для избрания абсолютное число голосов, т.е. более половины общего их числа (50%+1 голос). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Порог явки, обычно, есть. Главное достоинство здесь – победитель обладает достаточной легитимностью. Избранным считается тот кандидат, который был поддержан действительным большинством проголосовавших избирателей. Минус в том, что она часто не результативна. Для преодоления не результативности применяют повторное голосование (второй тур): в него обычно выходят два кандидата, получивших в первом туре наибольшее число голосов.

Недостатками мажоритарных избирательных систем являются, что голоса других кандидатов пропадают.

Пропорциональная система (противные списки)

Число мандатов пропорциональны числу отданному числу голосов избирателей.

Становление политической науки - student2.ru

Чтобы не допускать электората, чтобы не поощрять карликовых партий, чтобы укрепить партийные фракции в парламенте и избежать засилия в нем постоянных конфликтующих между собой мелких группировок избирательное законодательство устанавливает загродительный барьер (порог). При его применении до распределения мандатов не допускаются партии, не собравшие определенного процента голосов (как правило – 3-5%).

Высокий заградительный пункт, что высокое число избирателей оказывается не представленной в парламенте, а голоса не прошедшие в парламент, как бы, растворяются в голосах партий победителей, делая доставшиеся им мандаты более дешевыми.

Главный плюс: большая представительность. Главный минус: зависимость рядовых членов партии и избирателей от партийной верхушки.


Становление политической науки

Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины. Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений.

Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки. Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.

Наши рекомендации