Перечислите основные критерии компетентности общения.
Тема 9. Молодежная субкультура. Неформальные группы как фактор риска
Аннотация. Рассмотрен феномен молодежной субкультуры в контексте дискуссии – является ли молодежная субкультура выражением кризиса социализации, либо особым вариантом социализации. Проанализировано понятие контркультура. Выделены специфические особенности молодежной субкультуры. Рассмотрены особенности некоторых субкультур, выступающие как фактор риска в процессе социализации.
Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода (Коулмен). Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социо-культурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества – тенденция индустриального и постиндустриального общества. Д.Колеман выделяет три причины возникновения подростковых групп – усиливающуюся бюрократизацию общества; социально-экономическую дифференциацию и быстро растущую «индустрию подростков».
Молодежная субкультура представляет собой форму возрастной стратификации подростков, юношей, возраста «вступления во взрослость». Молодежная субкультура представляет собой систему ценностей и образ жизни, противоположный ценностям и образу жизни общества взрослых. Иными словами, подростки и юноши, как бы «выпадают» из мира взрослых, находятся вне социальной структуры. Особенность самосознания представителей молодежной субкультуры в том, что они осознают себя вне структур общества или в промежуточных областях социальных структур, так называемые «лиминальные сообщества», т.е. пороговые сообщества. (В.Тэрнер). Под лиминальностью понимается неопределенность статуса людей, которые либо находятся в процессе перехода из одной социальной структуры в другую (например, из детства ко взрослости), либо оказываются «выпавшими из общества» и из его коммуникативной сети.
В рамках анализа феномена молодежной субкультуры, как правило акцентируется «кризис социализации» или конфликта поколений и утверждается, что разрыв связи между поколениями составляет неизменное условие развития личности (М.Мид, Дж.Старр, Ж.Мандель, Т.Парсонс, В.Тэрнер).Нарушение связи между поколениями разрывает процесс передачи системы ценностей, что составляет отличительную черту молодежной субкультуры, по сравнению с «культурой большинства». Противопоставление себя обществу играет значительную роль в разрешении кризиса идентичности в юношеском возрасте (Э.Эриксон). Подчеркнем, что в последнем случае речь идет о противопоставлении молодого человека взрослому миру в целях профилактики принятия статуса предрешения и поощрения моратория, ведущего к достигнутой идентичности (Д.Марсиа). Негативная идентичность является неадекватным способом разрешения кризиса идентичности (Э.Эриксон).
Можно выделить два подхода, дающих различную интерпретацию феномена «молодежной субкультуры». Сторонники первого подхода полагают, что состояние лиминальности (пороговости) характерно лишь для переходного периода, когда человек изменяет свою социальную позицию с одной «не – взрослой», на другую «взрослую» Найдя свое место в социуме, человек покидает сферу молодежной субкультуры (Т.Парсонс, В.Тэрнер). Здесь решение о «выходе» из просоциальной культуры и включении в контркультуру принимает сам человек. Чаще всего спустя некоторое время новое поколение встраивается в ту же культуру, что и предшествующее. Второй подход основывается на представлении о социальных сдвигах как причине молодежной субкультуры и теории различных типов культур – префигуративной, фигуративной и постфигуративной (М.Мид). Взрослеющая молодежь обнаруживает мир, расходящийся с их детской прежней картиной мира. Процесс социализации нарушается в силу того, что общественные перемены происходят столь быстро, что молодежь отказывается принимать ценности и опыт взрослых как явно устаревший и неадекватный современной реальности и отторгает его. По сути, новое поколение оказывается один на один с необходимостью делать новые выборы и строить новую социальную структур. Здесь новое поколение выступает инициатором смены ценностной культурной парадигмы.
Современные исследователи полагают, что два указанных подхода не противоречат друг другу, а скорее обогащают друг друга. В традиционных обществах в стабильные периоды представители субкультур - это те, кто находится в процессе перехода в социальной структуре. В периоды радикальных социальных перемен представители субкультур – те, кто отрицает ценности культуры большинства и предпочитает уход в контркультуру или экстернальную культуру.
