Финансовые потоки территорий

Эффективная бюджетная политика регионального органа власти не может быть основана на мониторинге одних лишь бюджетных параметров, а должна охватывать широкий их спектр, в том числе банковских, фондовых, а также параметров финансов местных отделений федеральных органов власти в субъекте Федерации. Пример по Республике Карелия.

Первое. В части государственных финансов республика за 2004 год имеет место чистый приток средств в размере 7,4 млрд. рублей. Эта цифра получена как разница между теми налогами, которые местные налогоплательщики уплатили в федеральный бюджет (1,8 млрд. рублей), и теми расходами, которые федеральный центр понес за счет средств федерального бюджета на территории Республики Карелия (9,2 млрд. рублей).

Рисунок 1.

 
Финансы органов
власти всех уровней
 
Финансы
хозяйствующих
субъектов
 
Финансы населения
 
Финансовая система Республики Карелия, 2004 год
 
Суммарный отток средств – 14,6 млрд. рублей
 
Приток 7,4
млрд. рублей
 
Отток
 
млрд. рублей
 
Отток
 
 
млрд. рублей
 

Второе. В части финансов хозяйствующих субъектов республика за 2004 год имеет место чистый отток средств из банковской системы региона в размере 18 млрд. рублей. Эта цифра получена как разница между суммой средств, зачисленных на корсчета в Нацбанке РК, и суммой средств, списанных с корсчетов. В сумме оттока присутствуют почтовые переводы (вернее – превышение отправки переводов из РК в другие регионы над их поступлением в республику) в сумме 0,4 млрд. рублей и перечисление средств в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Третье. В части наличных средств из банковской системы республики произошел отток средств в размере 4 млрд. рублей. Это разница между выданной банками наличностью и принятой. Иначе говоря на руках у населения за год стало на 4 млрд. наличных рублей больше. Примечательно, что объем валютной наличности в республике вырос только на эквивалент 0,2 млрд. рублей. Выводы:

Первый. Республика является источником финансовых ресурсов для остальных российских регионов. Чистый отток средств за 2004 год составил 14,6 млрд. рублей. Это суммарный результат по всем трем пунктам.

Второй. Из этой суммы, предположительно, объем средств потенциально способных стать местными инвестициями составил не менее 1,5 млрд. рублей (объем сбережений в банковской системе за 2004 год вырос на 1,3 млрд. рублей, прирост наличных валютных накоплений – 0,2 млрд.).

ФИНАНСЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Под органом власти понимается вся совокупность юридических лиц, официально реализующих властные полномочия. Цель органов власти заключается в создании условий для достижения физическими лицами и хозяйствующими субъектами своих целей. Под этими условиями понимается не только создание эффективного законодательства и осуществление разумного регулирования, но и обеспечение социальной справедливости в обществе путем перераспределения части товаров и услуг через бюджет. В первую очередь именно для этого в государстве должны взиматься налоги, поскольку в условиях отсутствия социальной справедливости отпадает потребность в защите государства и поддержании правопорядка.

Орган власти вправе заниматься созданием прибавочной стоимости, но только социального, некоммерческого характера. Такое право вытекает из необходимости обеспечения социальной справедливости. Все, что касается извлечения прибавочной стоимости с целью получения дохода, должно быть прерогативой частного бизнеса и государство не должно быть ему конкурентом. Что касается "дополнительных доходов", то это фактически скрытое увеличение налоговой нагрузки, оправдываемое, например тем, что привлеченные средства пойдут на нужды малоимущих. Возникает вопрос, почему нельзя это делать в установленном порядке, вводя новые или повышая старые налоги, либо сокращая часть уже имеющихся расходов. Таким образом, финансы органов власти могут обслуживать два совершенно разных по содержанию финансовых потока – бюджетный (госрегулирование экономики, содержание бюджетных учреждений, социальная защита…) и предпринимательский (создание предприятий, строительство крупных объектов, кредитование…).

Денежный фонд. Единственный денежный фонд, который может быть у органа власти – это бюджет. Бюджет – это фонд денежных средств, формируемый по решению и под ответственность соответствующего депутатского корпуса и исполняемый на основе законодательного акта – закона о бюджете – уполномоченной государственной или муниципальной структурой, чаще всего финансовым управлением, либо в относительно небольших населенных пунктах – самой администрацией местного самоуправления и ее централизованной бухгалтерией.

Данное определение отличается по сути от определения, данного понятию «бюджет» Бюджетным кодексом РФ. Отличие состоит в том, что по Кодексу бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств. Но денежный фонд как раз таки и может существовать только в одной из форм: либо в виде бюджета, либо внебюджетного фонда, либо сметы, либо просто в виде денег на счете без специальных правил их расходования. Таким образом, Бюджетный Кодекс констатирует, что бюджет – это денежный фонд, но не указывает принципиального отличия бюджета от других форм образования денежных фондов.

Денежный фонд, существующий в виде бюджета, отличается от денежного фонда, существующего в виде сметы, не только тем, что смета – это всегда составная часть бюджета, но и тем, что смета утверждается в рамках исполнительной власти, а бюджет – законодательной. Региональный бюджет принципиально отличается от федерального тем, что только в составе последнего могут быть секретные статьи расходов. Структурой доходных и расходных частей бюджеты всех уровней принципиально друг от друга не отличаются.

Основные составляющие доходной части бюджета:
Источники доходов бюджета:
НАЛОГОВЫЕ
НЕНАЛОГОВЫЕ
- собственные - закрепленные
Источники покрытия дефицита бюджета:
- сборы и пошлины - штрафы - использование госимущества - часть прибыли госпредприятий - выручка от оказания платных услуг
ТРАНСФЕРТЫ
ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ
- дотации - субсидии - субвенции - политический трансферт
- эмиссия ценных бумаг - эмиссия суррогатов ценных бумаг - бюджетные ссуды - коммерческие кредиты
- продажа имущества - остатки на начало года - использование средств депозитов и страховых фондов
финансовые потоки территорий - student2.ru финансовые потоки территорий - student2.ru финансовые потоки территорий - student2.ru финансовые потоки территорий - student2.ru Структура доходной части регионального бюджета

Рисунок 2.

Контрибуции

Доходная часть бюджета всегда должна быть равна расходной части, иначе говоря «расходам бюджета» и состоять из собственно доходов и средств, привлеченных на определенных условиях для покрытия дефицита бюджета. Доходы бюджета слагаются из налоговых и неналоговых поступлений, а также в отдельных случаях – из поступлений от контрибуции. Также доходы бюджета можно классифицировать как собственные и закрепленные.

Помимо доходов в состав доходной части бюджета входят трансферты, заемные средства и внутренние резервы. Трансферты — это безвозмездные, так же, как и доходы, поступления, однако их получение связано зачастую не с денежными, а с политическим условиями. За получение трансферта, как и за получение коммерческого кредита, надо платить, однако плата за трансферт взимается не в виде денежных средств, а в виде политического подчинения, потери органом власти-получателем трансферта части политических прав, обязанности соблюдать определенные требования. Под трансфертами понимаются дотации, субсидии и субвенции, а также политический трансферт. Дотация – это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субвенция – средства, имеющие целевое назначение; субсидия – средства, выделяемые на финансирование совместного проекта.

Наши рекомендации