Функции и сущность контркультуры определяется культурно-историческими условиями и социальной динамикой развития общества как системы. Контркультуру нельзя противопоставлять официальной культуре – между ними существует глубокая связь и взаимодополнительность (Щепанская Т.Б.). Экстернальная культура (культура отчуждения и противопоставления групп обществу) аккумулирует нормы и символику, выпадающие из самоописания общества, кристаллизованного в основной культуре. Соотношение основной и экстернальной культуры могут строиться по одной из трех моделей – изоляция, источник развития и инверсия. В стабильном (традиционном) обществе реализуется модель изоляции, при которой представители субкультур оказываются изолированными ритуальным барьером. Нормы и ценности, реализуемые контркультурой, практически не проникают в «большое» общество и отвергаются им. Представители молодежной субкультуры образуют «неформальные группы», квалифицируемые как «отклоняющиеся». Модель «источник развития» реализуется в эпохи общественных перемен, когда ценности и нормы предшествующих поколений приходят в острое противоречие с реальными историческими переменами, что вызывает конфликт поколений (проблемы «отцов и детей»). В рамках этой модели отношений за молодежной субкультурой признается культуротворческая развитийная функция (М.И.Новинская). Аналогично «карнавальной субкультуре» (Ю.М.Лотман), молодежная контркультура является основой развития общества в целом, закладывая ростки вариативности развития и выхода за пределы традиционной реальности (А.Г.Асмолов). Идеи и нормы экстернальной культуры проникают в основную культуру и перестраивают социальную систему, конечно, лишь в том случае, если они адекватны происходящим переменам в системе социального функционирования. Модель «инверсии» актуализируется в ситуации идеологического ценностно-нормативного «переворота» и характеризуется тем, что идеи, нормы и символы экстернальной культуры становятся основой структурирования и упорядочивания общества, а традиционные ценности становятся «внешними» и со временем приобретают статус экстернальной (внешней, «чужой») субкультуры.
Молодежная субкультура выполняет следующие функции: социализацию молодежи как процесс смены и трансформации позиций в социальной структуре; культуротворческую функцию; функцию «источника развития» общества; функцию удовлетворения потребностей молодого человека в самоопределении и самореализации; обеспечении потребностей в безопасности, аффилиации, общении.
Сложившаяся в психологии традиция анализа неформальных подростковых и юношеских групп первоначально была связана в основном с рассмотрением негативных аспектов возникновения и влияния на развитие личности участников различных молодёжных неформальных объединений. Исследования проводились на «трудных» подростках, на криминальных группировках. Затем понятие «неформальное объединение» стало рассматриваться значительно шире. Выделяются самые разнообразные виды неформальных объединений, которые ставят самые разнообразные цели, соответствуют самым различным потребностям.
В психологии существует ряд определений неформальных молодёжных объединений, в которых фиксируются различные психологические параметры как самих этих объединений, особенностей субкультуры в целом, так и специфические психологические характеристики молодых людей, входящих в эти объединения. Неформальное молодёжное объединения – социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях. (Л.А.Радзиховский).
Неформальное молодёжное объединения рассматривается как разнородные группы сверстников (от 12 до 35 лет), совместно проводящих свободное время (или всё время), имеющих внешние и внутренние отличия друг от друга (О.А.Власова).
В определении К.Е.Игошева и Г.М.Миньковского подчёркивается связь межличностного общения и содержания социальной ситуации в целом. Неформальное молодёжное объединения определено как общность, состоящая из подростков и лиц молодого возраста, характеризуемая рядом неотъемлемых признаков; таких как «возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию потребностей, не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности. В исследованиях А.С.Запесоцкого, А.П.Фаина и других неформальное молодёжное объединения рассматривается как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенностями ролевого поведения.
Основными характеристиками молодежной субкультуры являются (А.Коэн, Т.П.Щепанская):
- самоорганизация, как формирование в ситуации неопределенности ролевых и коммуникативных структур. Как правило, неформальные объединения характеризуются трехслойной иерархической структурой. Например, в армейской субкультуре «дедовщины» - «деды» (сверху), «шнурки» (снизу) и между ними средний слой. Аналогично в лагерной подструктуре – «воры» - элита, «мужики» - средний слой; « «опущенные» или «чушки» - нижний слой; а в субкультуре «металлистов» - лидер и элита, металлисты и гопники.
- выработка ритуалов, определяющих обряды инициации – перехода в новое состояние ранга, статуса, возрастную группу;
- символика как способ маркировки «своих» и «чужих», знаки принадлежности к сообществу и статусу в рамках сообщества; обеспечивающая коммуникацию благодаря невербальным (символы) и вербальным – сленг – средствам;
- референтность - степень значимости для представителя субкультуры статуса принадлежности, степень уважения ценностей, норм группы;
- групповая идентичность - общность самосознания, степень принятия ценностей, норм, жизненных целей и стратегий субкультуры и стпень идентификации с ней.
Классификация неформальных молодёжных объединений включает следующие виды сообществ: политические; конкретная деятельность; фанатическая приверженность (музыкальным исполнителям, футбольным командам, актёрам и др.); альтернативный образ жизни; принадлежность к этносу; интернет-сообщество.
Анализ направленности молодёжных политических организаций показывает, что их идеологическая направленность очень разная и тесно связана с платформой той партии, которая изначально организовывала данное объединение. Членство в подобных структурах является проводником формирования социально-политических ориентации молодёжи, можно сказать, что они реализуют функции институтов политической социализации.
Социально-психологический анализ этих социальных институтов включает в себя несколько аспектов. Оценка их места в социальной структуре и значимость их именно в молодёжной среде. Содержание тех идеологем, которые транслируются этими институтами. Важным вопросом является анализ формирования (или не формирования) активной социальной позиции участников этих объединений, их роль в формировании ряда необходимых для современного человека социально-политических установок (таких, как, например, толерантность, патернализм и др.)
Этническая молодёжная субкультура значительно более расплывчата и неорганизованна, однако, при определённых обстоятельствах может на короткое время организоваться. Существуют также и формализованные по этническому принципу объединения.
Важность отслеживания ситуации в процессе функционирования этнических объединений связана с противоречивой тенденцией современного общества. С одной стороны, взаимодействие различных этнических групп становится всё более распространённым явлением, формой существования современного общества. Широкие миграционные процессы приводят к актуальности межэтнической коммуникации. Однако, с другой стороны, наблюдается обратная тенденция усиления процесса межэтнического противостояния и напряженности. Актуальнейшим вопросом в такой ситуации оказывается мониторинг межэтнических отношений в конкретных социальных условиях и работа с установками и поведенческими паттернами межэтнического взаимодействия.
Альтернативная социализация представлена широко распространенными в современном обществе группами ролевиков.
Субкультура «ролевиков»имеет очень специфический характер. Она состоит из нескольких течений, каждое из которых включает в себя широкое поле эпизодических участников и небольшое «ядро» постоянно участвующих в играх и организующих эти игры людей. Это сообщество максимально десоциализировано, связано с созданием фантастической игровой реальности. Можно выделить психологические особенности группы «ролевиков» и те функции, которые она выполняет в социализации подростков, которые входят в нее:
- главной особенностью данного сообщества является приверженность к ролевым играм; в игровой реальности, где нет необратимых последствий, проще конструировать образ себя, есть возможность многократно пробовать, расширять свой поведенческий репертуар; подросток может экспериментировать с ролями, найти ту сферу, где он будет на высоте;
- для большинства подростков группа становится референтной группой сверстников, тем социальным окружением, в котором в дальнейшем протекает социализация подростка;
· “застревание” в этом сообществе, когда подросток идентифицируется со своей ролью, не задумывается о своей жизни, не проявляет личностной активности, видимо, связано с тем, что человек не становится членом реального общества, переживает диффузию идентичности; теряет собственную сущность, возможность самореализации в реальной деятельности.
·
Вопросы:
1. Охарактеризуйте основные функции молодежной субкультуры.
2. Назовите главные характеристики субкультуры.
3. Приведите примеры молодежных субкультур, реализующих альтернативную социализацию? десоциализацию? Обоснуйте свой ответ.
Задания: